Программа коррекционного курса 5-6 класс «Психокоррекционные занятия педагога - психолога» МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги 02.09.2024г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖ
у

Советом обучающихся
и Советом родителей/

Педагогическим
советом МКОУ СОШ
№ 1 г.Нижние Серги

Золотина Ю.В
Протокол № 2
Амосенко М.В.
от «02» 09 2024 г.
Протокол №3 от «02» 09
2024 г.

директоров
СОШ №1
б-А

Л

/.
'Г

У

Приказ № 4-од от «02» 09
2024 г.

Программа коррекционного курса
5-6 класс
«Психокоррекционные
занятия педагога - психолога»
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги

2024г.

Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего и основного общего образования направлена на создание
системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными
нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию
недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их
социальную адаптацию.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;
 "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
 Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» ((ред. от 31.12.2015);
 Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ
от 6 октября 2009 года № 373»;
 Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
 «Программы
для общеобразовательных учреждений. Коррекционноразвивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/
Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья";
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599,
зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
 САНПИН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015
года № 26;

1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей
Программа направлена на коррекцию и развитие познавательных,
аффективных и волевых сфер обучающихся с умеренной степенью УО (ИН).
Цель программы:
Коррекция и развития коммуникативной сферы обучающегося.
Задачи работы:
 способствовать развитию и коррекции отдельных сторон психической
деятельности и личностной сферы;
 способствовать формирование социальноприемлемых форм поведения;
 способствовать
сведению к минимуму проявлений деструктивного
поведения;
 производить коррекцию нарушений коммуникаций;
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач,
следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время
самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых
приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный
материал. Результаты подобного поиска в области развития детей обобщены в
данной программе.















Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с умеренной
степенью УО (ИН)
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями
всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере
познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но
и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Такие дети
способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит
качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную
сферу.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
Патологическая инертность нервных и психических процессов;
Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
Нарушение критичности мышления;
Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной
деятельности;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Непреднамеренность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности.
Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития,
составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);




промежуточная диагностика (в середине учебного года) - анализ динамики
коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
итоговая диагностика (в конце уч.г.) - повторную психолого-педагогическую
диагностику развития проводят используя те же методы, что и при первичной
диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При
необходимости, КРЗ (коррекционно-развивающие занятия) пролонгируются на
следующий год.
На каждый вид диагностики отводится 1-4 занятия, в зависимости от возможностей
ребёнка и характера нарушений.
Особенности организации работы педагога-психолога
Особенностью работы педагога-психолога по формированию школьнозначимых навыков и приемов умственной деятельности является использование
специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности
детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Данной программой
предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в
деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного
материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями
школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях педагога-психолога обеспечивает
постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на
продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении
материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности
ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане
либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один
вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей
динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
 планирование материала от простого к сложному,
 дозирование помощи взрослого,
 постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко
прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С
каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для
запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Для работы с детьми с умственной отсталостью программой
предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4
человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную
направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в
зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так

как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом,
количество занятий в год может составлять от 30 до 90.
На занятия к педагогу-психологу дети зачисляются на основании заключения
ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на
КРО педагог-психолог проводит первичную диагностику, используя материалы
для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий
(индивидуальная
или
подгрупповая)
осуществляет
педагог-психолог
самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам
диагностики, рекомендациям ПМПК, а также совместно с ППк. В подгруппы дети
объединяются по схожей нозологии нарушений и возрастных особенностей.
Критерии оценки результативности работы по программе
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой
диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с лёгкой
степенью умственной отсталости является критерием эффективности реализации
коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом
развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и
произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться
и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в
заключении специалиста.
Взаимодействие со специалистами ППк
Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное
взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения
в рамках школьного ППк.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной
работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через
службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный
руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учительдефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем
ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания
обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей
детей с лёгкой степенью умственной отсталости / трудностями в обучении.





№
п/п
1

Тематический план работы с обучающимися
Основные разделы программы:
ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов,
количестве, числе.);
Развитие и коррекция ВПФ;
Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.
Направления работы
Социальнокоммуникативное
развитие

Основные задачи реализации содержания
способствовать формированию у ребенка представлений о самом
себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания
адекватной системы положительных личностных оценок и
позитивного отношения ребенка к себе;
способствовать развитию сотрудничества
ребенка со взрослыми и сверстниками;

2

Формирование
коммуникативных
навыков

3

Развитие
аффективных
процессов

4

Развитие общей
осведомлённости

1.

Сенсомоторное
развитие

2.

Развитие
познавательных
процессов

способствовать развитию навыков продуктивного взаимодействия в
процессе совместной деятельности;
способствовать развитию социально значимых мотивов поведения,
выражающихся в стремлении к эмпатии;
способствовать становлению навыков социально приемлемого
поведения в различных жизненных ситуациях.
способствовать развитию вербально-логического компонента
мыслительной деятельности;
способствовать развитию компетенций коммуникативной,
эмоционально-волевой личностных сфер.
способствовать развитию эмоционального и продуктивного
взаимодействия;
способствовать гармонизации психоэмоционального состояния,
формирование позитивного отношение к собственному «Я»;
способствовать повышению уверенности в себе;
способствовать развитию аффективно-волевой регуляции.
способствовать формированию целостного восприятия и
представления о различных предметах и явлениях окружающей
действительности;
способствовать обогащению чувственного опыта ребенка,
способствовать формированию отслеживания взаимосвязи
ощущений внешних анализаторов со знаниваемым опытом и
эмоциональными процессами;
способствовать формированию
адекватные представления об окружающем
мире, созданию чувственной основы и восприятию словесных
описаний объектов, явлений и отношений;
способствовать формированию представлений о функциональном
назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о
способах действия с ними;
способствовать формированию представления о живом и неживом
мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений
природы, зависимости жизни и деятельности человека от
природных условий в постоянно меняющейся природной среде.
способствовать развитию зрительного анализа и пространственного
восприятия;
способствовать развитию тонкости и дифференцированности
анализа зрительно воспринимаемых объектов;
способствовать развитию перцептивных навыков;
способствовать развитию слухового восприятия и слухового
внимания;
способствовать развитию тактильных ощущений;
способствовать развитию умения организации и контроля
простейших двигательных программ;
способствовать развитию тонкости и целенаправленности
движений;
способствовать развитию кинестетических основ движения;
способствовать развитию межполушарного взаимодействия;
способствовать формированию способности выделять признаки
предметов.
способствовать развитию и стимуляции сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов, сенсорноперцептивной сферы;
способствовать развитию познавательной деятельности и
целенаправленному формированию высших психических функций
(ВПФ);

3.

5

4.

развивать познавательную активность и продуктивной
работоспособности;
способствовать формированию осмысленных целенаправленных
предметных действий, преодолевнию статичности восприятия;
создавать благоприятные условия для развития соотношения между
формами наглядного и словесно - логического мышления;
способствовать формированию побудительного мотива для
собственных высказываний: фиксации выполненного действия,
рассуждений, умозаключений;
способствовать формированию образов - представления,
укреплению взаимосвязи между основными компонентами
мыслительной деятельности: действием, словом и образом
Развитие мнемических тренировать произвольное запоминание зрительно воспринимаемых
процессов
объектов;
тренировать произвольное запоминание слухового ряда: цифр,
звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
способствовать развитию тактильной и кинестетической памяти.
Развитие
способствовать развитию слухо-моторной координации;
межанализаторных
способствовать развитию зрительно-моторной координации;
систем, их
способствовать развитию слухо-зрительной и зрительновзаимодействия
двигательной координации.
Формирование
способствовать развитию регуляции простейших двигательных
функции программир актов;
ования и контроля
способствовать формированию умения ориентировки в задании;
собственной
способствовать формированию умения планирования этапов
деятельности
выполнения задания;
способствовать формированию основных способов самоконтроля
каждого этапа выполнения задания;
способствовать формированию умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.
Общее количество занятий разработано из расчёта на 34 часа в год.
1. Содержание курса на уровне основного общего образования
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Определение последовательности своих действий при решении познавательных
задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий,
необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка
следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих
действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы.
Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном.
Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы
группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников
группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов,
распределение времени и сил при выполнении заданий. (с использованием
цифробуквенного материала).
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими
внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации,
физических проявлений, соответствующие различным эмоциональным состояниям

(в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего
эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций.
Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого
поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка
способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и
уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса,
его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии
поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики
стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной
итоговой аттестации.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения»
Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с
социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков
самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях
(учебные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические
качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека.
Знакомство с понятием уровень притязаний, связь уровня притязаний и реальных
возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды,
окружающих людей на собственное поведение. Представление об ответственном
поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях
своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в
моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и
своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие
жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств
достижения жизненных планов.
Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными
направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и
познавательных способностей при определении направления профессиональной
деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные
склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и
склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью.
Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная
пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности,
ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности»
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных
моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики,
комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении:
психологические качества личности, особенности поведения. Особенности
личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению.
Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации
между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему.

Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора,
использование речевых клише. Представление собственной позиции социально
приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе.
Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила
совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых
ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по
совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование
результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством
взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера
для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура.
Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с
различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в
процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.
Организация занятий
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии
с особыми образовательными потребностями подростка с ЗПР. Учитывая
сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп
переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого
школьника, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении
занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную,
основную и заключительную части и проводится с использованием игровых
упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает
включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия
включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить
атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует
продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной
стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает
последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие
определенных сфер личности подростка с ЗПР в соответствии с общим
содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя
рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой
сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими
сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.

Календарно – тематическое планирование
5 класс 35 часов; 1 час в неделю

№
п/п

№
п/п
четв
ерти

Тема урока

Колво
часов

1 четверть (8 недель, 8часов)
1

1

Диагностика. Методика «Рисунок человека»

1

2

2

Коррекция развития внимания и его свойства: «Переплетенные линии».

1

3

3

1

4

4

Развитие произвольности психических процессов. Игра «Что
изменилось?».
Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками».

5

5

Развитие зрительного внимания «Подбери пару».

1

6

6

Коррекция и развитие мышления. Упражнение «Найди лишнее слово».

1

7

7

1

8

8

Развитие способности выделять существенные признаки «Главные
слова».
Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

1

1

2 четверть (8 недель, 8часов)
9

1

Развитие абстрактного мышления «Пословицы».

1

10

2

Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего».

1

11

3

Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова».

1

12

4

«Какое слово повторяется». Коррекция и развитие памяти. Игра

1

13

5

«Запомни и нарисуй». Развитие зрительной памяти. Игра

1

14

6

Игра «Пиктограмма». Развитие зрительной памяти.

1

15

7

Игра «Запрещенное движение». Развитие слуховой памяти.

1

16

8

«Что изменилось?». Развитие зрительной памяти с использованием
картинок

1

3 четверть (10 недель, 10 часов)
17

1

Развитие воображения «Дорисуй картинку».

1

18

2

Развитие воображения «Соедини точки».

1

19

3

Упражнение «Профиль». Формирование и развитие способностей к
самопознанию.

1

20

4

1

21

5

«10 ответов на вопрос кто я?». Формирование и развитие способностей к
самопознанию.
Упражнения «Комплимент». Формирование понятий чувства.

22

6

Упражнения «Мой автопортрет». Формирование понятий чувства

1

23

7

Упражнения «Смена настроения». Формирование понятий чувства.

1

24

8

Упражнения «Мой мир». Формирование понятий чувства.

1

1

25

9

«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии

1

26

10

Работа с таблицей «Чувства и эмоции».

1

4 четверть (9 недель, 9часов)
27

1

«Корзина дружеских качеств». Развитие навыков эмпатии.

1

28

2

Упражнение «Кривляка». Развитие навыков эмпатии.

1

29

3

1

30

4

Развитие самоанализа «Я и Ты. Чем мы похожи». Работа с таблицей «Что
общего и чем мы отличаемся».
«Отгадай эмоцию»- упражнение. Развитие навыков самоанализа.

31

5

Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Зеркало».

1

32

6

Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Иностранец и
переводчик».

1

33

7

«Кто твой настоящий друг». Упражнение «Приятные слова».

1

34

8

1

35

9

Обсуждение положительных и отрицательных качеств героев рассказа
«Друзья».
Сочинение-объявление «Ищу друга».

1

1

Календарно – тематическое планирование
6 класс 35 часов; 1 час в неделю
№
п/п

№
п/п
четв
ерти

Тема урока

Колво
часов

1 четверть (8 недель, 8часов)
1

1

Диагностика. Коррекция и развитие восприятия.

1

2

2

1

3

3

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию
формы предметов.
Игровые тренинги для развития наблюдательности.

4

4

Игровые тренинги для развития наблюдательности.

1

5

5

Игровые тренинги для развития наблюдательности.

1

6

6

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

1

7

7

Коррекция и развитие восприятия.

1

8

8

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию
формы предметов.

1

1

2 четверть (8 недель, 8часов)
9

1

Коррекция и развитие переключения внимания

1

10

2

Коррекция и развитие произвольного внимания.

1

11

3

Коррекция и развитие произвольного внимания

1

12

4

Коррекция и развитие наблюдательности

1

13

5

Упражнения на развитие мимических движений.

1

14

6

Коррекция и развитие распределения внимания.

1

15

7

Развитие объема внимания. «Колесо обозрения»

1

16

8

Коррекция и развитие переключения внимания

1

3 четверть (10 недель, 10часов)
17

1

Упражнение «Репортер». Поведение и культура. Учимся вежливо
говорить.

1

18

2

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти.

1

19

3

Коррекция и развитие распределения внимания.

1

20

4

1

21

5

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать
связи между элементами материала.
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти.
Изучение механических законов запоминания

1

22

6

1

23

7

Коррекция и развитие механической памяти.

1

24

8

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти.

1

25

9

Развитие тактильной памяти «Передача воображаемого предмета»

1

26

10

Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные
позы

1

4 четверть (9 недель, 9 часов)
27

1

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти.

1

28

2

Развитие тактильной памяти «Передача воображаемого предмета»

1

29

3

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание

1

30

4

Коррекция, развитие вербально – логического мышления

1

31

5

1

32

6

33

7

Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию .
Коррекция и развитие причинного мышления. Преобразование
предметов и слов
Упражнения на развитие глазомера

34

8

Дидактическая игра «Вывод»

1

35

9

Заключительная диагностика

1

Оценивание результатов освоения программы.

1
1

1. Показатели результативности коррекционной работы:
1. Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному
освоению обучающимися адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования.
2. Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий,
способствующих обеспечению доступности и получению качественного основного
общего образования обучающимся с ЗПР.
3. Обеспеченность
направлений
коррекционно-педагогической
работы
программами коррекционно-развивающих курсов, способствующих достижению
обучающимися с ЗПР предметных, метапредметных и личностных результатов.
4. Сформированность у обучающихся с ЗПР навыков жизненной компетенции.
5. Стойкая положительная динамика в развитии познавательной, речевой,
эмоционально-личностной, регуляторной и коммуникативной сфер.
6. Преодоление и/или ослабление нарушений в развитии, препятствующих в
освоении АООП ООО.
2. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционного курса
Диагностическое
направление
работы
предполагает
получение
своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и
динамике развития подростков с ЗПР, позволяет оценить результаты освоения
коррекционно-развивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с
использованием
стандартизированных
психодиагностических
методик,
анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов
деятельности обучающихся.
При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на
сформированность таких показателей, как: способность к осознанному
планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей;
способность определять значимые условия для осуществления деятельности;
способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке
результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также
необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания,
эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи.
При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее
общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный
для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития
эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение,
склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии,
выраженность агрессивности и личностной тревожности.
При определении особенностей развития личности подростков следует
оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций
характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию
потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля.
Для выявления профессионального самоопределения личности необходимо
определить общую направленность личности, профессиональные склонности и
интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный тип личности, а также
тип мышления.

При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать
внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений,
уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в
конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы
(социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы,
преобладающий тип отношений к окружающим).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».