Рабочая программа по курсу Окружающий мир для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги

Рабочая программа по курсу
Окружающий мир»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс

Подписано цифровой подписью: Мартьянова
Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ
СОШ №1 г. Нижние Серги, ou=Директор,
email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.10 12:48:51 +05'00'

1. Пояснительная записка
При изучении программы по предмету «Окружающий мир» используется учебник А.В.
Плешакова «Окружающий мир». Предмет, как и ранее, максимально направлен на
формирование интереса к природному и социальному миру, совершенствование
познавательной деятельности за счет овладения мыслительными операциями сравнения,
обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение, формирование
возможностей совместной деятельности. Предмет играет важнейшее значение в
формировании сферы жизненной компетенции. Вместе с тем, многие темы, освещаемые в
учебнике, полностью заполняя учебное время, не дают возможности глубокого повторения,
пройденного ранее. Поэтому раздел «Общение» целесообразно реализовать в цикле
психокоррекционных занятий, разделы, посвященные экономике и путешествиям,
упростить в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР. Однако, по сравнению со
вторым классом, доля самостоятельности их должна существенно возрасти.
Написание ВПР в 4 классе, иллюстрирующее, насколько удалось преодолеть отставание в
степени общей осведомленности, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности и
регулятивных умений, требует начала подготовки к ней уже в третьем классе. Поэтому
фактически на каждом уроке рекомендуется предлагать задания, требующие
самостоятельного мышления.
Следует отметить, что в 4 классе при изучении предмета «Окружающий мир» следует
активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации (направления
этого поиска обозначены в программе). Поскольку предмет обычно вызывает у
обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их
поисковой активности
По-прежнему важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного
подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебнопознавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности,
эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов. Как и в 4 классе
следует предупредить индуцирование детей страхами (при изучении тематики безопасного
поведения и пр.). Поскольку учителю рекомендуется проверять выполнение домашних
заданий по предмету, а также по возможности начинать урок с проверки домашнего
задания, рассматривая его как этап закрепления, изученного и предпосылку усвоения
нового, нежелательно ставить предмет в расписание в понедельник, а также два дня подряд.

2. Планируемые результаты
Окружающий мир:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой
и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми;

Основы религиозных культур и светской этики:
1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
4) осознание ценности человеческой жизни.

3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Окружающий мир (Человек, природа, общество)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет,
форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право,
лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ
в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года,
их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование
человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Охрана, бережное использование воздуха.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана,
бережное использование воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Охрана, бережное использование почв.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и
комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и
домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное
отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные
родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами.
Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности
органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего
здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные
ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных
традициях региона.
Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность –
особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в
многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и
для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя,
отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории
семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной

войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви,
семьи и верности.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и
торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со
знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и
других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к
государственному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца
России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору).
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной
и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана
памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о
многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по
выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме
в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с
незнакомыми людьми.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
Приложение № 1

Календарно – тематическое планирование
«Окружающий мир»
4 класс
68 часов, 2 часа в неделю
2021 – 2022 учебный год
№ п/п

1.

Наименование раздела и тем
1 четверть (8,5 недель, 18 часов)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды.

Планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна 2. естественный спутник земли. Движение Земли в космическом пространстве;
причины смены дня и ночи и времён года.
3. Звёздное небо - великая книга природы. Пр. р.: знакомство с картой звёздного
неба.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
4. глобуса и геогр. карты. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и
географической карте.
5. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
6.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники.

7. Счёт лет в истории. Историческая карта. Пр. р.: знакомство с историческими
картами.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
8.
экологических проблемах планеты.
Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное
9. сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международная красная
книга
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Земля и человечество»
10.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы.
Пр. р.: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;
Моря, озёра и реки нашей страны.
12.
Пр. р.: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.
11.

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13. Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Пр. р.:поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
14. Зона тундры. Пр. р.:поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон
России.
15. Контрольная работа №1 за 1четверть.
Зона лесов.Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон
России.
17. Зона степей. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон
России.
Зона пустынь. Пр. р.:поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон
18.
России
16.

1
1
1
1
1
1

2 четверть (7,5 недель, 14 часов)
19. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.
Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в
20.
процессе хозяйственной деятельности людей. Обобщение по теме.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

1
1

1
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Пр. р.: Знакомство с картой края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменения поверхности края в
1
результате деятельности человека. Охрана поверхности края.
Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в
результате деятельности человека.
1
Охрана водоёмов края. Экскурсия.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
места и способы добычи. Пр.р. Рассматривание полезных ископаемых своего края, 1
определение их свойств.
Охрана недр в нашем крае.
1
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

1

Лес - природное сообщество. Разнообразие растений и животных леса.
Экологические связи и сообщества. Охрана леса. Пр.р.Рассматривание гербарных 1
экземпляров растений леса.Заочная экскурсия.
Природное сообщество - луг. Разнообразие растений и животных луга.
28. Экологические связи и сообщества. Охрана луга. Пр. р. Рассматривание гербарных 1
экземпляров растений луга. Заочная экскурсия.
29. Жизнь пресного водоёма. Экологические связи и сообщества. Охрана.
1
27.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
30. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Пр. р.
Знакомство с культурными растениями края.
31. Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения
окружающей среды.
32. Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

1
1
1

3 четверть (10 недель, 20 часов)
33. Контрольная работа №2 за четверть.
34. Обобщающий урок по теме «Наш край - часть большой страны»
Страницы всемирной истории (5 ч)

1
1

35. Представление о периодизации истории. Счёт лет в истории. Начало истории
человечества: первобытное общество.
36. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого.
37. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть,
замок феодала, дом крестьянина.
Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход,
паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
38.
открытия.
39. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХв. Достижения науки и
техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на
планете.
40. Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования
41. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси.
42. Русь - страна городов. Киев, Великий Новгород, Москва. Культура, быт и нравы
древней Руси. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте.
Наше Отечество в 13 - 15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
43.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Пр. р. Найти и показать объекты на
исторической карте
44. Выдающиеся люди: князь Александр Невский, московские князья, Дмитрий
Донской.
45. Куликовская битва. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

46. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
1
страны в 13-15 вв.
47. Наше Отечество в 16 - 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. 1
Землепроходцы. Культура, быт и нравы России в 16 - 17 в
48. Россия в 18 в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России 1
Петербург.
49. М. В. Ломоносов.
1
50. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Выдающиеся люди: А. В.
Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в 18 в.
51.
Контрольная работа №3 за 3четверть.
52. Россия в 19 - начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.
И. Кутузов. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте
4 четверть (8 недель, 16 часов)
53. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 - начале
20 в.
54. Россия в 20 в. Участие России в первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война.
55. Образование СССР. Жизнь страны в 20 - 30- гг.
56. Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День
Победы- всенародный праздник.
57.

1
1
1

1
1
1
1

Наша страна в 1945 - 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного 1
спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
58. Преобразования в России в 90 гг. Культура России в 20 в.
1

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.Экскурсия. Знакомство с историческими 1
достопримечательностями родного села.
Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России.
60.
1
59.

61.

Права ребёнка.

Мы - граждане России. Права и обязанности гражданина. Государственное
устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
63. Государственная символика нашей страны (герб, флаг, гимн).
62.

64. Государственные праздники.
65. Многонациональный состав населения России. Путешествие по России. Природа,
хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники
культуры в регионах.
Многонациональный состав населения России. Путешествие по России. Природа,
66. хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники
культуры в регионах.
67. Итоговая контрольная работа №4.
68.

Обобщающий урок по теме «Современная Россия»

1
1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».