Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижние Серги
План работы школьной библиотеки
на 2025 — 2026 учебный год
Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего
органа
управления
образованием,
уставом
общеобразовательного
учреждения,
положением
о
библиотеке,
утвержденным директором общеобразовательного учреждения.
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
Цель: Создание условий для формирования духовно-нравственной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в
современных условиях, используя разные технологии.
1. Основные задачи:
• формирование фонда библиотеки в соответствии с федеральным перечнем
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, с опорой на
образовательные программы;
• осуществление каталогизации и обработки— книг, учебников, журналов,
картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы,
ведение документации;
• оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми
книгами литературы согласно датам литературного календаря;
• осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
• осуществление образовательной, информационной и воспитательной
работы среди учащихся школы;
• организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного,
гражданско-патриотического
самосознания
личности,
формирование
навыков здорового образа жизни;
• оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации
образовательных проектов;
• формирование у детей информационной культуры и культуры чтения;
• воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой
родине;
• воспитание бережного отношения к фонду и к учебникам школы;
• информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о
перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о
наличии их в школьной библиотеке;
• недопущение в фонде библиотеки экстремистских материалов, (при
обнаружении вышеназванных, исключение их из фонда, с оформлением
соответствующих документов).
2. Направление деятельности и основные функции школьной библиотеки:
• библиотечные уроки;
• информационные и прочие обзоры литературы;
• беседы о навыках работы с книгой;
•подбор литературы для внеклассного чтения;
• оказание методической, консультационной помощи педагогам, родителям
(законным представителям), обучающимся в получении информации;
• формирование гражданской культуры, патриотизма, расширение
читательского интереса к истории России;
• создание условий для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции:
• образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели,
сформулированные в концепции школы и программе развития;
• информационная - предоставлять участникам образовательного процесса
возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата
и носителя;
• культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и
социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию
учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
• воспитательная - прививать учащимся любовь к родине, патриотизм,
как по отношению к государству, так и к родному краю.
3. Планирование работы по формированию фонда школьной библиотеки:
№
Содержание работы
Срок
исполнения
Ответственные
1
2
3
4
1. Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы
1
1 .Обеспечение комплектования фонда учебной
литературы:
• составление совместно с педагогами заказа на
Февраль
учебники, согласно Федеральному перечню
учебников и вносимых изменений к нему;
• анализ и комплектование школьной библиотеки
учебниками и учебными пособиями по
библиотекарь,
педагогипредметники
2
3
4
5
6
утвержденному списку;
• формирование общешкольного заказа на учебники
и учебные пособия;
• подготовка перечня учебников, планируемых к
использованию в новом учебном году, для учащихся;
• утверждение плана комплектования на новый
учебный год;
• осуществление контроля выполнения сделанного
заказа;
• прием и обработка поступивших учебников:
— оформление накладных;
— запись в книгу суммарного учета;
— штемпелевание;
— оформление картотеки
Прием учебников
Информирование педагогических и руководящих
работников об изменениях в фонде учебной
литературы и о вновь поступивших учебниках
Подведение итогов движения фонда. Диагностика
обеспеченности учащихся школы учебниками и
учебными пособиями в наступающем учебном году
Составление отчетных документов по
обеспеченности учащихся учебниками и другой
литературой
Списание фонда учебников и учебных пособий с
учетом ветхости и смены образовательных
программ
7
Проведение работы по обеспечению сохранности
учебного фонда (рейды по классам)
8
Выдача учебников
9
Прием учебников взамен утерянных
10 Проверка фонда библиотеки, (сверка с ФСЭМ на
сайте minjust.ru). (Федеральный закон от 29.12.2010
№ 436-ФЗ) (Федеральный список экстремистских
материалов - injust.ru).
И
Работа с резервным фондом учебников. Передача
излишков учебной литературы в другие школы.
библиотекарь
по мере
поступлени
я
август
По
информаци
и ИМЦ
август —
сентябрь
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
первая
библиотекарь
половина
сентября
По графику библиотекарь
кправления
образовани
я
в течение
учебного
библиотекарь,
года
классные
руководители
августбиблиотекарь
сентябрь
по мере
библиотекарь
необходи
мости
раз в
комиссия по
квартал
проверке,
библиотекарь
По мере
необходи-
библиотекарь
Получение недостающих учебников из других ОУ мости
2. Работа с фондом художественной литературы
1
Своевременное проведение обработки и регистрации постоянно
в алфавитном каталоге поступающей литературы
2 Обеспечение свободного доступа к художественной постоянно
литературе, к периодике
3
Выдача изданий читателям
постоянно
4
Соблюдение правильной расстановки фонда на
постоянно
стеллажах
5
Систематическое наблюдение за своевременным
постоянно
возвратом изданий в библиотеку
6 Ведение работы по сохранности фонда. Организация постоянно
мелкого ремонта художественных изданий с
привлечением учащихся на уроках технологии в 4-6
классах. Оформление книжной выставки: «Эти книги
вы лечили сами»
7
Создание и поддержание комфортных условий для
постоянно
работы читателей
8
Списание художественной литературы с учетом
По графику
ветхости и морального износа
9 Прием художественной литературы взамен
постоянно
утерянной, списание утерянной литературы
10 Сверка фонда со списком экстремистских изданий
Не реже 1
раза в
квартал
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
Библиотекарь,
кл.руководите
ли,учитель
технологии
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
3. Справочно-библиографическая работа
1
Каталогизация новых поступлений литературы
2
Учет новых поступлений периодики
3
Учет учебников по программам и классам
по мере
поступления
по мере
поступления
в течение
года
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
постоянно
постоянно
библиотекарь
библиотекарь
По мере
поступлени
я
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
4.Работа с читателями
1
2
3
4
5
Обслуживание читателей на абонементе, работа с
абонементом учащихся, педагогов, технического
персонала, родителей
Обслуживание читателей
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы с
учащимися о прочитанной литературе
Рекомендательные и рекламные беседы о новых
изданиях, поступивших в библиотеку
(художественных, справочных, научнометодических)
Оформление выставок: «Мир сказочных
6
7
8
приключений», «Книг заветные страницы помогают
нам учиться», «Это новинка!», «Твое свободное
время», «Спутники любознательных» и др.
Привлечение читателей в библиотеку:
- экскурсии в школьную библиотеку с учащимися 1-х
классов,
- проведение бесед: «Правила пользования
библиотекой», «Бережное отношение к книге»,
- проведение перерегистрации всех читателей,
- обзор новых книг. 2-4 классы
5-7 классы
Декабрьянварь
библиотекарь,
классные
руководители
постоянно
при записи
в
библиотекарь
библиотеку
сентябрь,
октябрь
Выполнение читательских запросов по внеклассному постоянно педагогчтению (подбор литературы, составление
библиотекарь
рекомендательных списков, проведение
тематических обзоров)
Индивидуальная работа с читателями (выполнение
постоянно педагог справок)
библиотекарь
5. Работа с родителями (законными представителями^
1
2
3
4
Информирование о перечне необходимых учебников, май учебных пособий, входящих в комплект учебной
сентябрь
литературы данного класса на предстоящий год
Информирование о числе учебников, имеющихся в
фонде учебной литературы библиотеки
библиотекарь,
классные
руководители
сентябрь
Библиотекарь,
классные
руководители
Ознакомление с порядком обеспечения учебниками и в течение
учебными пособиями учащихся в предстоящем
года
учебном году, с правилами пользования учебниками
из фонда библиотеки
Оформление уголка с обязательными рубриками:
сентябрь
- положение о порядке обеспечения учащихся
учебниками и учебными пособиями,
- правила пользования учебниками из фонда
библиотеки,
- список учебников по классам, по которому будет
осуществляться образовательный процесс в новом
учебном году
библиотекарь,
классные
руководители
библиотекарь
6. Работа с педагогическим коллективом
1
Формирование заказов на новую литературу
совместно с педагогами
Февраль март
библиотекарь,
педагоги -
предметники
библиотекарь
2
Составление совместно с ответственным за
организацию учебно-методического обеспечения
образовательного процесса сводного заказа на
учебники и учебные пособия, представление его на
утверждение директору
Февральмарт
3
Информирование о новинках в области учебно
методической, психолого-педагогической
литературы, об изменениях в фонде учебной
литературы
Подбор литературы в помощь педагогам для
проведения родительских собраний, классных часов,
педсоветов, предоставление информационных
ресурсов для воспитательной работы
Отчетность о книгообеспеченности учебного
процесса по установленной форме
При
поступлени
и
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
сентябрь
библиотекарь
Обслуживание учащихся школы согласно
расписанию работы библиотеки
Просмотр читательских формуляров с целью
выявления задолжников, информирование классных
руководителей
Проведение беседы с вновь записавшимися
читателями о правилах поведения в школьной
библиотеке, о культуре чтения
Оформление стенда-рекомендации о правилах
поведения в школьной библиотеке
Информирование классных руководителей о
читательской активности учащихся их классов
Подготовка рекомендательных списков
художественной литературы для различных
возрастных категорий учащихся
Организация наглядной пропаганды, информация
для читателей о новых поступлениях в школьную
библиотеку (выставки, обзоры)
Акции среди учащихся: «Лучший читающий класс
года, «Лучший читатель в классе».
постоянно
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
по факту
записи
библиотекарь
октябрь
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
май
библиотекарь
Пропаганда библиотечно-библиографических
знаний:
постоянно
библиотекарь
9
Проведение библиотечных уроков, бесед:
библиотекарь
10
1 класс:
Урок № 1: «Знакомьтесь - это библиотека»
в течение
года
Октябрьноябрь
4
5
7.Работа с учащимися школы
1
2
3
4
5
6
7
8
библиотекарь,
(ознакомительная экскурсия).
Урок № 2: «Посвящение в читатели. Запись в
школьную библиотеку. Правила обращения с
книгой».
и
2 класс:
Урок № 1: «Роль и назначение школьной
кл.
руководители
Октябрь
декабрь
библиотеки. Понятие об абонементе и читальном
зале. Расстановка книг на полках».
Урок № 2: «Строение книги. Элементы книг».
12 3 класс:
Урок № 1: «Структура книги. Подготовка к
Октябрь
декабрь
самостоятельному выбору книг».
Урок № 2: «Говорящие обложки (самостоятельный
выбор книги в школьной библиотеке. Правила
чтения) ».
13
4 класс:
Урок № 1: «Твои первые словари, энциклопедии,
октябрьдекабрь
справочники».
Урок № 2: «История книги. Древнейшие
библиотеки».
14 5-6 классы:
Игра повторение: «Структура книги».
Октябрь
декабрь
15
январьфевраль
7-9 классы:
«Периодические издания, адресованные
подросткам». Художественная литература для
старших подростков. Основные жанры и виды:
библиографические очерки, повести, мемуары,
публицистические произведения».
16 9-11 классы :
март«Техника интеллектуального труда. Методы работы с апрель
информацией. Анализ художественной, научнопопулярной, учебной, справочной литературы».
библиотекарь,
кл.
руководители
библиотекарь,
кл.
руководители
библиотекарь,
кл.
руководители
библиотекарь,
кл.
руководители
библиотекарь,
кл.
руководители
библиотекарь,
кл.
руководители
8. Массовая работа
1
По плану
школы
постоянно
библиотекарь
3
Оформление книжных выставок, стендов к
предметным неделям
Ежемесячные выставки к юбилейным датам
известных отечественных и зарубежных писателей,
знаменательным и памятным датам (согласно
календарю знаменательных дат) (Приложение № 1)
Выставки книг-юбиляров (Приложение № 2)
постоянно
библиотекарь
4
Тематические книжные полки «Читайте с
постоянно
библиотекарь
2
библиотекарь
5
6
7
8
9
увлечением все эти приключения»
Организация выставки «Будьте здоровы», подбор
картотеки статей о здоровом образе жизни
Организация выставки «Здоровье планеты — твое
здоровье»
Организация выставки книг «Огненные версты
Победы» ко дню Победы
Обзор статей газет и журналов
февраль
библиотекарь
апрель
библиотекарь
май
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
Участие в праздновании знаменательных и памятных в течение
Дат
года
библиотекарь
9. Организационная работа
1
2
о
4
Участие в районных совещаниях, проводимых
управлением образования
Участие в заседаниях районного методического
объединения
Взаимодействие с библиотеками района
Изучение через интернет и профессиональные
журналы опыт других библиотек и внедрять его в
практику своей работы
постоянно
библиотекарь
постоянно
библиотекарь
постоянно
постоянно
библиотекарь
библиотекарь
10. Профессиональное развитие
1
2
3
Самообразование:
постоянно
• Изучение локальных актов, касающихся
работы,
• Постоянное изучение профессиональной
литературы и периодических изданий для
библиотекарей
Изучение и использование опыта лучших школьных постоянно
библиотекарей:
• Посещение семинаров
• Участие в работе тематических круглых столов
• Присутствие на открытых мероприятиях
• Индивидуальные консультации
• участие в конкурсах
Повышение квалификации
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь
Приложение № 1
Знаменательные и памятные даты на 2025- 2026 учебный год:
2025 год- в России объявлен Годом защитника Отечества и 80-летия Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
22 августа - День Государственного флага РФ. Ежегодно 22 августа в
России отмечается День Государственного флага Российской Федерации,
установленный на основании Указа Президента Российской Федерации №
1714 от 20 августа 1994 года.
I сентября - День знаний.
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая
памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях
воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими
событиями в Беслане.
II сентября - День памяти жертв фашизма - международная дата, которая
отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам
миллионов жертв фашизма.
21 сентября - Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как
день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.
27 сентября - День воспитателя и всех дошкольных работников в России.
Он был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в
2004 году.
1 октября - Международный день пожилых людей. 14 декабря 1990 года
Генеральная
Ассамблея
ООН постановила
Международным днем пожилых людей.
считать
1
октября
5 октября - День учителя.
26 октября - Международный день школьных библиотек
(Учреждён
Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый
понедельник октября).
4 ноября - День народного единства. 4 ноября — день Казанской иконы
Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.
18 ноября - День рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября
на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая
зима, и ударяют морозы.
29 ноября - День матери в России. Установленный Указом Президента
Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января
1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября.
3 декабря - День Неизвестного Солдата - в память о российских и советских
воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее
пределами. Решение об его учреждении было принято Госдумой в октябре
2014 года, а соответствующий указ был подписан президентом РФ 5 ноября
2014 года.
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества. В этот день, 15 февраля 1989 года, последняя
колонна советских войск покинула территорию Афганистана.
21 февраля - Международный день родного языка. Международный день
родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17
ноября 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью
содействия языковому и культурному разнообразию.
23 февраля - День защитника Отечества. С 1922 года в СССР эта дата
ежегодно традиционно отмечалась как «День Красной армии», с 1946 года —
«День Советской армии», с 1949 по 1991 годы — «День Советской армии и
Военно-морского флота», с 1995 г - «День защитников Отечества», с 2006 «День защитника Отечества».
8 марта - Международный женский день.
21 марта - Всемирный день поэзии. В 1999 году на 30-й сессии генеральной
конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день
поэзии 21 марта.
1 апреля - День смеха.
2 апреля - Международный день детской книги. Начиная с 1967 года по
инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в
день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена,
весь мир отмечает Международный день детской книги.
7 апреля - Всемирный день здоровья, отмечается ежегодно в день создания в
1948 году Всемирной организации здравоохранения.
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских. Дата
установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря
Бухенвальд, произошедшем И апреля 1945 года.
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.
1 мая - Праздник труда (День труда).
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
15 мая - Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей
ООН в 1993 году.
24 мая - День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая во
всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской
письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.
27 мая - Общероссийский день библиотек. Установлен Указом Президента
РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года.
115 лет
105 лет
100 лет
100 лет
100 лет
100 лет
100 лет
100 лет
95 лет
95 лет
90 лет
90 лет
90 лет
90 лет
90 лет
90 лет
90 лет
85 лет
85 лет
85 лет
80 лет
80 лет
75 лет
75 лет
75 лет
70 лет
70 лет
70 лет
65 лет
60 лет
60 лет
55 лет
55 лет
50 лет
50 лет
45 лет
45 лет
45 лет
30 лет
25 лет
25 лет
20 лет
15 лет
«Гранатовый браслет», А.И. Куприн (1911)
«Алые паруса», Грин А. С. (Н.Ф. Гриневский) (1921)
«Что ни страница, то слон, то львица...», В.В. Маяковский (1926)
«Земля Санникова», В.А. Обручев (1926)
«Федорино горе», «Путаница», «Телефон», К.И. Чуковский (1926)
«Багаж» («Дама сдавала в багаж...»), С.Я. Маршак (1926)
«Винни Пух», Милн А. А. (1926)
«И восходит солнце», Э. Хемингуэй (1926)
Золотой теленок», И. Ильф и Е. Петров (1931)
«Ночной полет», А. де Сент-Экзюпери (1931)
«Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой (1936)
«Игрушки», А. Л. Барто (1936)
«Белеет парус одинокий», В. П. Катаев (1936)
«А что у вас», «Дядя Степа», «Фома», С. В. Михалков (1936)
«Старая крепость», В. П. Беляев (1936)
«Голубая чашка», А. П. Гайдар (1936)
«Унесенные ветром», М. Митчелл (1936)
«Тимур и его команда», Гайдар А. П. (1941)
«Волшебная шкатулка», Василенко И. Д. (1941)
«Василий Тёркин», Твардовский А. Т. (1941-1945)
«По следам Робинзона», Н. М. Верзилин (1946)
«Четвертая высота», Е. Ильина (1946)
«Витя Малеев в школе и дома», Н. Н. Носов (1951)
«Приключения Чиполлино», Родари Дж. (1951)
«Над пропастью во ржи», Сэлинджер Дж. Д. (1951)
«Бронзовая птица», А. Н. Рыбаков (1956)
«Обыкновенное чудо», Е. Л. Шварц (1956)
«Маленький Водяной», О. Пройслер (1956)
«Приключения Толи Клюквина», Н. Н. Носов (1961)
«Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков (1966)
«Маленькое Привидение», О. Пройслер (1966)
«Белый Бим, Черное ухо», Г. Н. Троепольский (1971)
«Крабат, или Легенды старой мельницы», О. Пройслер (1971)
«Безумная Евдокия», А. Г. Алексин (1976)
«Прощание с Матерой», В. Г. Распутин (1976)
«Бремя власти», Д. М. Балашов (1981)
«Нерв», В. С. Высоцкий (1981)
«Рони, дочь разбойника», А. Линдгрен (1981)
«Чапаев и пустота», В. О. Пелевин (1996)
«Одиночество в сети», Я. Л. Вишневский (2001)
«Ловец снов», С. Кинг (2001)
«Мальчик в полосатой пижаме», Дж. Бойн (2006)
«Мой лейтенант», Д. Гранин (2011)