Программа коррекционного курса 9 класс «Психокоррекционные занятия педагога - психолога» МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги 2024 год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕР

Советом обучающихся Педагогическим
советом МКОУ СОШ
и Советом родителей
—У— №1 г.Нижние Серги

директ
СОШ
Серги

/Золотина Ю.В
Протокол № 2
Амосенко М.В.
от «02» 09 2024 г.
Протокол №3 от «02» 09
2024 г.

Мартьянова Е.Б.
Приказ № 4-од от «02» 09
2024 г.

Программа коррекционного курса
9 класс
«Психокоррекционные
занятия педагога - психолога»
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги

г. Нижние Серги, 2024г.

1. Пояснительная записка
Для успешного освоения АООП ООО, коррекции нарушений и развития
имеющихся ресурсов, обучающихся с ЗПР предполагается система комплексной
помощи, которая реализуется через программу коррекционной работы. Программа
коррекционной работы (далее ПКР) предусматривает индивидуализацию
психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с ЗПР. Содержание ПКР
определяется с учетом особых образовательных потребностей школьников с ЗПР
на уровне основного общего образования в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и/или индивидуальной
программой развития и абилитации (далее ИПРА).
Программа ориентирована на развитие потенциальных возможностей
подростков с ЗПР, необходимых для дальнейшего обучения и успешной
социализации. ПКР основного уровня образования опирается на ведущую
деятельность подросткового возраста и учитывает особенности психологических
новообразований данного возрастного периода.
Содержание программы направлено на коррекцию, преодоление или
ослабление основных нарушений познавательного и речевого развития,
препятствующих освоению образовательной программы, и социальную адаптацию
обучающихся с ЗПР.
В связи с этим в программе находит отражение развитие значимых для
обучающихся с ЗПР компетенций коммуникации, необходимых для интеграции в
социум, процессов саморегуляции поведения и деятельности, развитие адаптивных
форм реагирования в различных жизненных ситуациях с контролем эмоций.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальном формировании устойчивой
личностной позиции в отношении негативного воздействия микросоциальной
среды, в помощи в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада
собственной жизни, в сопровождении личностного самоопределения, в помощи в
осознании своих трудностей и ограничений, в побуждении запрашивать поддержку
у взрослого в затруднительных социальных ситуациях.
Важная роль в ПКР отводится развитию осознанного отношения к учебной и
познавательной деятельности как основы выстраивания образовательной
перспективы с учетом профессиональных предпочтений обучающихся с ЗПР.
Особое внимание в программе уделяется вопросам формирования жизненных
компетенций у обучающихся с ЗПР, способствующих освоению социального
опыта и возможности его переноса в реальные жизненные ситуации.
Преемственными линиями ПКР являются продолжение работы по
формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
поведения и эмоциональных состояний, особенно в ситуациях коммуникации;
расширение навыков конструктивного общения, развитие личностных
компетенций; коррекция и развитие приемов мыслительной деятельности и
логических операций, дефицитарных познавательных процессов и учебных
навыков; коррекция и развитие речевых компетенций, преодоление недостатков
письма и чтения.
ПКР неразрывно связана с содержанием программного материала АООП
ООО, обучающихся с ЗПР, поддерживает процесс освоения знаний и учебных
компетенций.
ПКР
основывается
на
комплексном
подходе,
предполагающем
взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в определении и

преодолении/ослаблении трудностей ребенка в обучении, развитии, социализации
и социальной адаптации. Осуществление работы педагогов и специалистов
(учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального
педагога) в тесном сотрудничестве позволяет максимально индивидуализировать
содержание образования для каждого ученика, выстроить индивидуальную
траекторию его обучения и развития, компенсируя/ослабляя нарушения.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования и
включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»
является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс
реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой
психолого-педагогического
сопровождения.
Сопровождение
обучающегося с ЗПР организуется посредством реализации следующих форм
профессиональной
деятельности
педагога-психолога:
психологическая
диагностика,
коррекционно-развивающая
деятельность,
психологическая
профилактика,
психологическое
просвещение,
психологическое
консультирование, организационно-методическая деятельность.
У подростков с ЗПР сохраняются трудности и замедленный темп развития
отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и
деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий
уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких
школьников снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в
процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на
преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоциональноличностной
сферы,
коммуникативной
сферы,
регуляторной
сферы,
отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психологопедагогического сопровождения проводится работа по формированию социальноориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к
самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими
специалистами сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом), а
также с родителями подростка, что обеспечивает комплексный подход в решении
задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение
коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и
индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых
образовательных потребностей.
Программа коррекционно-развивающего курса направлена на развитие
личности подростка, его коммуникативных и социальных компетенций,
гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение
занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и
периодичностью 2 раза в неделю.
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной,
коммуникативной,
регуляторной
сфер
обучающегося,

направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
 Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных
процессов.
 Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.
 Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование
адекватной самооценки.
 Развитие
личностного
и
профессионального
самоопределения,
формирование целостного «образа Я».
 Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного
общения и навыков сотрудничества.
 Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
 Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
сверстниками и взрослыми.
 Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.
 Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации
осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих
особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы
необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста –
общение. В ходе коррекционно-развивающего занятия педагогу-психологу важно
учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со
сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие
подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы
необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать
положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков
саморегуляции.
Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных
компетенций подростка с ЗПР.
Программа коррекционно-развивающего курса строится по модульному
принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и
конкретных тем.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением
новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций
обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение
конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей
развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с
ЗПР, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно
формирование индивидуализированных коррекционно-развивающих программ,
направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций,
профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию
социальной адаптации и развития обучающихся с ЗПР.

В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса
выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов»
и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и
направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной
деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности
управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и
действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять
действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по
внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое
внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и
эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и
различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в
ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение
определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные
средства достижения этих целей.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» состоит из
разделов
«Развитие
личностного
самоопределения»
и
«Развитие
профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих
индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение
к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части
профессионального самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания
и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения
анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные
решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы
основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как
социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия,
поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и
оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу,
жизненные планы.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов
«Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и
направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков
продуктивной коммуникации в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие
своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной
включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении,
умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых
позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в
подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и
невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых
позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением
собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит
формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных
ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе

коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков
продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов
эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными
являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты
коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в
условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной
деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
2.
Планируемые
результаты
освоения
коррекционного
курса
«Психокоррекционные занятия» (психологические занятия) на уровень
основного общего образования
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений, расширение
сферы жизненной компетенции и преодоления/ослабления нарушений развития.
Система оценки достижения планируемых результатов в части освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы приведена в разделе 2.5.1.
Общие требования к результатам освоения программы коррекционной работы
в части овладения социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление
социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах, приведены в
разделе 2.1.4.3. Личностные результаты. Конкретные требования к результатам
коррекционной работы раскрыты в программах коррекционных курсов
специалистов.
В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной
деятельности и поведения» обучающийся научится и будет (сможет):
 уметь планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и
корректировать свои действия при необходимости;
 самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;
 осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности,
объективно оценивать собственные достижения;
 регулировать проявление собственных эмоций (положительных и
отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной
ситуации;
 сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в
ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;
 владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации
экзамена, уметь минимизировать волнение;
 уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации
пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении
утомления в моделируемой ситуации экзамена;
 сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях
негативного воздействия со стороны окружающих.
В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения»
обучающийся научится и будет (сможет):
 демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;

 иметь представление о своих личностных особенностях;
 иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных
моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;
 оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и
увлечения;
 оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и
правил;
 выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы,
включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;
 ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую
характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка
труда;
 иметь представления о собственных профессиональных склонностях,
способностях и профессиональном потенциале;
 знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения
профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
 иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
 с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную
траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности»
обучающийся научится и будет (сможет):
 владеть навыками конструктивного общения;
 использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные
социально-эмоциональному контексту ситуации;
 выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса,
возраста, социальной роли и особенностей собеседника;
 владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и
социальных ситуациях;
 конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников
коммуникации;
 критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
 самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план
действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);
 находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе
согласования позиций и учета интересов участников группы.
3.

Содержание курса на уровне основного общего образования

Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Определение последовательности своих действий при решении познавательных
задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий,

необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка
следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих
действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы.
Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном.
Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы
группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников
группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов,
распределение времени и сил при выполнении заданий. (с использованием
цифробуквенного материала).
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими
внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации,
физических проявлений, соответствующие различным эмоциональным состояниям
(в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего
эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций.
Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого
поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка
способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и
уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса,
его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии
поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики
стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной
итоговой аттестации.
Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения»
Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с
социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков
самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях
(учебные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические
качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека.
Знакомство с понятием уровень притязаний, связь уровня притязаний и реальных
возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды,
окружающих людей на собственное поведение. Представление об ответственном
поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях
своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в
моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и
своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие
жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств
достижения жизненных планов.
Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными
направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и
познавательных способностей при определении направления профессиональной
деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные
склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и
склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью.
Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная
пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности,

ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии.
Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности»
Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных
моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики,
комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении:
психологические качества личности, особенности поведения. Особенности
личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению.
Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации
между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему.
Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора,
использование речевых клише. Представление собственной позиции социально
приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе.
Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила
совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых
ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по
совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование
результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством
взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера
для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура.
Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с
различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в
процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.
Организация занятий
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии
с особыми образовательными потребностями подростка с ЗПР. Учитывая
сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп
переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого
школьника, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении
занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную,
основную и заключительную части и проводится с использованием игровых
упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает
включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия
включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить
атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует
продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной
стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает
последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие
определенных сфер личности подростка с ЗПР в соответствии с общим
содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя
рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой
сплоченности.

При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими
сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Тематическое планирование «Психокоррекционные занятия» 9 класс
Приложение № 1
№

Название
темы/блока

Колво
часов

Личностные результаты
освоения программы
коррекционной деятельности

1-2

Обследование.

2

3-8

Коррекция и
развитие
познавательных
процессов

6

916

Коррекция и
развитие
концентрации и
устойчивости
внимания

8

-принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование
личностного
смысла учения
-формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств;
-развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки, в том числе в
информационной деятельности,
на основе представлений о
нравственных
нормах,
социальной справедливости и
свободе;
развитие
навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях

1725

Коррекция
и
развитие памяти

9

Методическая основа
занятия /упражнения/
диагностического кейса
Диагностическая батарея

Коррекция
и
развитие
восприятия цвета
Коррекция
и
развитие
способности к целостному
восприятию формы предметов
Игровые
тренинги
для
развития наблюдательности

Коррекция
и
развитие
переключения внимания
Коррекция
и
развитие
произвольного внимания
Коррекция
и
развитие
наблюдательности
Коррекция
и
развитие
распределения внимания.
Развитие объема внимания.

формирование
целостного, Изучение законов памяти.
социально
ориентированного Упражнения, направленные на
взгляда на мир
развитие
способности
устанавливать связи между
элементами материала.
Упражнения направленные на
развитие слуховой памяти.
Изучение
механических
законов запоминания
Коррекция
и
развитие
механической памяти

2633

Коррекция,
развитие
мышления

8

формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат,
бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям.

34

Заключительная
диагностика

1

развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях

Упражнения направленные на
развитие зрительной памяти.
Упражнения для развития
вербальной памяти
Правила сохранения знаний.
Упражнения
на
запоминание
Коррекция, развитие наглядно
– образного мышления
Коррекция, развитие наглядно
– действенного мышления
Коррекция,
развитие
вербально
–
логического
мышления
Коррекция
и
развитие
способности к обобщению и
абстрагированию
Коррекция
и
развитие
причинного мышления
Упражнения
на
развитие
глазомера
Развитие
логического
мышления
Диагностическая батарея

Тематическое планирование «Психокоррекционные занятия» 10 класс
№

Название
темы/блока

Колво
часов

Личностные результаты
освоения программы
коррекционной деятельности

1-2

Обследование
детей.
Комплектование
групп.

2

3-8

Коррекция и
развитие
познавательных
процессов

6

-принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование
личностного
смысла учения
-формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств;
-развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки, в том числе в
информационной деятельности,
на основе представлений о
нравственных
нормах,
социальной справедливости и
свободе;
развитие
навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях, умения не

Методическая основа
занятия /упражнения/
диагностического кейса
Диагностическая батарея

Коррекция
и
развитие
восприятия цвета
Коррекция
и
развитие
способности к целостному
восприятию формы предметов
Игровые
тренинги
для
развития наблюдательности

916

Коррекция и
развитие
концентрации и
устойчивости
внимания

8

1725

Коррекция
и
развитие памяти

9

2633

Коррекция,
развитие
мышления

8

34

Заключительная
диагностика

1

создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
развитие навыков сотрудничества Коррекция
и
развитие
со взрослыми и сверстниками в переключения внимания
разных социальных ситуациях
Коррекция
и
развитие
произвольного внимания
Коррекция
и
развитие
наблюдательности
Коррекция
и
развитие
распределения внимания.
Развитие объема внимания.
формирование
целостного, Изучение законов памяти.
социально
ориентированного Упражнения, направленные на
взгляда на мир
развитие
способности
устанавливать связи между
элементами материала.
Упражнения направленные на
развитие слуховой памяти.
Изучение
механических
законов запоминания
Коррекция
и
развитие
механической памяти
Упражнения направленные на
развитие зрительной памяти.
Упражнения для развития
вербальной памяти
Правила сохранения знаний.
Упражнения
на
запоминание
формирование установки на Коррекция, развитие наглядно
безопасный, здоровый образ – образного мышления
жизни, наличие мотивации к Коррекция, развитие наглядно
творческому труду, работе на – действенного мышления
результат, бережному отношению Коррекция,
развитие
к материальным и духовным вербально
–
логического
ценностям.
мышления
Коррекция
и
развитие
способности к обобщению и
абстрагированию
Коррекция
и
развитие
причинного мышления
Упражнения
на
развитие
глазомера
Развитие
логического
мышления
развитие навыков сотрудничества Диагностическая батарея
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях

Тематическое планирование «Психокоррекционные занятия» 11 класс
№

Название
темы/блока

Колво
часов

Личностные результаты освоения
программы коррекционной
деятельности

Методическая основа занятия
/упражнения/
диагностического кейса

1-2

Обследование
детей.
Комплектование
групп.

2

Диагностическая батарея

3-8

Коррекция и
развитие
познавательных
процессов

6

916

Коррекция и
развитие
концентрации и
устойчивости
внимания

8

-принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование
личностного
смысла учения
-формирование
эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
-развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки, в том числе в
информационной деятельности,
на основе представлений о
нравственных
нормах,
социальной справедливости и
свободе;
развитие
навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях

1725

Коррекция
и
развитие памяти

9

Коррекция
и
развитие
восприятия цвета
Коррекция
и
развитие
способности к целостному
восприятию формы предметов
Игровые
тренинги
для
развития наблюдательности

Коррекция
и
развитие
переключения внимания
Коррекция
и
развитие
произвольного внимания
Коррекция
и
развитие
наблюдательности
Коррекция
и
развитие
распределения внимания.
Развитие объема внимания.

формирование
целостного, Изучение законов памяти.
социально
ориентированного Упражнения, направленные на
взгляда на мир
развитие
способности
устанавливать связи между
элементами материала.
Упражнения направленные на
развитие слуховой памяти.
Изучение
механических
законов запоминания
Коррекция
и
развитие
механической памяти
Упражнения направленные на
развитие зрительной памяти.
Упражнения для развития
вербальной памяти
Правила сохранения знаний.
Упражнения
на
запоминание

2633

Коррекция,
развитие
мышления

8

34

Заключительная
диагностика

1

формирование
установки
на
безопасный, здоровый
образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат, бережному отношению
к материальным и духовным
ценностям.

Коррекция, развитие наглядно
– образного мышления
Коррекция, развитие наглядно
– действенного мышления
Коррекция,
развитие
вербально
–
логического
мышления
Коррекция
и
развитие
способности к обобщению и
абстрагированию
Коррекция
и
развитие
причинного мышления
Упражнения
на
развитие
глазомера
Развитие
логического
мышления
развитие навыков сотрудничества Диагностическая батарея
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях

Календарно – тематическое планирование
9 класс 35 часов; 1 час в неделю
Приложение № 2
№
п/п

№
п/п
четв
ерти

Тема урока

Колво
часов

1 четверть (8 недель, 8часов)
1

1

Диагностика. Методика «Рисунок человека»

1

2

2

Коррекция развития внимания и его свойства: «Переплетенные линии».

1

3

3

1

4

4

Развитие произвольности психических процессов. Игра «Что
изменилось?».
Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками».

5

5

Развитие зрительного внимания «Подбери пару».

1

6

6

Коррекция и развитие мышления. Упражнение «Найди лишнее слово».

1

7

7

1

8

8

Развитие способности выделять существенные признаки «Главные
слова».
Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

1

1

2 четверть (8 недель, 8часов)
9

1

Развитие абстрактного мышления «Пословицы».

1

10

2

Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего».

1

11

3

Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова».

1

12

4

«Какое слово повторяется». Коррекция и развитие памяти. Игра

1

13

5

«Запомни и нарисуй». Развитие зрительной памяти. Игра

1

14

6

Игра «Пиктограмма». Развитие зрительной памяти.

1

15

7

Игра «Запрещенное движение». Развитие слуховой памяти.

1

16

8

«Что изменилось?». Развитие зрительной памяти с использованием
картинок

1

3 четверть (10 недель, 10 часов)
17

1

Развитие воображения «Дорисуй картинку».

1

18

2

Развитие воображения «Соедини точки».

1

19

3

Упражнение «Профиль». Формирование и развитие способностей к
самопознанию.

1

20

4

1

21

5

«10 ответов на вопрос кто я?». Формирование и развитие способностей к
самопознанию.
Упражнения «Комплимент». Формирование понятий чувства.

22

6

Упражнения «Мой автопортрет». Формирование понятий чувства

1

23

7

Упражнения «Смена настроения». Формирование понятий чувства.

1

24

8

Упражнения «Мой мир». Формирование понятий чувства.

1

25

9

«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии

1

26

10

Работа с таблицей «Чувства и эмоции».

1

1

4 четверть (9 недель, 9часов)
27

1

«Корзина дружеских качеств». Развитие навыков эмпатии.

1

28

2

Упражнение «Кривляка». Развитие навыков эмпатии.

1

29

3

1

30

4

Развитие самоанализа «Я и Ты. Чем мы похожи». Работа с таблицей «Что
общего и чем мы отличаемся».
«Отгадай эмоцию»- упражнение. Развитие навыков самоанализа.

31

5

Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Зеркало».

1

32

6

Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Иностранец и
переводчик».

1

33

7

«Кто твой настоящий друг». Упражнение «Приятные слова».

1

34

8

1

35

9

Обсуждение положительных и отрицательных качеств героев рассказа
«Друзья».
Сочинение-объявление «Ищу друга».

1

1

Календарно – тематическое планирование
10 класс 35 часов; 1 час в неделю
№
п/п

№
п/п
четв
ерти

Тема урока

Колво
часов

1 четверть (8 недель, 8часов)
1

1

Диагностика.

1

2

2

Коррекция развития внимания и его свойства: «Переплетенные линии».

1

3

3

1

4

4

Развитие произвольности психических процессов. Игра «Что
изменилось?».
Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками».

5

5

Развитие зрительного внимания «Подбери пару».

1

6

6

Коррекция и развитие мышления. Упражнение «Найди лишнее слово».

1

7

7

1

8

8

Развитие способности выделять существенные признаки «Главные
слова».
Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

1

1

2 четверть (8 недель, 8часов)
9

1

«Я учусь владеть собой». Обучение навыкам саморегуляции.

1

10

2

1

11

3

12

4

Упражнение на релаксацию «Пластилин». Обучение навыка
саморегуляции.
«Скульптура уверенного человека». Упражнение на релаксацию
.Обучение навыка саморегуляции.
«Запретное движение». Упражнение, направленное на осознание
телесных ощущений

13

5

«Жарко-холодно». Упражнение, направленное на осознание телесных
ощущений

1

14

6

«Гладкий-шершавый». Упражнение на тактильные ощущения

1

15

7

«Мягкий-твёрдый». Упражнение на тактильные ощущения

1

16

8

«Сад моей мечты». Упражнение, направленное на осознание телесных
ощущений
3 четверть (10 недель, 10 часов)

1

17

1

1

18

2

19

3

Упражнение «Репортер». Поведение и культура. Учимся вежливо
говорить.
Упражнение «Интервью со взрослым». Развитие навыков культурного
поведения.
«Пойми меня»- упражнение. .Развитие навыков культурного поведения.

20

4

Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу».

1

21

5

«Письмо другу». Упражнение на развитие навыков письменного общения

1

Моделирование ситуаций: «Я иду в гости».

1

22

6

1
1

1
1

23

7

«Я принимаю гостей». Моделирование ситуаций.
Освоение приемов активного общения «Я и другие».

1

24

8

«Что такое Я». Осознание самого себя через игру

1

25

9

Игра «Свет мой зеркальце, скажи!». Определение своего внутреннего
мира.

1

26

10

«Часовой». Упражнение на передачу внутренних черт характера через
выразительные позы

1

4 четверть (9 недель, 9 часов)
27

1

«Кривляка». Упражнение на передачу внутренних черт характера через
выразительные позы

1

28

2

Упражнения на развитие мимических движений.

1

29

3

1

30

4

Упражнение на эмоциональное состояние по мимике с помощью
разрезных профилей «Угадай и собери».
Упражнение «Абориген». Развитие коммуникативных навыков.

31

5

Упражнение «Путаница». Развитие коммуникативных навыков.

1

32

6

Игры на умение выражать интерес, внимание,

1

33

7

«Что там происходит?» упражнение на сосредоточенность

1

34

8

Игра «Раздумье». Игра на умение выражать интерес, внимание,
сосредоточенность.

1

35

9

Знакомство с принципами хорошего слушания. Игра: «10 признаков того,
что вас внимательно слушают».

1

1

Календарно – тематическое планирование
11 класс 35 часов; 1 час в неделю
№
п/п

№
п/п
четв
ерти

Тема урока

Колво
часов

1 четверть (8 недель, 8часов)
1

1

Диагностика. Коррекция и развитие восприятия.

1

2

2

1

3

3

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию
формы предметов.
Игровые тренинги для развития наблюдательности.

4

4

Игровые тренинги для развития наблюдательности.

1

5

5

Игровые тренинги для развития наблюдательности.

1

6

6

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

1

7

7

Коррекция и развитие восприятия.

1

8

8

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию
формы предметов.

1

1

2 четверть (8 недель, 8часов)
9

1

Коррекция и развитие переключения внимания

1

10

2

Коррекция и развитие произвольного внимания.

1

11

3

Коррекция и развитие произвольного внимания

1

12

4

Коррекция и развитие наблюдательности

1

13

5

Упражнения на развитие мимических движений.

1

14

6

Коррекция и развитие распределения внимания.

1

15

7

Развитие объема внимания. «Колесо обозрения»

1

16

8

Коррекция и развитие переключения внимания

1

3 четверть (10 недель, 10часов)
17

1

Упражнение «Репортер». Поведение и культура. Учимся вежливо
говорить.

1

18

2

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти.

1

19

3

Коррекция и развитие распределения внимания.

1

20

4

1

21

5

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать
связи между элементами материала.
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти.
Изучение механических законов запоминания

1

22

6

1

23

7

Коррекция и развитие механической памяти.

1

24

8

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти.

1

25

9

Развитие тактильной памяти «Передача воображаемого предмета»

1

26

10

Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные
позы

1

4 четверть (9 недель, 9 часов)
27

1

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти.

1

28

2

Развитие тактильной памяти «Передача воображаемого предмета»

1

29

3

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание

1

30

4

Коррекция, развитие вербально – логического мышления

1

31

5

1

32

6

33

7

Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию .
Коррекция и развитие причинного мышления. Преобразование
предметов и слов
Упражнения на развитие глазомера

34

8

Дидактическая игра «Вывод»

1

35

9

Заключительная диагностика

1

1
1

Оценивание результатов освоения программы.
1. Показатели результативности коррекционной работы:
1. Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному

освоению обучающимися адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования.
2. Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий,
способствующих обеспечению доступности и получению качественного основного
общего образования обучающимся с ЗПР.
3. Обеспеченность
направлений
коррекционно-педагогической
работы
программами коррекционно-развивающих курсов, способствующих достижению
обучающимися с ЗПР предметных, метапредметных и личностных результатов.
4. Сформированность у обучающихся с ЗПР навыков жизненной компетенции.
5. Стойкая положительная динамика в развитии познавательной, речевой,
эмоционально-личностной, регуляторной и коммуникативной сфер.
6. Преодоление и/или ослабление нарушений в развитии, препятствующих в
освоении АООП ООО.
2. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционного курса
Диагностическое
направление
работы
предполагает
получение
своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и
динамике развития подростков с ЗПР, позволяет оценить результаты освоения
коррекционно-развивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с
использованием
стандартизированных
психодиагностических
методик,
анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов
деятельности обучающихся.
При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на
сформированность таких показателей, как: способность к осознанному
планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей;
способность определять значимые условия для осуществления деятельности;
способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке
результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также
необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания,
эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи.
При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее
общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный
для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития
эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение,
склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии,
выраженность агрессивности и личностной тревожности.
При определении особенностей развития личности подростков следует
оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций
характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию
потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля.
Для выявления профессионального самоопределения личности необходимо
определить общую направленность личности, профессиональные склонности и
интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный тип личности, а также
тип мышления.
При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать
внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений,
уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в

конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы
(социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы,
преобладающий тип отношений к окружающим).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».