Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижние Серги
Рабочая программа
по курсу
«французский язык как второй
иностранный язык»
для 7-9 классов
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги
(ФГОС ООО)
Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена
Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ
№1 г. Нижние Серги, ou=Директор,
email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.02.02 10:12:36 +05'00'
1. Планируемы результаты освоения учебного курса «Французский язык как второй
иностранный язык». Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий формируются внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные
мотивы, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение
иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
• формирование
мотивации
изучения
иностранных
языков
и
стремление
к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной
компетенции
и межкультурной
и межэтничекой
коммуникации;
• толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей
страны и мира.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты это комплекс познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми
типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном
учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Виды регулятивных УУД:
• целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений от него;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в
случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию
- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают
способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать
знаково-символические
средства,
в том
числе овладевают действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приёмы решения задач.
Виды познавательных УУ Д :
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
2
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
• смысловое чтение;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера.
О собую
группу
общеучебных
универсальных
действий
составляют
знаково
символические действия.
• моделирование;
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков;
• синтез как составная целого из частей;
• сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают
умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать
информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи
в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты
Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных,
лексических, грамматических) и развитие умений в 4 -х основных видах деятельности, а именно:
говорении,чтении,аудировании, письме.
Говорение:
• участие в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность,
приветствие);
• умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто?, Что?, Где?, Когда?,
Почему?), и отвечать на них;
• кратко рассказ о себе, своей семье, друге;
• составление небольшого описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
Чтение:
• чтение вслух с соблюдением правила произношения и соответствующ ую интонацию,
доступных по объему тексты, построенных на изученном языковом материале;
3
• чтение про себя с пониманием основного содержания доступных по объему текстов,
построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным
словарем;
Аудирование:
• внимательное прослушивание материалов;
• выполнение четких указаний и инструкций;
• прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;
Письмо:
• списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
• писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
Коммуникативные результаты
Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей
(партнера) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и со сверстниками.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
• вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
• вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.д.)
•
•
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
• строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые
слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст,
ключевые слова/план/вопросы;
• описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать
факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с
предложенной ситуацией общения;
• кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.
п.)
• кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
•
Аудирование
4
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в
аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество
неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
• использовать контекстуальную ши языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые слова.
•
Чтение
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие
отдельные неизученные языковые явления;
• читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные
языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в
явном и в неявном виде;
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном
языковом материале;
• выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале
аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
• восстанавливать текст из разрозненных абзацев ши путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол,
возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
• писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка,выражать пожелания (объемом
30—40 слов, включая адрес);
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать
аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;
давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
• писать электронное письмо (е-таИ) зарубежному другу в ответ на электронное письмостимул;
• составлять план/тезисы устного ши письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
• писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т. п.).
•
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• правильно писать изученные слова;
5
• правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного
предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный
знак в конце восклицательного предложения;
• расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с
нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
•
сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации,
произносить слова изучаемого иностранного языка;
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
• членить предложение на смысловые группы;
• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их
ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный,
альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия
фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах
тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические
единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в
пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и
конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной
задачей;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
существительных с суффиксами-йоп, -зюп (соПесйоп, гёу1зюп); -етеп* (арраЛетеЩ); -еиг
(огбта1:еиг); -иге (зщпаШге); -еПе (Ысус 1еПе, сНзсщеИе); чцие (§утпазбцие); чз1е, ч з т е (]оигпаПз1е.
1оипзте); -ег/-ёге (Ьои1ап§ег/ Ьои1ап§ёге); чеп/чеппе (рНагташеп/рЬагтааеппе); -епе (рагШ тепе);
-епсе, -апсе (ргёйёгепсе, сопйапсе); -апе (циезЦошшге); -он, -опе (соиЫг, т ё т о й е ) ; -а§е
(Ьпсо1а§е); 4 е (асйуйё); -ибе (аШШбе); -а1зоп (сотрагшзоп); -еззе Оеипеззе); чзе (Шапсйзе);
наречий с суффиксом -теп*;
прилагательных с суффиксами: -еиг/-еизе (Ьеигеих/Ъеигеизе); чцие (зутраПцие); -ап1 (т1ёгеззап1); а т ( а т ё п с а т ); -а 15 (&ап9а1з); -013 (сЫпогз);
-1еп (рапз 1еп); -аЫе/-1Ые (у 1уаЫе, Нзййе); -е 1/-е11е, -а 1/-а1е, -Ие, -П/-Ше (ргойе8зюппе 1, §ёша 1,
(НШс11е, §епй 1); -аЫе, чЫе ((о гт 1баЫе, розз1Ые); -еаи/-е11е (поиуеаи/поиуеПе); -айе (р 1апёга1ге); аиГЛаЦуе (1та§1пай();
б) префиксация существительных, прилагательных и глаголов: т - , 1 т - И- (1псоппи, ^троззййе,
ИНз1Ые); бе-(бёраП, бёсоига§ег); 613- (сйзрагаЩе); ге-, ге-(ге&1ге, гёу1зег); ргё- (ргёуешг); т е (тёйаЩ ); а-(азз1тё1г1цие); ех1га- (ехЦаогбтане); апП- (аппг1бе);
в) словосложение: существительное + существительное (1ё1ё-саг1;е); существительное + предлог +
существительное (зас-а-боз); прилагательное + существительное (суЬегсаГё); глагол +
местоимение (гепбег-уоиз); глагол + существительное (раззеЧетрз); предлог -(-существительное
(зоиз-зо1);
г) конверсия (образование существительных от неопределенной формы глагола (сопзеШег —
ипсопзеИ).
6
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в
пределах тематики основной школы;
• знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные
синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
• распознавать иупотреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
• распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его
целостности;
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении
незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам.
•
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в
коммуникативно-значимом контексте:
• распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и
отрицательной форме) и восклицательные;
• распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном
порядке;
• распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными
союзами;
• распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными
словами;
• использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в
настоящем и прошедшем времени;
• распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во
множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
• распознавать
и
употреблять
в
речи
существительные
с
определенным/неопределенным/нулевым артиклем;
• распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, возвратные,
указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
• распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и
превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
• распознавать и употреблять в речи прилагательные в положительной, сравнительной и
превосходной степенях;
• распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
• распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах
действительного залога;
• распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения
будущ его времени;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
• распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога;
• распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги,
употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени, цели, условия,
определительными;
7
распознавать иупотреблять в речи сложноподчиненные предложения;
• распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в
правшъном порядке их следования;
• распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога,
страдательного залога;
• распознавать иупотреблять в речи модальные глаголы;
• распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола без
различения их функций и употреблять их в речи;
• распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие I + существительное» и
«Причастие II + существительное».
•
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
• употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения
основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
• представлять родную страну и культуру на французском языке;
• понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
• находить сходство иразличие в традициях родной страны и страны изучаемого языка.
•
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
• выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при
говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
•
2. Содержание учебного курса «Французский язык как второй иностранный язык»
Освоение предмета «Иностранный язык (второй)» в основной школе предполагает
применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и развитие
иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся
для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык (второй)» направлено на достижение
обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем
общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового
материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями
других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и
межкультурного общения.
Изучение предмета «Иностранный язык (второй)» в части формирования навыков и
развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано
на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История»,
«География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные
взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Д осуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от
вредных привычек.
8
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним.
Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма Каникулы. Переписка с зарубежными
сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь
в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса,
телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение.
Климат.
Население.
Достопримечательности.
Культурные
особенности:
национальные
праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их
вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания
речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик ( 1-й год обучения) до 4-5 реплик (2-3 года обучения) со стороны
каждого учащегося. Продолжительность диалога - до 2 , 5-3 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных
коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с
высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную
наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план,
вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз ( 1-й год обучения) до 10-12 фраз (2-3 года
обучения). Продолжительность монологического высказывания: 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и
точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение,
беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и
иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять
основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания
текстов для аудирования - до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных
аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных
текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых
явлений.
Чтение
9
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание:
с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/
запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения,
объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся,
иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу
школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах
в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать
некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения -д о 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации
осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество
незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных
на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
• заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность,
адрес);
• написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение
пожеланий (объемом ЗО^Ю слов, включая адрес);
• написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать
адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет,
просить о чем-либо), объем личного письма около 100-120 слов, включая адрес;
• составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов
проектной деятельности.
• делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с
коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов.
Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного
знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного
произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение
правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы.
Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение
правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации
общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых
словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры
стран изучаемого языка в объеме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность
лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых
предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
10
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное,
восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и
множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных
степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных,
неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и
порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах
действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их
символике и культурном наследии;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их
символике и культурном наследии;
• знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении
выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов
фольклора (пословицы и т. д.);
• представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о
некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого
языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
• умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь
зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова,
план к тексту, тематический словарь и т. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов и т. д.;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником
жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
• работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение,
расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение
таблиц;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования,
составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение,
анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка
краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по
проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими
участниками проектной деятельности;
11
•
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ;
• пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
3. Тематическое планирование (распределение учебных часов по разделам программы)
7 класс (1 час в неделю; 35 часов)
№
Содержание программы
1
Предметное содержание речи
Моя семья.
.
1.1
Колво
часов
12
2
Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
1.2
Мои друзья.
1
Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
взаимоотношения с друзьями и в школе.
1.3
Межличностные
Свободное время.
2
Д осуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги.
Молодежная мода.
1.4
Здоровый образ жизни.
1
Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных
привычек.
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
Спорт.
1
Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы
и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма.
Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
Транспорт.
Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы
экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации Роль средств массовой информации в
жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение,
радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
2
-
-
1
2
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы.
Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности.
Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты,
исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в
науку и мировую культуру
2.
2.1
2.1.1
11
3
2
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
12
диалог этикетного характера - начинать, поддерживать и заканчивать
разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать
благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
диалог-расспрос - запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто?
что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции
спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать,
"брать интервью";
диалог - побуждение к действию - обращаться с просьбой и выражать
готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его;
приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться
принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие
принять его, объяснять причину;
диалог - обмен мнениями - выражать точку зрения и соглашаться/не
соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение,
эмоциональную
оценку
обсуждаемых
событий
(радость/огорчение,
желание/нежелание),
2.1.2
1
Монологическая речь
кратко
высказываться
о
фактах
и
событиях,
используя
такие
коммуникативные
типы
речи,
как
описание/характеристика,
повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
2.2
3
Аудирование
выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и
прогнозировать его содержание;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с
опорой на языковую догадку, контекст;
игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для
понимания.
2.3
2
Чтение
Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на
материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран
изучаемого языка. Формирование умений:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных
адаптированных текстов разных жанров.
Формирование умений:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной
переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ,
составление плана);
оценивать полученную информацию, выра выражать свое мнение;
комментировать \ объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации умение просмотреть текст (статью из газеты, журнала) и выбрать
информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
2.4
3
Письменная речь
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
13
выражение пожеланий (объемом 30—40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без
опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то
же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо),
объем личного письма около 100-120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое
изложение результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания
в соответствии с коммуникативной задачей.
3.
3.1
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография.
12
1
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа
обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико
грамматического материала
3.2
Фонетическая сторона речи
2
Различение на слух всех звуков французского языка и их адекватное
произношение, соблюдение правильного ударения в словах и ритмических
группах. Соблюдение правил сцепления (Иа1зоп) и связывания (еп сй атетеп !)
слов внутри ритмических групп, соблюдение правил сцепления перед Ь
немой и Ь придыхательной. Ритмико-интонационные навыки произношения
разных типов предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том
числе применительно к новому языковому материалу
3.3
Грамматическая сторона речи
2
Нераспространенные и распространенные простые предложения. Безличные
предложения. Предложения с неопределенно-личным местоимением оп.
Сложно-сочиненные
предложения
с
союзами
т а 1з,
ш
...
ш.
Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными (союз
цие), определительными (союзные слова цш, цие, <Зоп1, ой), обс
тоятельственными
(наиболее распространенные
союзы, выражающие
значения времени (циапё), места (ой), причины (рагсе цие). Все типы
вопросительных предложений. Прямой порядок слов и инверсия. В оп
росительное прилагательное сще1, вопросительные наречия ой, циане!,
сош теп!, роигциоц вопросительные местоимения цш, цие. Отрицательные
частицы р1из, ) а т а 1з, поп, регзоппе. Ограничительный оборот пе ... цие.
3.4
2
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее
распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, репликклише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка;
основные
способы
словообразования:
аффиксации,
словосложения,
конверсии.
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации
общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц
(включая 500 усвоенных в начальной школе), в том числе устойчивые
словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
4.
1
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя
знания
о
национально-культурных
особенностях
своей
страны
и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и
в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
5.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
работать
с
информацией:
поиск
и
14
выделение
нужной
информации,
1
обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими
методами
(наблюдение,
анкетирование,
интервьюирование),
анализ
полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта
и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с
другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
6.
Специальные учебные умения
1
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
7.
Компенсаторные умения
1
Развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а
именно: использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные
средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании - языковую догадку,
прогнозирование содержания.
8.
Учебно-познавательные умения
1
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного
характера, требующей использования иноязычных источников информации.
Тематическое планирование (распределение учебных часов по разделам программы)
8 класс (1 час в неделю; 35 часов)
№
Содержание программы
1.
1.1
Предметное содержание речи
Моя семья.
Кол-во
часов
16
-
Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
1.2
Мои друзья.
2
Лучший друг/подруга. Внешность и черты
взаимоотношения с друзьями и в школе.
1.3
характера.
Межличностные
Свободное время.
1
Д осуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги.
Молодежная мода.
1.4
Здоровый образ жизни.
1
Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных
привычек.
1.5
Спорт.
1
1.6
Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы
и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма.
2
15
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
Транспорт.
Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы
экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации Роль средств массовой информации в
жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение,
радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
2
2
-
2
3
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы.
Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности.
Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты,
исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в
науку и мировую культуру
2.
2.1
2.1.1
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
10
4
2
диалог этикетного характера - начинать, поддерживать и заканчивать
разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать
благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
диалог-расспрос - запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто?
что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции
спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать,
"брать интервью";
диалог - побуждение к действию - обращаться с просьбой и выражать
готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его;
приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться
принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие
принять его, объяснять причину;
диалог - обмен мнениями - выражать точку зрения и соглашаться/не
соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение,
эмоциональную
оценку
обсуждаемых
событий
(радость/огорчение,
желание/нежелание),
2.1.2
Монологическая речь
2
кратко
высказываться
о
фактах
и
событиях,
используя
такие
коммуникативные
типы
речи,
как
описание/характеристика,
повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
2.2
Аудирование
2
выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и
прогнозировать его содержание;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с
опорой на языковую догадку, контекст;
игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для
понимания.
2.3
2
Чтение
Чтение с пониманием основного содержания
материалах, отражающих особенности быта,
изучаемого языка. Формирование умений:
16
аутентичных текстов на
жизни, культуры стран
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных
адаптированных текстов разных жанров.
Формирование умений:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной
переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ,
составление плана);
оценивать полученную информацию, выра выражать свое мнение;
комментировать \ объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации умение просмотреть текст (статью из газеты, журнала) и выбрать
информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
2.4
Письменная речь
2
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
выражение пожеланий (объемом 30-40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без
опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то
же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо),
объем личного письма около 100-120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое
изложение результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания
в соответствии с коммуникативной задачей.
3.
3.1
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография.
9
1
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа
обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико
грамматического материала
3.2
Фонетическая сторона речи
1
Различение на слух всех звуков французского языка и их адекватное
произношение, соблюдение правильного ударения в словах и ритмических
группах. Соблюдение правил сцепления (Иа1зоп) и связывания (епсЬатешеп!)
слов внутри ритмических групп, соблюдение правил сцепления перед Ь
немой и Ь придыхательной. Ритмико-интонационные навыки произношения
разных типов предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том
числе применительно к новому языковому материалу
3.3
Грамматическая сторона речи
1
Нераспространенные и распространенные простые предложения. Безличные
предложения. Предложения с неопределенно-личным местоимением оп.
Сложно-сочиненные
предложения
с
союзами
пш з,
ш
...
ш.
Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными (союз
цие), определительными (союзные слова цш, цие, с!опЦ ой), обс
тоятельственными
(наиболее распространенные
союзы, выражающие
значения времени ^иапё), места (ой), причины (рагсе цие). Все типы
вопросительных предложений. Прямой порядок слов и инверсия. Воп
росительное прилагательное цие1, вопросительные наречия ой, циапё,
согпшеп!, роштщоц вопросительные местоимения дш, дие. Отрицательные
17
частицы р 1из, |аггшз, поп, регзоппе. Ограничительный оборот пе ... рие.
3.4
Лексическая сторона речи
1
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее
распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, репликклише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка;
основные
способы
словообразования:
аффиксации,
словосложения,
конверсии.
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации
общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц
(включая 500 усвоенных в начальной школе), в том числе устойчивые
словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
4.
Социокультурные знания и умения.
1
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя
знания
о
национально-культурных
особенностях
своей
страны
и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и
в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
5.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
1
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации,
обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими
методами
(наблюдение,
анкетирование,
интервьюирование),
анализ
полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта
и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с
другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
6.
Специальные учебные умения
1
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
7.
Компенсаторные умения
1
Развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а
именно: использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные
средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании - языковую догадку,
прогнозирование содержания.
8.
Учебно-познавательные умения
1
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного
характера, требующей использования иноязычных источников информации.
Тематическое планирование (распределение учебных часов по разделам программы)
9 класс (1 час в неделю; 35 часов)
18
№
Содержание программы
1.
Предметное содержание речи
Моя семья.
1.1
Кол-во
часов
15
“
Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
1.2
Мои друзья.
Лучший друг/подруга. Внешность и черты
взаимоотношения с друзьями и в школе.
1.3
характера.
Межличностные
2
Свободное время.
Д осуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги.
Молодежная мода.
1.4
2
Здоровый образ жизни.
Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных
привычек.
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1
Спорт.
Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы
и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма.
Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
Транспорт.
Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы
экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации Роль средств массовой информации в
жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение,
радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
2
1
2
2
3
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы.
Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности.
Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты,
исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в
науку и мировую культуру
2.
2.1
2.1.1
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
10
4
2
диалог этикетного характера - начинать, поддерживать и заканчивать
разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать
благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
диалог-расспрос - запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто?
что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции
спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать,
"брать интервью";
диалог - побуждение к действию - обращаться с просьбой и выражать
готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его;
приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться
принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие
принять его, объяснять причину;
диалог - обмен мнениями - выражать точку зрения и соглашаться/не
соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение,
эмоциональную
оценку
обсуждаемых
событий
(радость/огорчение,
19
желание/нежелание),
2.1.2
2
Монологическая речь
кратко
высказываться
о
фактах
и
событиях,
используя
такие
коммуникативные
типы
речи,
как
описание/характеристика,
повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
2.2
2
Аудирование
выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и
прогнозировать его содержание;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с
опорой на языковую догадку, контекст;
игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для
понимания.
2.3
2
Чтение
Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на
материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран
изучаемого языка. Формирование умений:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных
адаптированных текстов разных жанров.
Формирование умений:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной
переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ,
составление плана);
оценивать полученную информацию, выра выражать свое мнение;
комментировать \ объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации умение просмотреть текст (статью из газеты, журнала) и выбрать
информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
2.4
2
Письменная речь
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
выражение пожеланий (объемом 30-40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без
опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то
же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо),
объем личного письма около 100-120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое
изложение результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания
в соответствии с коммуникативной задачей.
3.
3.1
Языковые средства и навыки оперирования ими
Г рафика, каллиграфия, орфография.
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа
обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико
грамматического материала
20
10
1
3.2
1
Фонетическая сторона речи
Различение на слух всех звуков французского языка и их адекватное
произношение, соблюдение правильного ударения в словах и ритмических
группах. Соблюдение правил сцепления (На1зоп) и связывания (епсНатетеШ.)
слов внутри ритмических групп, соблюдение правил сцепления перед Ь
немой и Н придыхательной. Ритмико-интонационные навыки произношения
разных типов предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том
числе применительно к новому языковому материалу
3.3
2
Грамматическая сторона речи
Нераспространенные и распространенные простые предложения. Безличные
предложения. Предложения с неопределенно-личным местоимением оп.
Сложно-сочиненные
предложения
с
союзами
ша1$,
ш
...
ш.
Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными (союз
цие), определительными (союзные слова цш, цие, йопй ой), обс
тоятельственными (наиболее распространенные союзы, выражающие
значения времени (циапб), места (ой), причины (рагсе еще). Все типы
вопросительных предложений. Прямой порядок слов и инверсия. В оп
росительное прилагательное цие1, вопросительные наречия ой, циапё,
с о т т е Щ , рошгщоц вопросительные местоимения цш, цие. Отрицательные
частицы р 1из, ]а т а 1з, поп, регзоппе. Ограничительный оборот пе ... яие.
3.4
1
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее
распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, репликклише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка;
основные
способы
словообразования:
аффиксации,
словосложения,
конверсии.
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации
общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц
(включая 500 усвоенных в начальной школе), в том числе устойчивые
словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
4.
1
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя
знания
о
национально-культурных
особенностях
своей
страны
и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и
в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
5.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
1
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации,
обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими
методами
(наблюдение,
анкетирование,
интервьюирование),
анализ
полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта
и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с
другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
6.
1
Специальные учебные умения
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
21
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
7.
Компенсаторные умения
1
Развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а
именно: использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные
средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании - языковую догадку,
прогнозирование содержания.
8.
Учебно-познавательные умения
1
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного
характера, требующей использования иноязычных источников информации.
22