Программа коррекционного курса 2- 4 класс «Психокоррекционные занятия педагога - психолога» МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги 02.09.2024г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Советом обучающихся
и Советом родителей

Педагогическим
советом МКОУ СОШ
№1 г.Нижние Серги

дирскторгбм М
СОШ^Й

/Г

Золотина Ю.В
Протокол № 2 /
Амосенко М.В.
от «02» 09 2024 г.
Протокол №3 от «02» 09
2024 г.

тьянов
Приказ № 4-6
2024 г.

Программа коррекционного курса
2- 4 класс
«Психокоррекционные
занятия педагога - психолога»
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги

г. Нижние Серги, 2024г.

1. Пояснительная записка
Для успешного освоения АООП ООО, коррекции нарушений и развития
имеющихся ресурсов, обучающихся с ЗПР предполагается система комплексной
помощи, которая реализуется через программу коррекционной работы. Программа
коррекционной работы (далее ПКР) предусматривает индивидуализацию психологопедагогического сопровождения, обучающегося с ЗПР. Содержание ПКР
определяется с учетом особых образовательных потребностей школьников с ЗПР на
уровне основного общего образования в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и/или индивидуальной программой
развития и абилитации (далее ИПРА).
Программа ориентирована на развитие потенциальных возможностей
подростков с ЗПР, необходимых для дальнейшего обучения и успешной
социализации. ПКР основного уровня образования опирается на ведущую
деятельность подросткового возраста и учитывает особенности психологических
новообразований данного возрастного периода.
Содержание программы направлено на коррекцию, преодоление или ослабление
основных нарушений познавательного и речевого развития, препятствующих
освоению образовательной программы, и социальную адаптацию обучающихся с
ЗПР.
В связи с этим в программе находит отражение развитие значимых для
обучающихся с ЗПР компетенций коммуникации, необходимых для интеграции в
социум, процессов саморегуляции поведения и деятельности, развитие адаптивных
форм реагирования в различных жизненных ситуациях с контролем эмоций.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальном формировании устойчивой
личностной позиции в отношении негативного воздействия микросоциальной среды,
в помощи в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной
жизни, в сопровождении личностного самоопределения, в помощи в осознании своих
трудностей и ограничений, в побуждении запрашивать поддержку у взрослого в
затруднительных социальных ситуациях.
Важная роль в ПКР отводится развитию осознанного отношения к учебной и
познавательной деятельности как основы выстраивания образовательной
перспективы с учетом профессиональных предпочтений обучающихся с ЗПР.
Особое внимание в программе уделяется вопросам формирования жизненных
компетенций у обучающихся с ЗПР, способствующих освоению социального опыта
и возможности его переноса в реальные жизненные ситуации.
Преемственными линиями ПКР являются продолжение работы по
формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности, поведения
и эмоциональных состояний, особенно в ситуациях коммуникации; расширение
навыков конструктивного общения, развитие личностных компетенций; коррекция и
развитие приемов мыслительной деятельности и логических операций,
дефицитарных познавательных процессов и учебных навыков; коррекция и развитие
речевых компетенций, преодоление недостатков письма и чтения.
ПКР неразрывно связана с содержанием программного материала АООП ООО,
обучающихся с ЗПР, поддерживает процесс освоения знаний и учебных компетенций.
ПКР основывается на комплексном подходе, предполагающем взаимодействие
учителей
и
специалистов
различного
профиля
в
определении
и
преодолении/ослаблении трудностей ребенка в обучении, развитии, социализации и
социальной адаптации. Осуществление работы педагогов и специалистов (учителя-

логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога) в тесном
сотрудничестве позволяет максимально индивидуализировать содержание
образования для каждого ученика, выстроить индивидуальную траекторию его
обучения и развития, компенсируя/ослабляя нарушения.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования и
включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»
является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс
реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой
психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение обучающегося с ЗПР
организуется посредством реализации следующих форм профессиональной
деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционноразвивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое
просвещение, психологическое консультирование, организационно-методическая
деятельность.
У подростков с ЗПР сохраняются трудности и замедленный темп развития
отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и
деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий
уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких
школьников снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в
процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на
преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоциональноличностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося
поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения
проводится
работа
по
формированию
социально-ориентированной,
конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению,
саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом), а также с
родителями подростка, что обеспечивает комплексный подход в решении задач
предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение
коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и
индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых
образовательных потребностей.
Программа коррекционно-развивающего курса направлена на развитие личности
подростка, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его
взаимоотношений с социумом.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение
занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и
периодичностью 2 раза в неделю.
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные
на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Задачи курса:

 Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных
процессов.
 Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.
 Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной
самооценки.
 Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я».
 Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного
общения и навыков сотрудничества.
 Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
 Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
сверстниками и взрослыми.
 Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.
 Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации
осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности
подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться
на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционноразвивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного
включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность,
предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы,
диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со
стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на
развитии навыков саморегуляции.
Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных
компетенций подростка с ЗПР.
Программа коррекционно-развивающего курса строится по модульному
принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и
конкретных тем.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением
новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций
обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение
конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития
и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР,
зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно формирование
индивидуализированных коррекционно-развивающих программ, направленных на
коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной
адаптации и развития обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса
выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и

«Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и
направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной
деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности
управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и
действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять
действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по
внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание
уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального
реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие
эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в
различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные
цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих
целей.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» состоит из
разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального
самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных
личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное
определение своей жизненной стратегии в части профессионального
самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и
принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения
анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения,
нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное
внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального
субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других
людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже
свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов
«Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и
направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков
продуктивной коммуникации в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной
и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в
ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно
выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития
эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение
развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника,
способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично
меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации
общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать
свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивнозависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется
развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением,
расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях.
Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный
контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в

условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной
деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
2.
Планируемые
результаты
освоения
коррекционного
курса
«Психокоррекционные занятия» (психологические занятия) на уровень
начального общего образования
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений, расширение сферы
жизненной компетенции и преодоления/ослабления нарушений развития. Система
оценки достижения планируемых результатов в части освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы приведена в разделе 2.5.1.
Общие требования к результатам освоения программы коррекционной работы в
части овладения социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление
социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах, приведены в
разделе 2.1.4.3. Личностные результаты. Конкретные требования к результатам
коррекционной работы раскрыты в программах коррекционных курсов специалистов.
В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной
деятельности и поведения» обучающийся научится и будет (сможет):
 уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и
корректировать свои действия при необходимости;
 самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;
 осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности,
объективно оценивать собственные достижения;
 регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных)
в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
 сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;
 владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации
экзамена, уметь минимизировать волнение;
 уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации
пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении
утомления в моделируемой ситуации экзамена;
 сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного
воздействия со стороны окружающих.
В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения»
обучающийся научится и будет (сможет):
 демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
 иметь представление о своих личностных особенностях;
 иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных
моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;
 оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и
увлечения;
 оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и
правил;

 выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы,
включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
 ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую
характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
 иметь представления о собственных профессиональных склонностях,
способностях и профессиональном потенциале;
 знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения
профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
 иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
 с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную
траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности»
обучающийся научится и будет (сможет):
 владеть навыками конструктивного общения;
 использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные
социально-эмоциональному контексту ситуации;
 выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса,
возраста, социальной роли и особенностей собеседника;
 владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и
социальных ситуациях;
 конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников
коммуникации;
 критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
 самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план
действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
 находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе
согласования позиций и учета интересов участников группы.
3.

Содержание курса на уровне начального общего образования

Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Определение последовательности своих действий при решении познавательных
задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий,
необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка
следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих
действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы.
Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном.
Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы,
результативности участия в групповой работе своего и других участников группы.
Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение
времени и сил при выполнении заданий. (с использованием цифробуквенного
материала).

Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими
внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических
проявлений, соответствующие различным эмоциональным состояниям (в том числе
сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего
эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций.
Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого
поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка
способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и
уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные
и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и
влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в
стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых
состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения»
Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с
социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков
самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях
(учебные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические
качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека.
Знакомство с понятием уровень притязаний, связь уровня притязаний и реальных
возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды,
окружающих людей на собственное поведение. Представление об ответственном
поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего
поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых
ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с
учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его
временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных
планов.
Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными
направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и
познавательных способностей при определении направления профессиональной
деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные
склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и
склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера
как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в
основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе
профессии. Представления о перспективах профессионального образования и
будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора
будущей профессии.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности»
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных
моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики,
комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении:
психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности
и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с

навыками активного слушания. Способы передачи информации между
собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему.
Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора,
использование речевых клише. Представление собственной позиции социально
приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе.
Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила
совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых
ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по
совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата
коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого.
Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для
достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и
правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями
поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного
сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.
Организация занятий
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с
особыми образовательными потребностями подростка с ЗПР. Учитывая сниженную
общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки
информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого школьника, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое
отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и
заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и
работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия
динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал
приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового
доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую
деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового
занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных
упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности подростка с
ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная
часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и
эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство
групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими
сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.

Тематическое планирование «Психокоррекционные занятия» 2 класс
№ занятия Тема занятия
Цель занятия
1.
«Приятно
Знакомство с правилами адаптационного
познакомиться» занятия, обсуждение стиля общения во время

2.

«Что такое
школа?»

3.

«Мы и наши
учителя»

4.
5.

6.

«Моя семья»
«Мы и наше
настроение –
мои эмоции»
«Мы и наше
имя»

занятий, выработка ритуала приветствия и
прощания.
Профилактика проблем адаптации:
мобилизация внутреннего ресурса, умения
оказывать поддержку себе и другим.
Налаживание отношений между учащимися и
классным руководителем, восприятие учителей
по предметам.
Осмысления значения семьи для ребенка и роли
семейного окружения как источника поддержки.
Определение эмоционального состояния
ребенка, развитие навыков произвольного
контроля и регуляция настроения.
Определить значение имен детей,
положительное отношение к своему имени;
осмысление эмоционального состояния детей,
которых не называют по имени.
Формирование представления о режиме дня,
умения самостоятельно планировать дела с
учетом своих индивидуальных особенностей,
интересов, привычек;
Закрепить навыки соблюдения личной гигиены,
убеждений в преимуществах опрятности и
аккуратности.
Углубления осознания понятия „ здоровье”, „
здоровый образ жизни”; формирование
ответственного внутренней позиции в
отношении здоровья на основе положительных
перспективных мотивов;
расширение знаний о негативном влиянии
вредных привычек;
развитие самостоятельного, творческого
мышления;
Развитие умения учитывать свои сильные и
слабые стороны, преодолевать слабости и
использовать достоинства.

7.

«Мы и наши
привычки»

8.

«Мы и наше
здоровье»

9.

«Мы, наши
недостатки и
наши
достоинства»

10

«Жизнь без
конфликта»

11.

«Мы преодолеем Научить детей исследовать собственное
агрессивное поведение; анализировать
агрессию»
собственные поступки и действия;
формировать потребности в умении
контролировать себя.

Осмысление понятия „конфликт”, познакомить с
видами конфликтов и способами их
преодоления.

12.

13.

14.

Развитие представления о своих правах, их связь
«Мы, наши
с правами других людей;
права и наши
развитие представлений о своих обязанностях;
обязанности»
формирование уважения к чужим правам и
стремления отстаивать свои права.
Снижение тревожности, достижение внутренне
«Мы и наш
групповой сплоченности, осмысление своего
класс»
персонального „Я” как части общего „Мы”.
Осмысление опыта, полученного во время
Итоговая игра проведения адаптационной программы:
«Необитаемый снижение тревожности в связи с началом нового
этапа обучения, развитие навыков группового
остров»
общения (умения оказывать и принимать
помощь группы).

Тематическое планирование «Психокоррекционные занятия» 3 класс
№ занятия Тема занятия
Цель занятия
1.
«Приятно
Знакомство с правилами адаптационного
познакомиться» занятия, обсуждение стиля общения во время
занятий, выработка ритуала приветствия и
прощания.
2.
«Что такое 3
Профилактика проблем адаптации:
класс?»
мобилизация внутреннего ресурса, умения
оказывать поддержку себе и другим.
3.
«Мы и наши
Налаживание отношений между учащимися и
учителя»
классным руководителем, восприятие учителей
по предметам.
4.
Осмысления значения семьи для ребенка и роли
«Моя семья»
семейного окружения как источника поддержки.
5.
«Мы и наше
Определение эмоционального состояния
настроение –
ребенка, развитие навыков произвольного
мои эмоции»
контроля и регуляция настроения.
6.
«Мы и наше
Определить значение имен детей,
имя»
положительное отношение к своему имени;
осмысление эмоционального состояния детей,
которых не называют по имени.
7.
«Мы и наши
Формирование представления о режиме дня,
привычки»
умения самостоятельно планировать дела с
учетом своих индивидуальных особенностей,
интересов, привычек;
Закрепить навыки соблюдения личной гигиены,
убеждений в преимуществах опрятности и
аккуратности.
8.
«Мы и наше
Углубления осознания понятия „ здоровье”, „
здоровье»
здоровый образ жизни”; формирование

ответственного внутренней позиции в
отношении здоровья на основе положительных
перспективных мотивов;
расширение знаний о негативном влиянии
вредных привычек;
развитие самостоятельного, творческого
мышления;
Развитие умения учитывать свои сильные и
слабые стороны, преодолевать слабости и
использовать достоинства.

9.

«Мы, наши
недостатки и
наши
достоинства»

10

«Жизнь без
конфликта»

11.

«Мы преодолеем Научить детей исследовать собственное
агрессивное поведение; анализировать
агрессию»
собственные поступки и действия;
формировать потребности в умении
контролировать себя.
Развитие представления о своих правах, их связь
«Мы, наши
с правами других людей;
права и наши
развитие представлений о своих обязанностях;
обязанности»
формирование уважения к чужим правам и
стремления отстаивать свои права.
Снижение тревожности, достижение внутренне
«Мы и наш
групповой сплоченности, осмысление своего
класс»
персонального „Я” как части общего „Мы”.
Осмысление опыта, полученного во время
Итоговая игра проведения адаптационной программы:
«Необитаемый снижение тревожности в связи с началом нового
этапа обучения, развитие навыков группового
остров»
общения (умения оказывать и принимать
помощь группы).

12.

13.

14.

Осмысление понятия „конфликт”, познакомить с
видами конфликтов и способами их
преодоления.

Тематическое планирование «Психокоррекционные занятия» 4 класс
№ занятия Тема занятия
Цель занятия
1.
«Приятно
Знакомство с правилами адаптационного
познакомиться» занятия, обсуждение стиля общения во время
занятий, выработка ритуала приветствия и
прощания.

2.

«Что такое 4
класс?»

3.

«Мы и наши
учителя»

4.
5.

6.

«Моя семья»
«Мы и наше
настроение –
мои эмоции»
«Мы и наше
имя»

Профилактика проблем адаптации:
мобилизация внутреннего ресурса, умения
оказывать поддержку себе и другим.
Налаживание отношений между учащимися и
классным руководителем, восприятие учителей
по предметам.
Осмысления значения семьи для ребенка и роли
семейного окружения как источника поддержки.
Определение эмоционального состояния
ребенка, развитие навыков произвольного
контроля и регуляция настроения.
Определить значение имен детей,
положительное отношение к своему имени;
осмысление эмоционального состояния детей,
которых не называют по имени.
Формирование представления о режиме дня,
умения самостоятельно планировать дела с
учетом своих индивидуальных особенностей,
интересов, привычек;
Закрепить навыки соблюдения личной гигиены,
убеждений в преимуществах опрятности и
аккуратности.
Углубления осознания понятия „ здоровье”, „
здоровый образ жизни”; формирование
ответственного внутренней позиции в
отношении здоровья на основе положительных
перспективных мотивов;
расширение знаний о негативном влиянии
вредных привычек;
развитие самостоятельного, творческого
мышления;
Развитие умения учитывать свои сильные и
слабые стороны, преодолевать слабости и
использовать достоинства.

7.

«Мы и наши
привычки»

8.

«Мы и наше
здоровье»

9.

«Мы, наши
недостатки и
наши
достоинства»

10

«Жизнь без
конфликта»

11.

«Мы преодолеем Научить детей исследовать собственное
агрессивное поведение; анализировать
агрессию»
собственные поступки и действия;
формировать потребности в умении
контролировать себя.
Развитие представления о своих правах, их связь
с правами других людей;
развитие представлений о своих обязанностях;

12.

Осмысление понятия „конфликт”, познакомить с
видами конфликтов и способами их
преодоления.

«Мы, наши
права и наши
обязанности»
13.

14.

формирование уважения к чужим правам и
стремления отстаивать свои права.

Снижение тревожности, достижение внутренне
«Мы и наш
групповой сплоченности, осмысление своего
класс»
персонального „Я” как части общего „Мы”.
Осмысление опыта, полученного во время
Итоговая игра проведения адаптационной программы:
«Необитаемый снижение тревожности в связи с началом нового
этапа обучения, развитие навыков группового
остров»
общения (умения оказывать и принимать
помощь группы).

Календарно-тематическое планирование психокоррекционных занятий во 2 классе
на 2024-2025 учебный год
№

Тема урока

Дидактическая цель

Дидактический материал

Обследование
детей,
комплектование
1.
групп
для
коррекционных
занятий
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»
Я и моя семья
Выявить уровень отношений в Упражнение «Мама, папа и
Мое имя
семье ребенка
ребенок»
2.
Учить правилам обращения к Упражнение «Ласковое имя»
другим людям
Я – это Я
Я и мои друзья
3.

Развитие
самосознания.
Стимуляция осознания
собственной уникальности
Учить рассказывать
о
своих
друзьях.
Учить
различать
эмоции
человека

Основные эмоции
человека: радость,
грусть
4.
Основные эмоции
человека: обида,
злость
Эффективное
Развитие
навыка
точно
общение
слышать партнера. Развитие
5.
умения
поддерживать
партнера.
Основные эмоции Учить
рассказывать
о
6. человека: страх
своем страхе

Упражнения «Вселенная моего
«Я», «Если бы у меня было
новое имя», «Клон».
Групповой рисунок «Преврати
своих друзей в цветы»
Упражнение
«Радостные
и
грустные человечки»
Упражнение «А у нас в гостях
фотограф»
Рисунок на тему «Человечки»
Упражнение
«Инопланетянин». Упражнение
«Комплимент и поддержка».
Упражнение «На что похож
страх» Упражнение «Чего
боятся дети»

Количество
часов

1

5

1

1

1

1

1

Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
Обучение
Учить
целенаправленным «Дорожки следов»
целенаправленным действиям по двухзвенной
действиям
по инструкции педагога
двухзвенной
7 инструкции
педагога (2 шага
вперед — поворот
направо и т. д.)

5

Упражнения
на Учить синхронно выполнять «Шнурки», бусины различной
8 синхронность
движения руками
формы
работы обеих рук
Рисование по
Учить правилам рисования
Трафареты. Трафареты
трафарету. Обводка рисовать по трафарету. Учить геометрических фигур
по трафарету
обводить геометрические
9
орнамента из
фигуры по трафарету
геометрических
фигур
Развитие
Учить
координировать по Бусы, шнуровка
координации
инструкции учителя движения
1 движений рук и рук и глаз
0. глаз
(по
инструкции
педагога)
Графический
Учить выполнять графический Образец
1
диктант (по
диктант по образцу
1.
показу)
Тема раздела «Тактильно-двигательное восприятие»
Определение
на Учить определять на ощупь Сенсорные коробки
ощупь предметов с предметы
с
разными Дидактическая
игра
разными
свойствами и называть эти «Волшебный мешочек»
свойствами
свойства словами
1
(мягкие, жесткие, Учить определять на ощупь
2.
холодные, теплые) формы предметов
Определение на
ощупь формы
предметов
Работа с
Учить различать состояние Пластилин
1
пластилином и
пластилина и озвучивать свои
3.
глиной
ощущения
Игры со средней
Учить выполнять фигуры из Мозаика средней величины
1 мозаикой
средней
4.
мозаики и следовать
инструкциям
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
Движения и позы Учить выполнять движения Музыкальное сопровождение
верхних и нижних руками и ногами по инструкции
конечностей
учителя
(упражнения
по Учить выполнять по инструкции
15 инструкции
учителя движения головой и
педагога)
озвучивать их
Движения
и
положения головы
(по
инструкции

1

1

1

1

1
3

1

1

1

3
1

педагога),
вербализация
собственных
ощущений

Движения и позы
1
всего тела.
6.
Имитация
движений и поз
1
(повадки зверей,
7.
природных
явлений)

Учить выполнять движения и Дидактическая игра
позы телом по инструкции «Зеркало»
учителя
Учить имитировать повадки Упражнение «Зоопарк»
зверей и природных явлений
движениями и позами

Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»
Формирование
Учить различать эталоны
Геометрические фигуры
эталонов
геометрических фигур
(дерево)
объемных
Учить группировать объемные и Объемные и плоскостные
геометрических
плоскостные предметы по форме предметы
фигур: шар, куб
18.
Группировка
предметов по
форме
(объемные и
плоскостные)
Сравнение 2—3
Учить сравнивать предметы по Предметы разной высоты и
предметов
по высоте и толщине
толщины
19. высоте и
Учить сравнивать предметы по Предметы разной длины и
толщине, по
длине и ширине
ширины
длине и ширине
Различение
Учить различать основные цвета
Дидактическая
цветов и
и их оттенки
игра
«Что
оттенков.
Учить подбирать оттенки к
бывает такого цвета»
20
Подбор оттенков основным цветам
Дидактическая игра «Подбери
к основным
предмет такого же цвета»
цветам.
Конструирова Учить конструировать предметы Конструктор
ние
из геометрических фигур
предметов
из
21
геометрических
фигур (2—4
детали)
Составление
Учить составлять
целую Пазлы, лото,
разрезные
целого из частей иллюстрацию из разрезных
картинки
(3—4 детали) на частей
22
разрезном
наглядном
материале
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
Нахождение
Учить находить отличия на
Картинки «Найди отличия»
23 отличий
картинках
на
наглядном

1

1

5

1

1

1

1

1

3
1

материале
(сравнение двух
картинок)
Развитие
Учить находить пропавший в Дидактическая
зрительной
предмет на картинке и на столе игра «Что
24
памяти.
(4—
изменилось?»
5 предметов)
Упражнения Учить выполнять охранительный
для
профилак зрительный режим
25 тики
и коррекции
зрения
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
Развитие
Учить определять температуру Предметы
разной
осязания
предметов и называть их словами температуры
(температурные Учить различать продукты на Дидактическая игра «Узнай
ощущения).
вкус и называть их словами
на вкус»
Приборы
измерения
26 температуры
(градусник)
Различие
вкусовых качеств
(сладкое
—
горькое, сырое —
вареное).
Развитие
Учить различать запахи и Предметы с разными запахами
обоняния
называть ощущения словами
Предметы разной тяжести
(контрастные
Учить различать предметы по
ароматы: резкий тяжести с использованием слов
—
мягкий;
пищевые запахи),
обозначение
словом ощущений
27 Восприятие
чувства тяжести
от
разных
предметов (вата,
гвозди, брусок и т.
д.),
словесное
обозначение
барических
ощущений
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
Характеристика
Учить
давать словами
звуков по
характеристику звуков
громкости и
громкости и длительности
длительности.
Учить различать мелодии по
28. Различение
характеру
мелодии
по
характеру
(веселая,
грустная).

1

1

2

1

1

2
Шумы,
музыкальные
речевые
звуки Музыкальные
произведения

и

1

Различение
Учить различать интонацию
29. интонации голоса голоса сверстников
человека
Тема раздела «Восприятие пространства»
Ориентировка в Учить
ориентироваться
в
помещении,
помещения и обозначать
движение
в направления словом
заданном
30. направлении,
обозначение
словом
направления
движения
Ориентировка на Учить ориентироваться на листе
листе бумаги
бумаге по инструкции учителя
Пространственная (выделение всех углов) и на
31
ориентировка на поверхности парты
поверхности
парты
Тема раздела «Восприятие времени»
Порядок месяцев Учить
соблюдать при
в году
перечислении порядок месяцев в
32. Времена года.
году
Учить определять времена года
Знакомство
с Учить различать части часов и
часами:
называть их, различать меры
циферблат,
времени и показывать время на
стрелки
модели часов, определять и
Меры времени:
называть время
33..
секунда, минута,
час, сутки
Определение
времени по
часам.
34 Обследование
детей

Дидактическая игра
«Кто позвал тебя, скажи»

1
2

1

Лист А4
Школьные принадлежности

1

2
Календарь
Графическая модель
«Времена
года»
Часы, модели часов
Часы, модели часов

1

1

1
Итого 34 часа

Календарно-тематическое планирование психокоррекционных занятий в 3 классе
на 2024-2025 учебный год
№

Тема урока

Дидактическая цель

Обследование
детей,
комплектование групп
1.
для
коррекционных
занятий
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»

Дидактический материал

Количество
часов

1
5

2.

Мое имя

Я и мои друзья
3.

Выявить уровень отношений в Упражнение «Ласковое имя»
семье ребенка
Учить правилам обращения к
другим людям
Развитие
самосознания.
Стимуляция осознания
собственной уникальности
Учить рассказывать
о
своих
друзьях.
Учить
различать
эмоции
человека

Основные эмоции
человека: радость,
грусть
4.
Основные
эмоции
человека: обида,
злость
Эффективное общение Развитие
навыка
точно
слышать партнера. Развитие
5.
умения
поддерживать
партнера.
Основные эмоции
Учить
рассказывать
о
6. человека: страх
своем страхе

Упражнения «Если бы у меня
было новое имя», «Клон».
Групповой рисунок «Преврати
своих друзей в цветы»
Упражнение
«Радостные
и
грустные человечки»
Упражнение «А у нас в гостях
фотограф»
Рисунок на тему «Человечки»
Упражнение
«Инопланетянин». Упражнение
«Комплимент и поддержка».

Упражнение «На что похож
страх» Упражнение «Чего
боятся дети»
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
Обучение
Учить
целенаправленным «Дорожки следов»
целенаправленным
действиям по двухзвенной
действиям
по инструкции педагога
двухзвенной
7
инструкции педагога (2
шага вперед — поворот
направо и т. д.)
Упражнения
на Учить синхронно выполнять
синхронность
работы движения руками
обеих рук
Рисование по
Учить правилам рисования
трафарету. Обводка по рисовать по трафарету. Учить
9
трафарету орнамента из обводить геометрические
геометрических фигур фигуры по трафарету
Развитие координации Учить
координировать по
движений рук и глаз инструкции учителя движения
10.
(по
инструкции рук и глаз
педагога)
Графический диктант Учить выполнять графический
11.
(по показу)
диктант по образцу
Тема раздела «Тактильно-двигательное восприятие»
Определение
на Учить определять на ощупь
ощупь предметов с предметы
с
разными
разными свойствами свойствами и называть эти
12. (мягкие,
жесткие, свойства словами
холодные, теплые)
Учить определять на ощупь
Определение на ощупь формы предметов
формы предметов
8

«Шнурки», бусины различной
формы
Трафареты. Трафареты
геометрических фигур

1

1

1

1

1
5

1

1

1

Бусы, шнуровка
1
Образец
1
3
Сенсорные коробки
Дидактическая
игра
«Волшебный мешочек»
1

Работа с пластилином Учить различать состояние
13. и глиной
пластилина и озвучивать свои
ощущения
Игры со средней
Учить выполнять фигуры из
мозаикой
средней
14.
мозаики и следовать
инструкциям
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
Движения и позы Учить выполнять движения
верхних и нижних руками и ногами по инструкции
конечностей
учителя
(упражнения
по Учить
выполнять
по
инструкции педагога) инструкции учителя движения
15 Движения
и головой и
положения головы (по озвучивать их
инструкции педагога),
вербализация
собственных
ощущений
Движения и позы
Учить выполнять движения и
16. всего тела.
позы телом по инструкции
учителя
Имитация движений и Учить имитировать повадки
17. поз (повадки зверей,
зверей и природных явлений
природных явлений)
движениями и позами

Пластилин
1
Мозаика средней величины
1

3
Музыкальное сопровождение

1

Дидактическая игра
«Зеркало»

1

Упражнение «Зоопарк»

Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»
Формирование
Учить различать эталоны
Геометрические фигуры
эталонов объемных
геометрических фигур
(дерево)
геометрических
Учить группировать объемные Объемные и плоскостные
фигур: шар, куб
и плоскостные предметы по предметы
18.
Группировка
форме
предметов по форме
(объемные и
плоскостные)
Сравнение 2—3
Учить сравнивать предметы по Предметы разной высоты и
предметов
по
высоте и толщине
толщины
19. высоте и толщине, по Учить сравнивать предметы по Предметы разной длины и
длине и ширине
длине и ширине
ширины
Различение цветов и
оттенков.
20 Подбор оттенков к
основным цветам.

Учить различать основные
Дидактическая
цвета и их оттенки
игра
«Что
Учить подбирать оттенки к бывает такого цвета»
основным цветам
Дидактическая игра «Подбери
предмет такого же цвета»
Конструирование
Учить
конструировать Конструктор
предметов
из
предметы из геометрических
21
геометрических фигур фигур
(2—4 детали)
Составление целого из
Учить
Пазлы, лото,
разрезные
частей (3—4 детали) на составлять
целую
картинки
22
разрезном наглядном иллюстрацию из разрезных
материале
частей
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»

1

5

1

1

1

1

1
3

Нахождение
Учить находить отличия на Картинки «Найди отличия»
отличий
картинках
23 на
наглядном
материале (сравнение
двух картинок)
Развитие зрительной
Учить находить пропавший Дидактическая игра «Что
24 памяти.
(4— 5
в
изменилось?»
предметов)
предмет на картинке и на столе
Упражнения
Учить
выполнять
25 для
профилактики охранительный
зрительный
и коррекции зрения
режим
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
Развитие
осязания Учить определять температуру Предметы разной температуры
(температурные
предметов и называть их Дидактическая игра «Узнай на
ощущения). Приборы словами
вкус»
измерения
Учить различать продукты на
температуры
вкус и называть их словами
26
(градусник)
Различие
вкусовых
качеств (сладкое —
горькое, сырое —
вареное).
Развитие
обоняния Учить различать запахи и Предметы с разными запахами
(контрастные ароматы: называть ощущения словами
Предметы разной тяжести
резкий — мягкий; Учить различать предметы по
пищевые
запахи), тяжести с использованием слов
обозначение
словом
ощущений
27
Восприятие
чувства
тяжести от разных
предметов
(вата,
гвозди, брусок и т. д.),
словесное обозначение
барических ощущений
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
Характеристика
Учить
давать словами
звуков по громкости и характеристику звуков
длительности.
громкости и длительности
28.
Различение мелодии
Учить различать мелодии по
по
характеру
характеру
(веселая, грустная).
Различение интонации Учить различать интонацию
29.
голоса человека
голоса сверстников
Тема раздела «Восприятие пространства»
Ориентировка
в Учить
ориентироваться
в
помещении, движение помещения и обозначать
в
заданном направления словом
30. направлении,
обозначение словом
направления
движения

1

1

1
2

1

1

2
Шумы, музыкальные и речевые
звуки Музыкальные
произведения

Дидактическая игра
«Кто позвал тебя, скажи»

1

1
2

1

Ориентировка на
Учить ориентироваться на
листе бумаги
листе бумаге по инструкции
Пространственная
учителя
31
ориентировка
на (выделение всех углов) и на
поверхности парты
поверхности парты
Тема раздела «Восприятие времени»
Порядок месяцев в
Учить
соблюдать при
году
перечислении порядок месяцев
32. Времена года.
в году
Учить определять времена года
Знакомство с часами: Учить различать части часов и
циферблат, стрелки
называть их, различать меры
Меры времени:
времени и показывать время на
33..
секунда, минута, час, модели часов, определять и
сутки Определение
называть время
времени по часам.
34 Обследование детей

Лист А4
Школьные принадлежности

1
2
Календарь
Графическая модель «Времена
года»

1

Часы, модели часов
Часы, модели часов
1

1
Итого 34 часа

Календарно-тематическое планирование психокоррекционных занятий в 4 классе
на 2024-2025 учебный год
№

Тема урока

Дидактическая цель

Обследование
детей,
комплектование групп для
коррекционных занятий
Тема раздела «Развитие эмоционально-личностной сферы»
Я вырос
Развитие
Отношение к школе
самостоятельности
при
выполнении
заданий,
2
умение
Формирование
положительной мотивации
к обучению
Правила везде надо соблюдать Обучение
приёмам
Позови соседа
общения.
3
Развитие умения общаться,
развитие
коммуникативных навыков
Настроение
Развитие умения адекватно
Радостные
и
грустные выражать
своё
человечки
эмоциональное состояние.
4
Развитие
способности
понимать эмоциональное
состояние
другого
человека.

Дидактический материал

1.

Кол-во
часов
1
5

Рисунок на тему «Это Я»
«Моя школа»
1

Рисунок
на
«Человечки»

тему

Упражнение
«Пластилиновый
человечек»
Групповой
рисунок
на
тему
«Преврати своих друзей в
цветы»

1

1

Разные страхи

Обучение
умению Упр
«Испуганный
анализировать
свои мышонок» «Превратись в
трудности. Формирование страшного» «Чего боятся
5
мотивации
на
их дети»
преодоление.
«Пожалей меня»
Знакомство с понятием Упражнение «Баба Яга
«доброта».
Выработка заболела»
6
доброжелательного
отношения друг к другу.
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
Развитие
согласованности Учить
согласовывать Музыкальное
движений на разные группы движениями
разными и
речевое
7
мышц по звуковому сигналу частями тела по нструкции сопровождение
педагога
Совершенствование точности Учить работать с мелкими Мелкая мозаика, «Лего»,
8 мелких движений рук
деталями
мозаики
и соединение
колец
в
конструктора
цепочку
Графический диктант с
Учить выполнять на слух и Задания,
речевое
9 усложненными заданиями
по образцу графический сопровождение, образцы
диктант
Вычерчивание
Учить
правильно Геометрические фигуры
геометрических
фигур выполнять
чертеж
10
(окружность,квадрат,
геометрических фигур
треугольник)
Дорисовывание
Учить
правильно Изображения
симметричной
заканчивать рисунок с для дорисовывания
11 половины изображения
симметричной горизонт.
или
вертикальной
половиной изображения
Тема раздела «Тактильно – двигательное восприятие»
Тонкая
дифференцировка Учить определять на ощупь Натуральные
объекты
предметов на ощупь по предметы
по
разным выпуклый,
вогнутый,
12 разным
качествам
и качествам и свойствам
колючий,
деревянный,
свойствам
горячий Игра «Волшебный
мешочек»
Игры с мелкой мозаикой
Учить
выполнять Игры с мелкой мозаикой
. 13
инструкцию при работе с
мелкой мозаикой
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
Сочетание движений и поз Учить
синхронно
с Музыкальное
различных частей тела (по очетать движения и позы и сопровождение,
14
инструкции педагога),
оречевлять свои ощущения подвижные игры
вербализация поз и действий
Упражнения на расслабление Объяснить правильность и
и
снятие
мышечных пользу
выполнения
15
зажимов
упражнений на расслабление
и снятие мышечных зажимов
Воображаемые
действия Учить
выполнять Иллюстративный
(вдеть нитку в иголку, воображаемые действия и материал
16
подбросить мяч, наколоть вербализировать их
дров, прополоскать белье)
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»

1

1
5
1

1

1

1

1

2

1

1
3
1

1

1
5

Группировка предметов по
двум
самостоятельно
17
выделенным
признакам,
обозначение словом
Сравнение и группировка
предметов
по
форме,
величине и цвету
Использование
простых
18
мерок для измерения и
сопоставления
отдельных
параметров предметов

Учить
самостоятельно Предметы для рядов
выделять общие признаки
предметов и группировать
предметы по этим признакам
Учить
сравнивать
и Предметы для рядов
группировать предметы по Предметы для измерения
форме, величине и цвету
Учить измерять простыми
мерками
отдельных
параметров предметов по
длине, ширине, высоте

Цветовой
спектр.
Определение
постоянных
19
цветов. Смешение цветов
(оттенки)
Конструирование сложных
20 форм предметов

Учить различать оттенки и Цветовая
палитра,
смешивать основные цвета акварель Дидактическая
для получения новых
игра «Назови цвет»

Узнавание предмета
одному элементу и
21
словесному описанию.

Учить
составлять
композицию по образцу из
мелких деталей
по Учить узнавать предмет по
по одному элементу

Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
Нахождение отличительных и Учить находить сходства и
22 общих признаков на наглядном отличия
на
сюжетных
материале
картинках
Прохождение лабиринтов
Учить
целенаправленно
23
выполнять
инструкцию
учителя
Тренировка
зрительной Учить рисовать образец по
24 памяти. Гимнастика
памяти
для глаз
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
Развитие дифференцированных Учить словесно обозначать
осязательных ощущений (сухое осязательные и вкусовые
— влажное — мокрое и т. д.), и ощущения, различать запахи
вкусовых ощущений (сладкий
25
— слаще, кислый — кислее и т.
д.), ароматов (запах фруктов,
цветов,
парфюмерии).
словесное обозначение
Температура. Градусники для Учить различать градусники
26 измерения температуры тела, и их назначения
воды, воздуха
Определение
противополо Учить
определять
жных
противоположные качества
качеств предметов
предметов
Определение
противополо Учить
совершать
27 жных
определенные
действий,
совершаемых
с противоположные действия с
предметами
предметами

«Технический
конструктор»,
мелкие
пазлы
Дидактическая игра
«Узнай
по
описа
нию»
загадки

1

1

1

1

1

3
Сюжетные картинки
1
Дидактическая
«Лабиринт»

игра

Дидактическая
игра
«Нарисуй по памяти»

1

1
3

Дидактическая
игра
«Угадай
предмет по вкусу, запаху»
1

Градусник,
термометр
уличный и комнатный
Лото «Антонимы» чистый
— грязный, темный —
светлый,
вредный
—
полезный
Ролевая игра «Собираюсь
в школу» открыть —
закрыть, расстегнуть —
застегнуть,
одеть
—
раздеть

1

1

Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
Различение
звуков
по Учить различать звуки по
длительности и громкости длительности и громкости
(неречевых,
речевых, Учить различать звуки по
музыкальных)
громкости и по высоте тона
Дифференцировка
звуков
по
28
громкости и по высоте тона
(неречевых,
речевых,
музыкальных).
Развитие
слухомоторной Учить выполнять или не
координации.
выполнять движения под
Различение на слух голосов музыкальное сопровождение
29
сверстников
и без него
Учить различать голоса
одноклассников
Тема
пространства»
Ориентировка в помещении и
на улице по словесной
инструкции
Определение расположения
30.
предметов в ближнем и
дальнем пространстве

раздела «Восприятие
2
Учить ориентировать на
улице и в помещении по
словесной
инструкции
учителя
Учить
определять
расположение предметов в
ближнем и дальнем
пространстве
Ориентировка
на
листе Учить ориентироваться на
бумаги разного формата и по- листе
бумаге
в
31 разному расположенного
горизонтальном
и
вертикальном положении

2
Неречевые,
речевые,
музыкальные звуки
Дидактическая
игра
«Определи самый громкий
(высокий) звук»

Дидактическая игра
«Запрещенный звук»
Дидактическая
игра «Угадай по голосу»

Игра
«Пиратская
карта
клада»
Игра «Принеси – подай унеси»

Листы:
тетрадный,
альбомный, ватман
Разное
расположение
листов:
горизонтально,
вертикально, под углом
Тема раздела «Восприятие времени»
2
Определение времени по Учить определять время по Модель часов
часам
часам
Дидактическая
игра
Длительность
временных
«Береги минутку»
32
интервалов.
Учить
различать
длительность
временных интервалов
Работа с
календарем и Учить
находить Календарь,
модель
моделью
определенный месяц, дату, календарного года
33
календарного года
день недели перечислять от Дидактическая
игра
заданного месяца
«Когда это бывает?»
34 Обследование детей

1

1

1

1

1

1

Итого 34 часа

Оценивание результатов освоения программы.
1. Показатели результативности коррекционной работы:

1. Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному
освоению обучающимися адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования.
2. Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий,
способствующих обеспечению доступности и получению качественного основного
общего образования обучающимся с ЗПР.
3. Обеспеченность
направлений
коррекционно-педагогической
работы
программами коррекционно-развивающих курсов, способствующих достижению
обучающимися с ЗПР предметных, метапредметных и личностных результатов.
4. Сформированность у обучающихся с ЗПР навыков жизненной компетенции.
5. Стойкая положительная динамика в развитии познавательной, речевой,
эмоционально-личностной, регуляторной и коммуникативной сфер.
6. Преодоление и/или ослабление нарушений в развитии, препятствующих в
освоении АООП ООО.
2. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционного курса
Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной
информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития
подростков с ЗПР, позволяет оценить результаты освоения коррекционноразвивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с использованием
стандартизированных
психодиагностических
методик,
анкетирования,
психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности
обучающихся.
При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на
сформированность таких показателей, как: способность к осознанному
планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность
определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к
самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность
адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать
степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой
взрослым дозированной помощи.
При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее
общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный
для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития
эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение,
склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии,
выраженность агрессивности и личностной тревожности.
При определении особенностей развития личности подростков следует оценить
характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и
структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности,
уровень притязаний и уровень субъективного контроля. Для выявления
профессионального самоопределения личности необходимо определить общую
направленность личности, профессиональные склонности и интересы, мотивы
выбора профессии, профессиональный тип личности, а также тип мышления.
При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать
внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень
коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а

также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в
группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип
отношений к окружающим).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».