Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
«Русский язык» для
обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс
2021г.
1
Подписано цифровой подписью:
Мартьянова Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна,
o=МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги,
ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.08.30 15:39:13 +05'00'
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский
язык» в начальной школе является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие
школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению
социализации обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ,
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету
«Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и
навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для
учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной
сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической
(замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения
учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу
полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать
совершенствованию
познавательной
деятельности
и
речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 4 классе
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению
последовательности звуков и слогов, установлению ударного слога, границы слов,
предложений;
научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова,
предложения, списывать с печатного текста, писать под диктовку слоги и отдельные слова,
2
освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах собственных,
написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и
йотированных гласных;
совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово»,
«предложение», «текст»;
обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая
практика»;
воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР
низкую познавательную активность;
обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова),
активизируя необходимые мыслительные операции;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и
учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении
звуковых схем, схем предложения);
развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение учащимися с ЗПР трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО учащимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
3
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные учащимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных
областей включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
4
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Русский язык
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения
грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований
к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с
изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного
текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе
впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра
фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—
5
мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи
сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и
кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и
согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных
звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Ударение,
нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный
звонкий — глухой, парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в
6
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как
показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак
как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита:
правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при
работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном
орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном
порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке,
суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием
«родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных)
словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка,
лес — лесник — лесной). Различение однокоренных слов и различных форм одного и того
же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от
предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение
имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать
имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён
существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1,
2, 3-е склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2,
3-му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных
падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения,
значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление
местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).
7
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о
неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Лексика1. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении
слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить
словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с
предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и
распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены
предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при
помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без
союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами,
запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух
простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях.
Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши2, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
1
Изучается во всех разделах курса.
2
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».
8
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно
и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание).
Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с
помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме
вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания.
Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным
текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по
готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение)
по картинке и серии картинок.
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
2. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
3. Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
4. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
9
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в
структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
5. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
6. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
7. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
8. формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
9. готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
10.
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
11.
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
12.
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
13.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в выборе
видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии и т. д.).
14.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть
отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
15. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
16. на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии;
17. на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и др.);
18. на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.).
19. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
20.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации.
10
21.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия
могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
22.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги, так же и
медицинские работники.
23.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
24.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько
учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу
особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы
образования).
25.
Учебный план обеспечивает в случаях предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования3 возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и
устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
26.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с
обязательным введением 1 дополнительного класса.
27.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
28.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не
менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном1 классов устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.
29.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый»
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»)
3
11
каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40
минут каждый);4
30.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение» может корректироваться в
рамках предметных областей «Русский язык и литература» и «Родной язык и родная
литература» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
31.
Предметную область «Иностранный язык» представляет учебный предмет
«Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
«Иностранный язык» начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
32.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
33.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.
34.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционно-развивающее
направление.
Годовой учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Власова И.А.
Классы
Количество часов
Предметные
в год
Всего
области
Учебные предметы
1
1 доп.
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
132
132
136 136 136
672
литературное
Литературное чтение
132
132
136 136 102
638
чтение
Родной язык и
Родной (русский) язык
17
17
17
51
литературное
чтение на
Литературное чтение на
17
17
17
51
родном языке
родном (русском) языке
Иностранный
Иностранный язык
68
68
136
язык
Математика и
Математика
132
132
136 136 136
672
информатика
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
4
12
Обществознание
и
Окружающий мир
естествознание
Основы
религиозных
Основы религиозных культур
культур и
и светской этики
светской этики
Музыка
Искусство
Изобразительное искусство
66
66
68
68
68
336
-
34
34
33
33
34
34
34
168
33
33
34
34
34
168
Технология
Технология
66
66
34
34
34
234
Физическая
культура
Физическая культура
66
66
68
68
68
336
660
660
680
748
748
3496
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Образовательный модуль «Введение в школьную
жизнь».
Развитие речи
Литературное чтение
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия:
Психокоррекционные
занятия
педагога
психолога
Логопедические занятия
Психокоррекционные
занятия
учителя
–
дефектолога
ритмика
направления внеурочной деятельности
Всего
13
66
33
68
68
34
269
1 (всего:
15 часов)
-
-
-
-
33
33
33
-
34
34
34
34
34
134
135
726
693
748
816
782
3765
330
330
340
340
340
1680
231
198
231
198
238
204
238
204
238
204
1176
1008
66
66
34
34
34
234
66
66
102
102
102
438
66
66
68
68
68
336
33
99
759
33
99
759
34
102
782
34
102
782
34
102
782
168
504
3864
Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Власова И.А.
Классы
Количество часов
Предметные
в неделю
области
Учебные предметы
1
11
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Родной (русский) язык
Родной языки
литературное чтение
Литературное чтение на
на родном языке
родном (русском)
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика
Математика
и информатика
Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Образовательный
модуль
«Введение
в
школьную жизнь».
Развитие речи
Литературное чтение
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия:
Психокоррекционные
занятия
педагога
психолога
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия учителя –
дефектолога
ритмика
направления внеурочной деятельности
Всего
4
4
-
4
4
-
4
4
0,5
4
4
0,5
4
3
0,5
20
19
1,5
-
-
0,5
0,5
0,5
1,5
-
-
-
2
2
4
4
4
4
4
4
20
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
2
2
20
2
2
20
1
2
20
1
2
22
1
2
22
7
10
104
2
1
2
2
1
8
1 (всего:
15 часов)
-
-
-
-
1
1
1
-
1
1
1
1
1
4
4
22
21
22
24
23
112
10
10
10
10
10
50
7
6
7
6
7
6
7
6
7
6
35
30
2
2
1
1
1
7
2
2
3
3
3
13
2
2
2
2
2
10
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
5
15
Учебно – методическое обеспечение:
1. Учебник. Русский язык 4 класс. Якубовская Э.В. Издательство Просвещение 2020г.
14
Приложение № 1
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 4 классе для
учащихся с ЗПР (вариант 7.2)
136 часов в год, 4 часа в неделю, 34 недели
№ Дата
п/п прове
дения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
Планируемые результаты освоения материала
1 четверть (32 часов, 8 недель)
Повторение изученного в 1-3 классах (9 часов)
Различать язык и речь.
Различать диалогическую
и
монологическую
Наша речь и наш язык.
речь. Называть «волшебные» слова русской речи: словаприветствия, слова-прощания, слова-просьбы, словаРазвитие речи.
извинения и др.
Составление
текста
по
Развивать мотивы к созданию дневника с записью
рисунку с включением в него
мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по
диалога
рисунку с включением в него диалога.
Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста»
Называть признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная
мысль, план текста.
Текст. План текста
Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.).
Писать правильно слово «каникулы»
Излагать содержание повествовательного текста
Развитие речи.
Изложение
повествовательного текста
Типы текстов. Развитие речи. Называть типы текстов: повествование, описание,
Составление устного рассказа на рассуждение.
выбранную тему
Создавать собственные тексты по предложенным темам
с использованием разных типов речи
Составлять из слов предложения
Предложение как единица речи.
Входная диагностическая
работа
Виды предложений по цели
Находить в тексте предложения, различные по цели
высказывания и по интонации высказывания и по интонации. Писать правильно слова:
«хозяин», «хозяйство»
Обращение
Находить обращение в предложении.
Ставить знаки препинания в предложениях с
обращениями
Главные и второстепенные
Находить главные
и второстепенные
члены
члены предложения.
предложения. Различать главные и второстепенные
Основа предложения
члены предложения
Различать распространённые и нераспространённые
Распространённые и
предложения
нераспространённые
предложения. Проверочная
работа №1 «Повторение»
15
Предложение (6 часов)
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Находить в предложении однородные члены
Однородные члены предложения
предложения.
(общее понятие)
Писать правильно слова: «комбайн»,
«комбайнёр»
Связь однородных членов в
Находить
в предложении однородные члены
предложении с помощью интонации предложения, которые связаны с помощью
перечисления
интонации перечисления
Находить в предложении однородные члены
Связь однородных членов в
предложения, которые связаны с помощью
предложении с помощью союзов
союзов.Писать правильно слово «багаж»
Объяснять постановку запятой в
Знаки препинания в предложениях с предложениях с однородными членами.
однородными членами.
Писать правильно слово «календарь»
Словарный диктант №1
Различать простое и сложное предложения
Различать сложное предложение и простое
Простые и сложные предложения
предложение с однородными членами.
Знаки препинания в сложном
Ставить запятые между простыми
предложении
предложениями, входящими в состав
сложного. Писать правильно слово
«прекрасный»
Ставить запятые между простыми
Развитие речи.Изложение
предложениями, входящими в состав
повествовательного текста.
сложного
Проверочная работа №2 по
теме «Предложение»
Слово в языке и речи (17 часов)
Лексическое значение слова
Определять значение слова по тексту или
уточнять с помощью толкового словаря.
Работать с толковым словарём учебника,
находить в нём нужную информацию о
слове. Писать правильно слова:
«библиотека»,
«библиотекарь»
Заимствованные слова.
Углублять
представления
об однозначных и
Устаревшие слова.
многозначных
словах, о прямом и
Многозначные слова
переносном значениях слов.
Писать правильно слово «шофёр»
Распознавать
синонимы,
антонимы,
Синонимы. Антонимы. Омонимы
омонимы.
Писать правильно
слово «ещё» устаревшие
Фразеологизмы. Развитие речи.
Распознавать
фразеологизмы,
Составление текста по рисунку и
слова
фразеологизму
Части речи
Называть изученные части речи, делить
части речи на самостоятельные и служебные.
Писать правильно слово «двенадцать»
Писать правильно слова на изученные
Контрольное списывание №1
орфограммы;
определять
границы
предложений
Наречие
Находить
в тексте наречия.
Писать правильно слова:
«впереди»,
«медленно»
16
Значимые части
слова.Однокоренные слова.
Корень слова
Состав слова.
Суффиксы и приставки
23
24
Разбор слова по составу
25
26
Правописание гласных и
согласных в корнях слов
27
Правописание гласных и
согласных в корнях слов
Упражнение в написании
приставок и суффиксов
Упражнение в написании
гласных и согласных в корне,
приставке и
суффиксе.Словарный диктант
№2
Правописание Ъ и Ь
разделительных
знаков.Развитие
речи.Составление объявления
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Называть значимые части слова. Находить в словах
корень.
Писать правильно слово «корабль»
Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов
и приставок. Писать правильно слово «костюм»
Объяснять алгоритм разбора слова по составу,
использовать его при разборе слова по составу
Находить в словах изученные орфограммы и выполнять
проверку.
Писать правильно слово «железо»
Выполнять звуко-буквенный анализ слова.
Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир»,
«пассажирский»
Объяснять написание приставок и суффиксов
Объяснять написание гласных и согласных букв в
значимых частях слова.
Писать правильно слово «билет»
Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда
твёрдый разделительный знак
Составлять предложения и текст по репродукции картины
Развитие речи.Сочинениеотзыв по репродукции картины
В.М.Васнецова «Иван-царевич
на Сером волке»
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
Контрольный диктант №2
доказывать правильность написания слова с изученными
орфограммами
2 четверть (32 часа)
Называть
имена
существительные,
которые
Несклоняемые имена
употребляются в одной форме.Писать правильно слово
существительные
«аллея»
Три склонения имён
Определять, относится ли имя существительное к 1-му
существительных.
склонению.Писать
правильно
слова:
«беседа»,
1-е склонение имён
«беседовать»
существительных
Развитие речи.Сочинение по
Составлять текст-описание.
репродукции картины
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
художника А.А. Пластова
при письме
«Первый снег»
2-е склонение имён
Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения:
существительных
находить сходство и различие
3-е склонение имён
Сравнивать имена существительные разных склонений:
существительных
находить их сходство и различие
17
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Развитие речи. Сочинение
отзыв по репродукции картины
художника В.А. Тропинина
«Кружевница»
Падежные окончания имен
существительных
единственного числа 1, 2, 3 - го
склонения. Способы проверки
безударных падежных
окончаний имён
существительных
Именительный и винительный
падежи
Составлять текст-отзыв.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
при письме
Сравнивать
падежные
окончания
имён
существительных трёх склонений.
Называть способы проверки безударных падежных
окончаний имён существительных.
Писать правильно слово «портрет»
Определять именительный и винительный падежи имени
существительного.
Различать
внешне
сходные
падежные
формы
(именительный
и
винительный
падежи
имён
существительных единственного числа)
Родительный падеж
Определять
родительный
падеж
имени
существительного.
Писать правильно слово «инженер»
Именительный, родительный и Находить в предложении
одушевлённыеимена
винительный падежи
существительные
в родительном и винительном
одушевлённых имён
падежах.
Писать правильно слово «хлебороб»
существительных
Дательный падеж
Определять
дательный
падеж
имени
существительного.
Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени
существительного с предлогом или без предлога в форме
дательного падежа
Упражнение в правописании
Доказывать
правильность
написания
падежного
окончаний имен
окончания.
существительных в дательном Писать правильно слово «адрес»
падеже
Упражнение в правописании
Доказывать
правильность
написания
падежного
окончаний имен
окончания
существительных в дательном
падеже
Творительный падеж
Определять
творительный
падеж
имени
существительного.
Писать правильно слова: «вчера», «сегодня»
Предложный падеж
Определять
предложный
падеж
имени
существительного
Правописание безударных
Определять
падеж
имён
существительных
в
окончаний имен
единственном числе
существительных во всех
падежах
Упражнение в правописании
безударных падежных
окончаний имён
существительных
Определять
падеж
единственном числе
18
имён
существительных
в
50
51
52
53
54
55
56
57
Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
существительных в
родительном, дательном и
предложном падежах
Упражнение в правописании
безударных падежных
окончаний имён
существительных.
Упражнение в правописании
безударных падежных
окончаний имён
существительных.
Словарный диктант №3
Составлять предложение (словосочетание), употребляя
имя существительное в заданной падежной форме
Объяснять написание слов с пропущенными буквами в
окончании.
Писать правильно слово «костёр»
Определять
падеж
единственном числе
имени
существительного
в
Подробно излагать содержание повествовательного
Развитие речи.
текста по самостоятельно составленному плану.
Изложение повествовательного Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
текста по самостоятельно
при
письме.Оценивать
результаты
составленному плану
выполненного задания
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
Контрольный диктант №3
доказывать правильность
написания слова с
изученными орфограммами
Анализ ошибок, допущенных в Находить в тексте имена существительные во
контрольной работе. Общее
множественном числе.
представление о склонении
Ставить имя существительное во множественном числе
имён существительных во
в начальную форму с целью определения начальной
множественном числе
формы.
Писать
правильно
слова:
«путешествие»,
«путешественник»
Писать правильно слова на изученные орфограммы.
Промежуточная
Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова
диагностическая работа
Именительный падеж
Писать правильно слово «директор».
множественного числа
Употреблять правильно в устной и письменной речи
имена существительные во множественном числе
(директора, шофёры и др.) в именительном падеже
Родительный падеж
множественного числа
58
Употреблять правильно в устной и письменной речи
имена существительные во множественном числе (нет
яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже.
Писать правильно слова: «килограмм», «грамм»,
«газета»
Определять падеж имён существительных во
множественном числе с одинаковыми окончаниями
59
Винительный падеж
множественного числа
одушевлённых имён
существительных
60
Излагать содержание повествовательного текста по
Развитие речи.
самостоятельно составленному плану.
Изложение повествовательного Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
текста по самостоятельно
при письме.
составленному плану
Оценивать результаты выполненного задания
19
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Дательный, творительный,
предложный падежи
множественного числа
Проверочная работа №4 по
теме «Имя
существительное».Развитие
речи.
Сочинение сказки на основе
творческого воображения по
данному началу
Проект «Говорите правильно!»
Определять падеж имени существительного во
множественном числе
Выполнять
морфологический
существительного.
Формирование
мотивации
исследовательской работы
разбор
к
имени
проведению
Проводить исследование, делать выводы, представлять
работу
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
Контрольный диктант №4
доказывать правильность
написания слова с
изученными орфограммами
3 четверть (40 часов, 10 недель)
Имя прилагательное
Род и число имён
Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в
прилагательных
единственном числе).
Писать правильно слова: «семена», «электростанция»,
«электровоз», «электричество», «электрический»
Проводить лексический анализ слов - имён
Проект «Имена прилагательные прилагательных
в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкина»
Изменять по падежам имена прилагательные в
Изменение по падежам имён
единственном числе.
прилагательных в единственном
Понимать зависимость формы имени прилагательного
числе
от формы имени существительного
Понимать зависимость формы имени прилагательного
Склонение имён
от формы имени существительного
прилагательных
Развитие речи.Составление
текста-рассуждения по
репродукции картины В.Серова
«Мика Морозов»
Склонение имён
Писать безударное падежное окончание имени
прилагательных мужского и
прилагательного путём подбора имени прилагательного с
среднего рода в единственном ударным окончанием или по окончанию вопроса в том
числе
же падеже
Именительный падеж имён
Называть падежные окончания имён прилагательных
прилагательных мужского и
мужского и среднего рода в именительном падеже.
среднего рода
Писать правильно слово «правительство»
Родительный падеж имён
Называть падежные окончания имён прилагательных
прилагательных мужского и
мужского и среднего рода в родительном падеже.
среднего рода.
Писать правильно слово «аппетит»
Называть падежные окончания имён прилагательных
Дательный падеж имён
мужского и среднего рода в дательном падеже
прилагательных мужского и
среднего рода
20
73
74
75
Называть падежные окончания имён прилагательных
мужского и среднего рода в именительном, винительном,
родительном падежах.
Писать правильно слова: «космос», «космический»,
«километр»
Творительный и предложный
Называть падежные окончания имён прилагательных
падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном
мужского и среднего рода
падежах
Писать правильно слово «командир».
Развитие речи. Выборочное
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
изложение повествовательного при письме.
текста с элементами описания Оценивать результаты выполненного задания
Контрольное списывание №1 Писать правильно слова на изученные орфограммы
Именительный, винительный,
родительный падежи имён
прилагательных мужского и
среднего рода
76
77
78
79
80
81
82
83
Правописание безударных
Склонять имена прилагательные женского рода.
падежных окончаний имён
Называть окончания имён прилагательных в каждом
прилагательных женского рода в из падежей.
единственном числе
Писать правильно слово «экскурсия»
окончания
имён
прилагательных
в
Именительный и винительный Выделять
падежи имён прилагательных именительном и винительном падежах
женского рода
Родительный, дательный,
Определять падеж и выделять окончания имён
творительный и предложный
прилагательных
падежи имён прилагательных
женского рода
Правописание падежных
Приводить примеры словосочетаний с именами
окончаний имен
прилагательными в родительном, дательном и
прилагательных женского рода в предложном падежах.
родительном, дательном,
Писать правильно слово «вагон»
творительном и предложном
падежах
Правописание падежных
Называть
пропущенные
окончания
имён
окончаний имен
прилагательных женского рода
прилагательных женского рода в
родительном, дательном,
творительном и предложном
падежах
Правописание падежных
Определять падеж и выделять окончания имён
окончаний имен
прилагательных.
прилагательных женского рода в Писать правильно слово «кастрюля»
родительном, дательном,
творительном и предложном
падежах
Словарный диктант №4
Писать по памяти сравнительно-описательный текст.
Составлять сообщение о достопримечательностях
Развитие речи.
своего города (посёлка).
Составление сообщения о
достопримечательностях своего Писать правильно слово «издалека»
города (посёлка), обобщать её и
составлять сообщение
21
84
85
86
87
Называть вопросы и окончания имён прилагательных
Склонение имён
множественного числа в каждом из падежей.
прилагательных во
множественном числе. Развитие Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей.
Составлять текст по репродукции картины.
речи.
Писать правильно слово «салют»
Составление текста по
репродукции картины
Н.К.Рериха «Заморские гости»
Именительный и винительный Различать имена прилагательные в именительном и
падежи имён прилагательных винительном падежах.
множественного числа
Определять
падеж
имён
прилагательных
множественного числа. Писать правильно слово
«ботинки»
Родительный и предложный
Писать правильно слово «богатство».
падежи имён прилагательных Сравнивать окончания родительного и предложного
множественного числа
падежей имён прилагательных.
Определять
падеж
имён
прилагательных
множественного числа
Обобщение знаний об имени
Называть
грамматические
признаки
имён
прилагательном
прилагательных.
Выполнять
морфологический
разбор
имени
прилагательного
Личные местоимения (7 часов)
Роль местоимений в речи
Понимать, что такое местоимение.
Распознавать местоимения среди других частей речи
88
89
90
91
92
93
Личные местоимения 1-го, 2го, Указывать грамматические признаки местоимений.
3-го лица
Определять лицо, число, род у личных местоимений 3го
лица
Определять лицо, число и падеж местоимений.
Склонение личных местоимений Составлять тексты с включением в них диалога. Писать
1-го и 2-го лица единственного правильно слова: «металл», «металлический»
и множественного числа.
Развитие речи.
Составление высказываний по
рисунку с использованием в них
диалога
Определять лицо, число и падеж местоимений
Склонение личных местоимений
3-го лица единственного и
множественного числа
Определять лицо, число и падеж местоимений. Писать
Упражнение в правописании
правильно слова: «победа», «председатель»
местоимений и правильном
употреблении их в
речи.Развитие речиСоставление
поздравительной открытки
Развитие речи. Изложение
Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму
повествовательного текста
на
допущенную
ошибку
при
22
94
Морфологический разбор
местоимений.
Проверочная работа №5 по
теме «Личные местоимения»
письме.Оценивать результаты выполненного задания
Выполнять морфологический разбор местоимения
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
доказывать правильность написания слова с изученными
орфограммами
Глагол (34 часа)
Глагол как часть речи
(повторение)
95
Время глагола
96
Изменение глаголов по
временам
97
98
99
10
101
102
103
104
105
Объяснять роль глаголов в нашем языке.Называть, что
обозначают глаголы.
Называть вопросы, на которые отвечают
глаголы.Писать правильно слова: «гореть», «сверкать»
Называть время, число глагола.Объяснять роль глагола
в предложении
Изменять глаголы по временам.Объяснять, как
изменяются глаголы прошедшего времени в
единственном числе
Неопределённая форма
глагола
Объяснять, что такое неопределённая форма
глагола.Называть глаголы в неопределённой
форме.Писать правильно слова: «лучше», «расстояние»
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
Контрольный диктант №5
доказывать правильность написания слова с изученными
орфограммами
Анализ ошибок, допущенных в Находить в предложении глаголы в неопределённой
контрольной
форме
работе.Неопределённая форма
глагола
Неопределенная форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме.
Образование временных форм Образовывать временные формы от глагола в
от глагола в неопределенной
неопределенной форме
форме
Упражнение в образовании
Образовывать формы глагола с помощью приставок и
форм глаголов
суффиксов.
Писать правильно слова: «везде», «свитер»
Развитие речи.Изложение по
Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму
самостоятельно составленному на допущенную ошибку при письме.Оценивать
плану
результаты выполненного задания.Писать правильно
слова: «сверху», «снизу»
Развитие речи.Изложение по
Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму
самостоятельно составленному на допущенную ошибку при письме.Оценивать
плану
результаты выполненного задания.Писать правильно
слова: «сверху», «снизу»
4 четверть (32 часа, 8 недель)
Изменять глаголы по лицам и числам, формировать
Изменение глаголов настоящего умение спрягать глаголы в настоящем и будущем
и будущего времени по лицам и времени
числам (спряжение)
23
106
107
108
Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по
2-е лицо глаголов
местоимению, по личному окончанию, по вопросу
единственного числа
настоящего и будущего времени
I и II спряжения глаголов.
Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в
форме настоящего времени имеют одинаковые ударные
Спряжение глаголов в
и безударные окончания в одном и том же лице и числе
настоящем времени
Понимать, что глаголы в форме будущего времени
Спряжение глаголов в будущем спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего
времени.Писать правильно слова: «назад», «вперёд»
времени
Называть личные окончания глаголов I и II спряжений
109
110
111
112
Личные окончания глаголов I и
II спряжений
Правописание безударных
личных окончаний глаголов в
настоящем и в будущем
времени
Называть алгоритм определения спряжения глагола с
безударным личным окончанием.
Правописание безударных
личных окончаний глаголов в
настоящем и в будущем
времени
Объяснять, как правильно выбрать букву для личного
окончания каждого глагола
Контрольное списывание №
Называть глаголы-исключения
Называть правила правописания слов на изученные темы
3
113
114
115
116
117
118
Правописание безударных
личных окончаний глаголов в
настоящем и в будущем
времени
Правописание возвратных
глаголов в настоящем и
будущем времени
Правописание возвратных
глаголов в настоящем и
будущем времени
Развитие речи.
Изложение деформированного
повествовательного текста
Правописание глаголов в
прошедшем времени
Правописание глаголов в
прошедшем времени
Объяснять, как правильно выбрать букву для личного
окончания каждого глагола
Обосновывать правильность написания изученных
орфограмм.
Распознавать форму 3-го лица единственного и
множественного
числа
и будущего
Распознавать форму
3-гонастоящего
лица единственного
и времени
имножественного
неопределеннуючисла
форму
возвратных
глаголов. Писать
настоящего
и будущего
времени и
правильно -тсяи -тьсяв
глаголах Писать
неопределенную
форму возвратных
возвратных глаголов.
правильно -тсяи -тьсяв возвратных глаголах
Излагать текст.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
при письме.
Оценивать результаты выполненного задания
Объяснять, почему окончания глаголов единственного
числа в форме прошедшего времени называют родовыми
Называть суффикс, с помощью которого образованы
формы прошедшего времени.Писать правильно слова:
«свобода», «здесь»
24
Проверочная работа № 6 по
теме «Глагол»
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
доказывать правильность написания слова с изученными
орфограммами
Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на
допущенную ошибку при письме.Оценивать результаты
выполненного задания
Выполнять морфологический разбор глагола
119
120
121
122
123
Развитие речи.
Составление текста на
спортивную тему
Обобщение по теме «Глагол».
Морфологический разбор
глагола
Контрольный диктант №6
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять,
доказывать правильность написания слова с изученными
орфограммами
Излагать текст.
Анализ ошибок, допущенных в Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку
контрольной работе.Развитие при письме.
Оценивать результаты выполненного задания
речи. Изложение
повествовательного текста
Повторение
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
Повторение по теме «Наша речь
и наш язык»
Развитие речи. Повторение по
теме «Текст»
Повторение по теме
«Предложение»
Различать язык и речь.Называть виды речи. Объяснять
назначение речи
Называть признаки текста: Называть типы текстов:
повествование, описание, рассуждение
Объяснять, что такое предложение.Находить границы
предложений.
Определять тип предложения
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Контрольный
Объяснять, доказывать правильность написания слова с
диктант № 7
изученными орфограммами
Писать правильно слова с непроверяемыми
Анализ ошибок, допущенных в написаниями
контрольной работе.Повторение
по теме «Имя существительное»
Итоговая диагностическая
Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.
работа
Называть правила правописания слов на изученные
темы
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Орфограммы в значимых частях
Объяснять, доказывать правильность написания слова с
слова
изученными орфограммами
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Орфограммы в значимых частях
Объяснять, доказывать правильность написания слова с
слова
изученными орфограммами
Развитие речи.
Излагать текст. Находить нужную орфограмму на
Изложение повествовательного допущенную ошибку при письме.Оценивать результаты
текста
выполненного задания
Обобщение знаний по курсу
Называть правила правописания слов на изученные
«Русский язык»
темы
Обобщение знаний по курсу
Называть правила правописания слов на изученные
«Русский язык»
темы
25
135
136
Обобщение знаний по курсу
«Русский язык
Обобщение знаний по курсу
«Русский язык»
Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова
Называть правила правописания слов на изученные
темы
26