Рабочая программа по курсу ИЗО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги

Рабочая программа по курсу
Изобразительное искусство»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс

2021г.

Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена
Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги, ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.10 12:48:10 +05'00'

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При изучении программы по предмету «Изобразительное искусство» используется
учебник Рау М.Ю., Зыкова М.А., издательство Просвещение «Изобразительное искусство»
4 класс. ФГОС. В 4 классе рисование по-прежнему оказывает положительное влияние на
совершенствование восприятия формы, цвета, и пространственных отношений, формирует
возможности эмоциональной оценки произведений искусства и собственных работ.
Детская деятельность разворачивается в направлении искусство- практика
художественного ремесла и художественного творчества, что позволяет формировать
потенциал для активной реализации в настоящем и будущем, улучшать сферу жизненной
компетенции. Этому способствует овладение знаниями из разных видов искусства (музыка,
живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками
восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества. В ходе
изучения предмета решаются следующие задачи:
 знакомство учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, развитие активного эмоционально-эстетическое
отношения к ним;
 формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни
ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной
жизни;
 развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению
элементарных форм художественного ремесла;
 формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на материале
пластических искусств;
 формирование умения выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности;
 применение различных выразительных средств, художественных материалов и техник в
своей творческой деятельности.
На уроке ИЗО учителя ставит общеобразовательные и воспитательные задачи.
Автоматизируются навыки организации рабочего места. Совершенствуется правильное
восприятие формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве. Коррекционно-развивающая составляющая при обучении предмету
реализуется через:
 нахождение в изображаемом существенных признаков, установление сходства и
различия;
 развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
обобщать;
 ориентировка в задании и планирование своей работы, определение последовательности
выполнения рисунка;
 исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
 формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования;
 развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса к изобразительной
деятельности.
 развитие произвольной регуляции: умения работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
 развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
 формирование адекватности чувств;
 формирование умения анализировать свою деятельность;
 - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
 коррекция мелкой моторики.

Правильно организованные уроки помогают ребенку раскрыться, передать суть своих
переживаний и мыслей с помощью изобразительных средств. Обучение словесному
выражению эмоций (восхищение или дискомфорт от увиденного) позволяет
препятствовать формированию алекситимии (неспособности говорить о чувствах). Выбор
цвета для выражения чувств дает возможность стабилизировать эмоциональное состояние.
При изучении программы по предмету «Музыка» используется учебник Критской Е.Д.,
Сергеевой Г.П. «Музыка»
В 4 классе используется создание художественного контекста. Эта деятельность направлена
на развитие музыкальной культуры школьников через «выход» за пределы музыки (в
смежные виды искусства, историю, природу, жизнь), то есть на организацию
художественно-педагогической
среды.
Формирование
художественно-образного
мышления детей достигается за счет размышлений о музыке в разных формах общения с
ней. Требуется более широкое творческое применение на практике игры на музыкальных
инструментах, с пением, с движением. При этом важно исходить из художественного
образа разучиваемого произведения, возможностей детей и педагогической
целесообразности. При этом возможно использование метода «забегания» вперед и
возвращения к пройденному – важно распространить действие этого метода в рамках урока
музыки и на произведения других видов искусства, выделив «золотой фонд» произведений
литературы, живописи, возвращаясь к ним периодически на протяжении обучения.
Особенности методики и технологии организации работы на уроке музыки:
- организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния;
развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков
рациональной голосоподачи и голосоведения
-погружение в активный, организационно-творческий процесс с использованием
коллективно-индивидуальных форм работы. Для этого на уроках следует: исключать
пассивные способы обучения «по образцу»; создавать ситуации для активной деятельности
самого ученика; объединять учеников для работы парами, тройками; просить учеников
оценить свою работу самостоятельно или провести взаимопроверку с обсуждением;
использовать ребусы и кроссворды; просить учеников отвечать на вопросы полными
ответами; использовать методы сравнения и наблюдения; просить найти ошибку.
Чаще используются следующие виды деятельности: музыкально-ритмические движения,
пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал для работы с детьми отличается: простотой и выразительностью;
доступностью восприятия и исполнения; небольшим объёмом; частым повторением
заданий; коррекционно-развивающей направленностью. Всем этим требованиям
соответствуют русские народные мелодии, песни. Содержание текстов русских народных
песен доступно детскому восприятию, напевы легко исполняются. Привлечение ритмики в
процесс восприятия музыкального произведения помогает детям научиться художественно
оформлять свои движения. Выполнение музыкально-ритмических движений при слушании
музыки или пении способствует: -активизации развития общей музыкальности; активизации творческих способностей; -помогает сделать урок более красочным,
запоминающимся, -создает нужную эмоциональную реакцию на уроке. Движения должны
быть простыми; легко выполнимыми без специальной тренировки; ритмичными;
соответствовать настроению музыки.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,
дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о

произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к
произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и
народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в
социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним
собственное эмоционально-оценочное отношение;
5) овладение
практическими
умениями
самовыражения
средствами
изобразительного искусства.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и
обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей,
Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового искусства.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.
д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека
и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,
сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве

(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта,
ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое
и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль
белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и
рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма
в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных
художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации

его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и
оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие
в
различных
видах
изобразительной,
декоративно­прикладной
и
художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи,
скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Овладение основами художественной
грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание
моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками
лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха,
пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Приложение № 1

Календарно — тематическое планирование.
Изобразительное искусство 4 кл.
2021 – 2022 гг.
34 часа, 1 час в неделю
Часы
Название раздела и тем.

№
п/п

1 четверть (8,5 недель, 9 часов)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Инструктаж по технике безопасности. Пейзаж родной земли
Образ традиционного русского дома (избы) Моделирование из бумаги.
Украшение деревянных построек и их значение. Изображение избы.
Деревня - деревянный мир.
Изображение деревни - коллективное панно.
Образ красоты человека.

Образ красоты человека. Изображение женских и мужских народных образов.
Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Изображение осеннего
8.
праздника урожая.
9. Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций
крепостных башен города. Постройка крепостных стен и башен из пластилина.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 четверть (7,5 недель, 7 часов)
Древние соборы. «Постройка» древнего собора из бумаги.
10.
Древний город и его жители. Изображение древнерусского города.
11.
Изображение
12.

древнерусских воинов княжеской дружины.

1
1
1

Древнерусские города Русской земли. Беседа.
13.
Узорочье теремов. Изображение интерьера палаты.
14.
Праздничный пир в теремных палатах. Изображение пира.
15.
Образ художественной культуры Древней Греции
16

1
1
1
1

3 четверть (10 недель, 10 часов)
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Образ художественной культуры Древней Греции. Создание панно
«Древнегреческие праздники» Олимпийские игры.
Образ художественной культуры Древней Греции. Создание панно
«Древнегреческие праздники» Олимпийские игры.
Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник
хризантем»
Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник
хризантем»
Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник
хризантем»
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Панно
«Праздник цехов ремесленников на городской площади»
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. «Праздник
цехов ремесленников на городской площади»
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. «Праздник
цехов ремесленников на городской площади»
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. «Праздник
цехов ремесленников на городской площади»
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

26

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 четверть (8 недель, 8 часов)

Все народы воспевают материнство. Изображение матери и дитя.
27
28
29
30

Все народы воспевают мудрость старости. Изображение любимого пожилого
человека.
Сопереживание - великая тема искусства.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором.
Сопереживание - великая тема искусства.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором.
Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою, выбранному автором.

31
Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою, выбранному автором.
32
Юность и надежды. Изображение радости детства, мечты ребёнка о счастье.
33
34

Искусство народов мира. Итоговая выставка работ учащихся. Обобщение
темы.

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».