Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖ
Советом обучающихся
и Советом родителей
Педагогическим
советом МКОУ СОШ
№1 г.Нижние Серги
директр|5Д£
СОШ Ж^НМййййе^
Серги
Золотина Ю.В
_________________________
Протокол'№ 2
Амосенко М.В.
от «02» 09 2024 г.
Приказ № 4-од от «02» 09
Протокол №3 от «02» 09
2024 г.
2024 г.
Программа психолого-педагогического
сопровождения обучающегося
1 класса
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги
г. Нижние Серги, 2024г.
Правовая документация
В основу программы психолого-педагогического сопровождения обучающейся
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги положены следующие документы:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении
методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления
отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков
отклонений в развитии детей»;
Методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и
их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной
реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
утвержденные Минтрудом России в 2018 году.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая
деятельность педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога,
социального педагога, классных руководителей, направленная на создание
оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся МКОУ
СОШ № 1 г. Нижние Серги: создание условий для личностного развития, обучения
и воспитания, обучающихся в рамках образовательного процесса в МКОУ СОШ №
1 г. Нижние Серги.
Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся МКОУ СОШ №
1 г. Нижние Серги:
содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию
обучающихся,
создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса;
проведение профилактической работы по предотвращению возникновения
проблем развития ребенка;
содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в
том числе в преодолении учебных трудностей, трудностей с выбором
образовательного и профессионального маршрута, нарушений эмоциональноволевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями;
повышение психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса.
Формы психолого-педагогического сопровождения:
профилактика;
диагностика;
консультирование;
коррекционная работа;
развивающая работа;
просвещение;
экспертиза.
На
основе
результатов
проведенных
диагностических
исследований выстраиваются приоритетные направления работы, изучается
результативность используемых программ, проектов и корректировка их в
дальнейшем.
Использование результатов диагностической работы способствует оказанию
поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации.
Диагностическая работа позволяет в первую очередь ориентироваться на развитие
обучающегося, учет его особенностей и всестороннее раскрытие его
интеллектуального и личностного потенциала.
Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых
возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе
психолого-педагогической и иной специальной диагностики и, следовательно,
предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса.
Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с родителями и
педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде,
профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного
психологического климата в семье и установлению благоприятных детскородительских отношений.
Психологическое сопровождение
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающегося не может
быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с
ребенком. Оно требует также организации работы с педагогами и родителями как
участникам образовательного процесса.
Мероприятия в рамках психологического сопровождения обучающегося
Контингент
Цель
Обучающийся Самореализация,
самоопределение,
коррекция
взаимоотношений,
профориентация
Мероприятия
Профилактическая работа с целью
формирования у учащегося знаний,
установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление
физического,
психологического и социального здоровья,
содействие формированию регулятивных,
коммуникативных,
познавательных
компетентностей.
Выявление учащихся группы риска
(методом мониторинга), сопровождение
одаренных учащихся, находящихся под
опекой, и организация индивидуальной
или
групповой
коррекционноразвивающей работы.
Консультирование учащегося (помощь в
решении проблем).
Профориентационная работа. Большое
внимание при сопровождении учащиегося
к
социально-профессиональному
самоопределению
уделяется
индивидуальным
консультациям
по
выбору профиля, с учетом возрастных
особенностей учащегося, проведение
элективных
курсов
«Твоя
профессиональная карьера» в 9-х классах,
проведение
групповых
занятий по
профориентации учащегося (тренинги,
деловые игры, профессиональные пробы).
Сопровождение учащегося в рамках
подготовки и сдачи государственной
итоговой аттестации
Педагоги
Просветительская
работа, информация
по
вопросам
личностного роста.
Профилактическая работа. Установление
психологически грамотной, развивающей
системы
взаимоотношений
со
школьниками,
основанной
на
взаимопонимании и взаимном восприятии
Создание комфортной друг друга.
психологической
атмосферы
в Консультирование
по
вопросам
педагогическом
совершенствования
учебноколлективе.
воспитательного процесса (сопровождение
Проведение
индивидуальных
образовательных
диагностических
траекторий).
мероприятий.
Проведение семинаров, практических
Повышение
занятий, лекций
психологической
компетентности.
Профилактика
профессионального
выгорания
педагогических
кадров
Родители
Повышение уровня
психологопедагогической
компетентности
в
вопросах воспитания
и обучения ребенка
Консультирование по созданию условий,
обеспечивающих успешную адаптацию
подростка к средней школе, посвященное
психологическим особенностям того или
иного вида деятельности.
Профилактическая работа с целью
обеспечения родителей знаниями и
навыками, способствующими развитию
эффективного, развивающего поведения в
семье в процессе взаимодействия с детьми.
Проведение бесед, лекций; рекомендации
родителям для успешного воспитания
детей с учетом возрастных особенностей
Логопедическое сопровождение
Задачами МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги по оказанию логопедической помощи
являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений,
обучающегося;
организация проведения логопедических занятий с обучающегося с
выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимся по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участника образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимся.
Логопедическая
поддержка
обучающегося
состоит
из
трех
этапов: диагностического, коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного.
Этапы логопедической поддержки обучающегося
Название этапа Общая характеристика Мероприятия
Диагностический Учитель-логопед
проводит
встречу
с
родителями
и
индивидуальное
логопедическое
обследование ребенка –
отдельно или в составе
ППк
Входная и контрольная диагностика
– не менее двух раз в год
продолжительностью
15
календарных дней каждая.
Возможна
внеплановая
диагностика, если педагог выявил у
ребенка
признаки
нарушения
устной или письменной речи,
подготовил
педагогическую
характеристику
ребенка
и
обращение к учителю-логопеду.
В
качестве
примера
диагностических методик могут
использоваться
перечни
из
приложения № 7 к письму
Минобрнауки России от 23.05.2016
№ ВК-1074/07.
После
диагностики
учительлогопед формирует список детей,
которые
нуждаются
в
логопедическом сопровождении
Коррекционноразвивающий
Учитель-логопед
Специалист объединяет в группы
работает
с
детьми детей одного возраста по принципу
индивидуально или в сходности структуры речевого
группах
нарушения
и
особенностей
развития,
руководствуясь
положениями
распоряжения
Минпросвещения от 06.08.2020 №
Р-75.
На
занятиях
развиваются
и
совершенствуются
речевые
и
неречевые процессы, проводится
профилактика и коррекция речевой
деятельности,
развиваются
различные функции речи.
В работе используются упражнения
и игры, которые развивают речевое,
зрительное и слуховое внимание,
подвижность
артикуляционного
аппарата
и
позволяют
скорректировать звуки.
В рамках пропедевтической работы
учитель-логопед
занимается
с
детьми младшего возраста, у
которых нет сильных отклонений в
устной
и
письменной
речи.
Формирует у детей:
мелодику речи;
навыки
постановки
логического ударения;
умение управлять темпом и
ритмом речи, чтобы выделять
значимую информацию, точно
передавать в речи свои мысли и
чувства
Контрольнооценочный
Учитель-логопед
Специалист отслеживает процесс
оценивает
результаты автоматизации звука в разговорной
занятий, прогресс ребенка речи, на занятиях, уроках, иных
мероприятиях.
Критерии оценивания:
правильно
ли
ребенок
произносит все звуки родного
языка;
слышит ли он и умеет ли
находить заданный звук в потоке
звуков, слогов, слов и в
предложении;
автоматически
ли
ребенок
пользуется
поставленными
звуками в свободной речи;
правильно
ли
произносит
слоговые ряды и пары слов;
может ли воспроизводить слова
сложной слоговой структуры
Периодичность проведения логопедических занятий для учащихся, имеющих риск
возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической
диагностики, определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения
родителей учащихся. Предельная наполняемость групп при проведении групповых
занятий с такими учащимися составляет 15 человек.
Календарно-тематическое планирование
психокоррекционных занятий в 1 классе
на 2024-2025 учебный год
№
Тема урока
Дидактическая цель
Дидактический
материал
Выявить
уровень Диагностические
умений и
материалы
навыков
Тема раздела «Развитие эмоционально – личностной сферы»
Знакомство. Мое имя. Учить
правилам Ролевые игры
Ритуалы приветствия знакомства с другими Речевая ситуация
и прощания
людьми
«Доброе утро»,
2.
Учить
правилам «Привет»
общения и ритуалам Ролевые игры
приветствия и
прощания
Добрые слова
Учить
правилам Речевая ситуация
Моя семья и я
культурного общения «Спасибо»
Выявить
уровень «Пожалуйста»
3
общения и отношений Ролевые игры
в семье, через
ролевые игры
Знакомство
с Учить различать
Предметные
основными чувствами основные
картинки
(радость, страх, обида, чувства человека
«Эмоции»
4
злость).
Учить различать и Упражнение
Смешной и грустный определять эмоции у «Зеркало»
человек
других людей
Знакомство с
Учить различать
Вырезалки
понятием «радость» эмоции
«Подбери
«злость»
Учить определять
эмоции»
5
Знакомство с
свой и чужой страх
Упражнение
понятием «страх»
«Нарисуй свой
страх»
Тема раздела «Развитие моторики, графомоторных навыков»
Кол-во
часов
Обследование детей
1.
Развитие
крупной
моторики.
Целенаправленность
выполнения действий
6.
и
движений
по
инструкции педагога
(повороты,
перестроения)
Развитие
согласованности
7. действий и движений
разных частей тела
(повороты
с
Учить
Лента,
целенаправленно
музыкальное
выполнять действия сопровождение
по
инструкции
Учить
выполнять Музыкальное
повороты
тела
с сопровождение
движениями
рук,
ходить с изменениями
маршрута
1
4
1
1
1
1
5
1
1
движениями
рук,
ходьба с изменением
направления т. д.)
Развитие
Учить
завязывать «Шнурки»,
координации
шнурки и нанизывать бусины
различной
движений руки и бусины на нитку
величины
10. глаза (завязывание
шнурков,
нанизывание
бусин)
Тема раздела «Тактильно – двигательное восприятие»
Определение на ощупь Учить определять на Дидактический
величины предмета
ощупь
величины материал Матрешка
Определение на ощупь предмета
Наборы
11.
величины плоскостных
геометрических фигур
фигур и предметов
Учить
различным
Пластилин
способам
Крупная мозаика
раскатывания
пластилина
и
изготовления
12.
фигур
Учить
выполнять
рисунок
крупной
мозаикой по
инструкции и
наглядности
Тема раздела «Кинестетическое и кинетическое развитие»
Формирование
Формировать
Дидактическая
ощущений
ощущения
от игра
от различных поз тела, различных поз тела и «Море
13.
вербализация
умение рассказать о волнуется»
собственных
своих ощущениях
ощущений.
Движения и позы
Формировать
Сенсорная тропа
верхних и нижних
ощущения
от для
ног,
конечностей
различных поз тела и Иллюстрации
14. Выразительность
умение сказать о «Животные»,
движений.
своих ощущениях
Имитация движений
Развивать выразител
ьность движений
Тема раздела «Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов»
1
16.11
2
1
23.11
1
30.11
Упражнения
в
раскатывании
пластилина.
Игры с крупной
мозаикой
2
1
07.12
1
6
14.12
Формирование
Учить различать
Набор
«Плоскост
сенсорных
эталонов плоскостные
ные геометрические
плоскостных
геометрические
фигуры»
геометрических фигур фигуры
Вкладыши
(круг,
квадрат, Учить
«Геометрические
15. прямоугольник,
выделять
формы фигуры»
треугольник)
предметов словом
Иллюстрации
Выделение
формы
«Найди
предмета, обозначение
геометрические
формы предмета
фигуры»
словом
Работа с
Учить
Крупный напольный
конструктором
конструировать
конструктор «Лего»
16. геометрическим
фигуры
из геометрического
конструктора
Различение предметов Учить
различать Предметы различные
по величине (большой фигуры по величине по
— маленький)
Учить
сравнивать величине
17. Сравнение
двух предметы по высоте
предметов по высоте и и длине, по ширине и
длине, по ширине и толщине
толщине
Знакомство
с Учить различать
Дидактическая игра
основными
цветами основные цвета и
«Назови
цвет
(красный,
желтый, называть цвет
предмета»
зеленый,
синий, предмета
Дидактическая игра
18.
черный, белый)
«Угадай,
какого
Различение и
цвета»
обозначение основных
цветов.
Конструирование
Учить составлять из Конструктор
объемных
частей
объемные
19. предметов
из предметы
составных частей (2—
3 детали)
Составление целого из Учить
составлять Пазлы
частей (2—3 детали)
картинку
по
20. на разрезном
наглядности
из
наглядном материале разрезанных
частей
Тема раздела «Развитие зрительного восприятия»
Формирование
навыков зрительного
анализа и синтеза
21. (обследование
предметов, состоящих
из 2—3 деталей, по
инструкции педагога)
Учить
выделять
основные детали у
предметов
по
инструкции
педагога
Предметы из 2 – 3
деталей
Дидактическая игра
«Какой детали не
хватает»
1
21.12
1
28.12
1
11.01
1
18.01
1
25.01
1
01.02
3
1
08.02
Нахождение
Учить
находить
отличительных
и отличия и общие
22. общих признаков двух признаки
двух
предметов.
предметов
Игра
«Сравни
предметы»
Дидактическая игра
«Что изменилось»
Упражнения
Учить
соблюдат Иллюстративный
23. для
профилактики ь зрительный режим материал,
и коррекции зрения
Тема раздела «Восприятие особых свойств предметов»
Развитие осязания
Учить
различать Чай, мороженое
(контрастные
температурные
температурные
ощущения
и
24.
ощущения: холодный озвучивать их
— горячий),
обозначение словом
Вкусовые ощущения Учить
различать Дидактическая
(кислый, сладкий,
продукты на вкус и игра «Узнай по
горький, соленый).
озвучивать
свои вкусу»
Развитие
обоняния ощущения
Дидактическая
и
25.
(приятный запах — Учить различать
гра
неприятный запах).
запахи и
«Определи по запаху»
обозначать их
словом
Барические ощущения Учить различать
Карандаш, стул,
(восприятие чувства предметы по тяжести книги и т.д.
тяжести: тяжелый —
Нитка, перо, вата и
26 легкий).
т.д.
Упражнения
на
сравнение различных
предметов по тяжести
Тема раздела «Развитие слухового восприятия»
Выделение
и Учить выделять и Дидактическая
различение
звуков различать
звуки игра «Узнай на слух»
27. окружающей
среды окружающей среды
(стон, звон, гудение,
жужжание).
Различение
музыкальных звуков и
звуков
окружающей
28.
среды (шелест листьев,
скрип
снега,
шум
шин).
Различение речевых и
29. музыкальных звуков
Учить
различать Прослушивание
музыкальные звуки музыкальных
и звуки окружающей произведений
среды
Учить
различать
Дидактическая
речевые
и
игра «Кто и как
музыкальные звуки голос подает»
Тема раздела «Восприятие пространства»
1
22.02
1
01.03
3
1
15.03
1
05.04
1
12.04
3
1
19.04
1
26.04
1
03.05
2
Ориентировка на
собственном теле
Движение в заданном
направлении
в
30
пространстве (вперед,
назад и т. д.)
Учить
ориентир
овать на
собственном теле и
различать руки и
ноги
Учить
двигатьс
я в заданном
направлении
Ориентировка на листе Учить
бумаги (центр, верх,
ориентироваться на
низ, правая или левая листе бумаги
сторона)
Расположение
Учить располагать
31
предметов на листе
предметы на листе
бумаги.
бумаги
по
инструкции
и
сравнивать
с
образцом
Игра «Саймон
говорит»
Упражнения
«Поезд», «Такси»
Тема раздела «Восприятие времени
Сутки. Части суток
Учить различать
(утро, день, вечер,
части суток
ночь).
Учить
различать
части
суток.
32. Последовательность
событий (смена
Объяснить
времени суток)
последовательность
событий в сутках
Понятия «сегодня»,
Учить различать
«завтра», «вчера»
понятия
Неделя. Семь суток.
«сегодня», «завтра»,
Порядок дней недели «вчера»
33.
Учить различать дни
недели
и
их
названия. Объяснить
понятие «неделя»
34 Обследование детей
2
Упражнения
на
графической модели
«Сутки»
Модель
«Сутки»
Таблица «Режим дня
школьника»
Листы бумаги и
плоские игрушки
Дидактическая
игра
«Расположи верно»
Календарь, дневник
Дидактическая
игра «Веселая
неделя»
1
10.05
1
17.05
1
24.05
1
31.05
1
31.05
Итого 34 часа
Ожидаемые
результаты
внедрения
психолого-педагогического
сопровождения обучающегося
1. Гармоничное развитие учащегося, способных к дальнейшему развитию своего
личностного, физического, интеллектуального потенциала.
2. Успешная адаптация учащегося в учебно-воспитательном процессе.
3. Успешная адаптация и социализация выпускника школы.
4. Создание мониторинга психологического статуса школьника с целью повышения
качества образования.