Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
Технология» для
обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс
2021г.
Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена
Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги, ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.10 12:49:10 +05'00'
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При изучении программы по предмету «Технология» используется учебник Н.И.
Роговцевой, Н.В. Богдановой, «Технология». Предмет по-прежнему играет ведущую роль
в формировании сферы жизненной компетенции, формирует ручную умелость, расширяет
и пополняет знания об окружающем предметном и социальном мире, закладывает основы
компьютерной грамотности. Особенность изучения предмета в 4 классе состоит в том, что
расширяется мера самостоятельности. Освоение содержания предмета осуществляется на
основе разнообразных занятий, в т.ч. продуктивной проектной деятельности.
Формирование начальных конструкторско-технологических знаний и умений происходит
в процессе работы с технологической картой.
На учебный предмет «Технология» дается 1 час в неделю, 34 часа в год.
В работе необходимо постоянно помнить о следующем:
- у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно
меньше репродуктивной, изобразительной;
- необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством
знакомства с материалами, обозначая их связь с природными объектами: учащиеся должны
понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы
должны осуществлять свою деятельность;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного
мира (то, что создано человеком), а не природы
Пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов,
инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании
предметного мира. Изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление
способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики
могут, в связи с особенностями их индивидуального развития испытывать трудности в
выполнении необходимых работ и задания следует индивидуализировать в соответствии с
их возможностями.
Способности ребенка к творчеству развиваются благодаря поощрению вариативности,
дополнения общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя. На
одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые соответствуют
индивидуальным образовательным потребностям ребенка.
Учитывая продолжающиеся трудности в реализации аналитико-синтетической
деятельности, любой работе предшествует анализ изделий, в процессе которого
обучающиеся совершенствуют знания о рабочих технологических операциях, порядке их
выполнения, упражняются в подборе необходимых материалов и инструментов. В
практической работе ученики совершенствуют умения выполнять чертежную разметку и
автоматизируют практические навыки в данном направлении;
Деятельность строится по принципу «от простого к сложному», т.е. от деятельности под
контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции»,
реализации конкретного проекта. Особое внимание отводится содержанию практических
работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и
инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами
работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
изучение свойств материалов, инструментов и машин, помогающих человеку в
обработке сырья и создании предметного мира.
Коррекционно-развивающая направленность обучения при овладении предметом
может быть реализована за счет формирования позитивного отношения к урокам по
предмету: поощрения ручной умелости, побуждения занятиями различными видами
мануальной деятельности.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Технология (труд):
1) формирование
навыков
самообслуживания,
овладение
некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники
безопасности;
2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой,
тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в
зависимости от их свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и
санитарно-гигиенические требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач.
Личностные результаты освоения РП для 4-го класса по учебному предмету
«Технология» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
знании различных профессий, ремеслах и промыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная
организация рабочего пространства);
проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение
обещаний);
соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасного труда);
соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей
действительности;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации
собственной потребности;
описывать порядок получения результата своего труда, говорить об
испытываемых эмоциях,
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении
коллективной работы.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
стремлении украшать предметы окружающей действительности,
интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного
мира,
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной
работы (выбор приемов реализации задуманного),
умении получить одобряемый результат своего труда,
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах проявляется в умениях:
рационально организовывать рабочее место;
рационально использовать инструменты и приспособления для обработки
материалов в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету
«Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
оперировать известными понятиями.
самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты
самостоятельно отличать новое от уже известного;
самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и
явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
самостоятельно
ориентироваться
в
задании;
– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении
заданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- определять конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных
этапов изготовления изделий из числа, освоенных, работая по составленному плану,
осуществлять контроль точности выполнения операций;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью измерительных
инструментов;
исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
вести диалог по обозначенной теме;
договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
приходить в обсуждении к общему решению;
учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
использовать допустимые адекватные речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний,
представлений и умений:
- умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином,
природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их
свойств;
- умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять
правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д;
- навыки самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
– различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; –
овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использования
соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный –
проволока, нитки, тонкая веревочка); – освоение понятий о чертеже и линиях чертежа,
новых терминов (макраме, коллаж); – знакомство со свойствами новых материалов
(стеарин, тесто); уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся
материалов;
– освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с помощью
шаблонов;
– освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов комбинирования
в одном изделии различных материалов;
–– создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при
использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов
соединения; – владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей
местности.
- работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
- различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая
роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания.
В разделе «Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности»:
- Называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка,
получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
- Называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе
(гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
- различать натуральные ткани (хлопчатобумахные, шерстяные, шелковые);
- Осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными
соединительными материалами (клей, нитки, пластилин);
- различать чертеж и эскиз;
- Называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью
чертёжных инструментов;
- Называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка,
угольник, циркуль).
- Читать простейшие чертежи (эскизы);
- Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на
простейший чертёж (эскиз);
- соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец.
В разделе «Конструирование и моделирование»:
- Называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения
деталей;
- Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
- Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технология (Труд)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы
быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере
2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия
конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов
и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника
и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с
1
В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически
безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые
в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы
их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация и её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и Power Point.
4. КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА
Текущий контроль:
А) оценка качества работы на уроке.
Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):
Адекватность действий:
5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает
поставленные задачи адекватным способом.
4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать
поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления
удалось скорректировать.
3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной
и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.
2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе
препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.
Правильность действий:
5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая)
помощь
4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь
3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь
2 – задание не выполняет, помощь не принимает.
Вербальное оформление ответов:
5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными
недочетами.
4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.
3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ,
копирование ответа предшественника.
2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.
Качество выполнения работы.
5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования,
соответствующие общему замыслу
4 – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих эстетических
преобразований.
3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами
2 – работа не выполнена
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов - «удовлетворительно».
8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно
выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие
изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.
Промежуточный контроль (в конце четверти). Успешность выполнения заданий на
обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах, тестирование.
Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям
текущего контроля.
Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по
всем выделенным разделам.
Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.
Приложение № 1
Календарно — тематическое планирование. Технология 4 кл.
2021 – 2022 гг.
34 часа, 1 час в неделю
Номер
урока
1
2
3
4
5
6
Тема урока
Как работать с
учебником. ТБ на
уроках технологии.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме
1 четверть (8,5 недель, 9 часов)
Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и
правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах.
Планировать деятельность по выполнению изделия на основе
«Вопросов юного технолога» и технологической карты.
Познакомиться с критериями оценки качества выполнения
изделий для осуществления самоконтроля и самооценки.
Создавать условные обозначения производств (пиктограммы),
наносить их на контурную карту России в рабочей тетради
Находить и отбирать информацию, об истории развития
Вагоностроительный
железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях
завод.Изделие:«Ходовая конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов
часть (тележка)». ТБ учебника и других источников. Выбирать информацию,
при работе с
необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия.
ножницами.
Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию
изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и
циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила
Вагоностроительный
безопасного использования этих инструментов. Создавать разные
завод.ИзДелие:«Пассаж виды вагонов, используя объёмные геометрические тела
ирский вагон»
(параллелепипед, цилиндр, конус.
Полезные ископаемые. Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых,
Изделие:
способах их добычи и транспортировки, профессиях людей,
«Буровая вышка»
занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и
поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других
источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие
месторождения нефти и газа. Выбирать информацию,
необходимую для изготовления изделия, объяснять новые
понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой
вышки) и определять основные элементы конструкции.
Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с
деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения
виды соединений (подвижное или неподвижное). Выбирать и
заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия.
Полезные ископаемые. Находить и отбирать информацию о создании изделий из
ИзДелие:
поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика»
«Малахитовая
из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию,
шкатулка»
необходимую для изготовления изделия, объяснять новые
понятия. Овладевать технологией лепки слоями для создания
имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин близких и
противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета.
Автомобильный
Находить
и отбирать
о развитии Выбирать
автомобилестроения
Использовать
приемыинформацию
работы с пластилином.
и заменять
завод.Изделие:
вматериалы
России, видах,
назначении
и
конструкции
автомобиля
«КамАЗ»
и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять
«КамАЗ»ТБпри работе с и
технологическим
конвейере
из материалов
соединение
деталей,процессе
подбираясборки
цвет ина
рисунок
«малахитовых
конструктором.
учебника
и
других
источников.
Находить
и
обозначать
на карте
кусочков».
Дата
7
8
9
Автомобильный
России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать
завод.Изделие: «Кузов информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и
грузовика»ТБпри работе операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию
с конструктором.
реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные
элементы конструкции. Соотносить делали конструкции и
способы соединения башни с деталями констриктора, выбирать
необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или
неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отверткой.
Монетный
Находить и отбирать информацию об истории возникновения
двор.Изделие:
«Стороны медали»Т.Б. олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из
при работе с фольгой. материалов учебника и других источников. Объяснять новые
понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали,
Монетный
объяснять особенности их оформления в зависимости от
двор.ИзДелие:
назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца,
«Медаль»
приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи
кальки. Осваивать правила тиснения фольги.
2 четверть (7,5 недель, 7 часов)
10
11
12
13
Фаянсовый
завод.Изделие: «Основа
Для вазы»ТБпри работе
с пластилином.
Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий
из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника
и других источников. Использовать эмблемы, нанесенные на
посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и
отмечать на карте города, где находятся заводы по производству
фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника. Анализировать технологию изготовления фаянсовых
Фаянсовый
изделий и определять технологические этапы, которые возможно
завод.ИзДелие: ««Ваза» выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать
приемы и способы работы с пластичными материалами.
Швейная
Находить и отбирать информацию о технологии производства
фабрика.ИзДелие:
одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на
«Прихватка»ТБпри
швейном производстве, из материалов учебника и других
работе с иголкой.
источников. Находить и отмечать на карте города, в которых
находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст
учебника для определения последовательности снятия мерок.
Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой
размер одежды.
Швейная фабрика.
Изделие:
Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых
на швейном производстве, из материалов учебника и
других источников. Выделять общие этапы технологии их
производства. Использовать материалы учебника для знакомства с
«Новогодняя игрушка» технологическим процессом изготовления мягкой игрушки.
14
Находить и отбирать информацию технологии производства обуви
и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном
производстве, из материалов учебника и других источников.
Использовать текст учебника для определения последовательности
снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу
размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя
Обувное производство. текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их
назначению. Соотносить назначение обуви с материалами,
Изделие «Модель
необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию
детской летней
обуви»ТБпри работе с изготовления обуви, определять технологические этапы, которые
возможно воспроизвести в классе. Определять размер деталей по
ножницами и
слайдовому плану и переносить их на бумагу. Выполнять
клеем.
самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Обувное производство.
Изделие «Модель
детской летней обуви»
ТБ при работе с
ножницами и
15
клеем.
16
Находить и отбирать из материалов учебника и других источников
информацию о древесине, её свойствах, технологии производства
пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки
древесины с опорой на материалы учебника и другие источники.
Анализировать последовательность изготовления изделий из
древесины, определять технологические этапы, которые возможно
воспроизвести в классе. Осваивать правила работы со столярным
ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать
правила безопасности работы с ножом. Обрабатывать рейки при
Деревообрабатывающее помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с
производство. Изделие: помощью клея.
«Лесенка- опора Для
растений». ТБ при
работе с древесиной.
3 четверть (10 недель, 10 часов)
17
Деревообрабатывающее
производство. Изделие:
«Лесенка- опора Для
растений».ТБпри работе
с древесиной.
Кондитерская фабрика.
ИзДелие: «Пирожное
«Картошка».ТБ при
работе с плитой.
18
Находить и отбирать информацию о технологии производства
кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной
деятельности людей, работающих на кондитерском производстве,
из материалов учебника и других источников. Отыскивать на
обертке продукции информацию о её производителе и составе.
Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие
кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления
шоколада, определять технологические этапы, которые возможно
воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых
изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного
«картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую
карту с помощью учителя. Определять необходимые для
приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную
посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять
обязанности
Кондитерская
фабрика.ИзДелие:
19
«ШоколаДное печенье»
Бытовая
техника.ИзДелие:
«Настольная
лампа»ТБпри работе с
ножницами, ножом и
клеем.
20
Бытовая
техника.ИзДелие:
21
«Абажур»
Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её видах и
назначении из материалов учебника и других
источников.Собиратьмодель лампы на основе простой
электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на
основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую
карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной
лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения
имитации виража для самостоятельного составления плана
выполнения работы и заполнения технологической карты.
Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при
помощи ножниц и ножа.
Тепличное
хозяйство.ИзДелие:
22
23
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
других источников о видах и конструкциях теплиц, их значении
«Цветы Для школьной
для обеспечения жизнедеятельности человека.
клумбы»ТБпри работе с
Анализироватьинформацию на пакетике с семенами, выделять
почвой.
информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота
растения, однолетник или многолетник) и технологию их
выращивания (агротехнику: время и способ посадки, высадка
растений в грунт), определять срок годности семян.
Подготавливатьпочву для выращивания рассады, высаживать
семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать
технологию ухода за рассадой, создавать мини-теплицу из
бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить
наблюдения за всходами и записывать их в таблицу.
Водоканал. ИзДелие:
«Фильтр Для воды»
Порт.ИзДелие:
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
других источников об устройстве системы водоснабжения города
и о фильтрации воды. Использовать иллюстрацию учебника для
составления рассказа о системе водоснабжения города и значении
очистки воды для жизнедеятельности человека. Проводить
эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе
наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество
воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном
напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим.
24
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
других источников о работе и устройстве порта, о профессиях
людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте
крупнейшие порты России.Анализироватьспособы вязания
морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого
узла. Определять правильное крепление и расположение груза.
25
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
других источников об истории развития узелкового плетения и
макраме, материалах, используемых для техники «макраме».
Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских
узлов, приёмы крепления нити в начале выполнения работы.
Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике
«макраме». Определять размеры деталей изделия, закреплять нити
для начала вязания изделия в технике «макраме». Изготавливать
изделие, использовать одинарный и двойной плоский узел,
оформлять изделие бусинами.
«Канатная лестница»
Узелковое
плетение.ИзДелие:
«Браслет». ТБ при
работе с нитками.
26
Самолетостроение.Раке Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
тостроение.
других источников об истории развития самолётостроения, о
ИзДелие: «Самолет».
видах и назначении самолётов. Объяснять конструктивные
ТБпри работе с
особенности самолётов, их назначение и области использования
конструктором.
различных видов летательных аппаратов. Сравнивать
различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на
основе иллюстраций учебника. На основе слайдов определять
последовательность сборки модели самолёта из конструктора,
количество и виды деталей, необходимых для изготовления
изделия, а также виды соединений.
4 четверть (8 недель, 8 часов)
27
Ракета-носитель.
Изделие: «Ракетаноситель»
28
Летательный аппарат.
Изделие: «Воздушный
змей».ТБ при работе с
шилом.
29
30
Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты.
Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по
чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные
геометрические тела — конус, цилиндр. Соединять детали
изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать
изделие.
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
других источников об истории возникновения и
конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять
конструктивные особенности воздушных змеев, используя
текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из
бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана
определять последовательность выполнения работы, материалы
и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды
соединения деталей. Использовать приёмы работы шилом
(кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток.
Создание титульного
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
листа. Изделие:
других источников о технологическом процессе издания книги,
«Титульный лист» ТБ
о профессиях людей, участвующих в её создании. Выделять
при работе с
этапы издания книги, соотносить их с профессиональной
компьютером.
деятельностью людей. Находить и определять особенности
оформления титульного листа. Использовать в практической
работе знания о текстовом редакторе MicrosoftWord. Применять
правила работы на компьютере. Отбирать информацию для
создания текста и подбирать иллюстративный материал.
Создавать титульный лист для книги «Дневник
путешественника».
Работа с таблицами.
Изделие: «Таблица»
Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор
текста, последовательность и особенности работы с таблицами
в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и
устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку
таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на
компьютере произвольную таблицу
31
Создание содержания
книги.Практическая
работа:
«СоДержание»
34
Итоговый урок
Объяснять значение и возможности использования ИКТ для
передачи информации. Определять значение компьютерных
технологий в издательском деле, в процессе создания книги.
Использовать в практической деятельности знания программы
MicrosoftWord.Применять на практике правила создания
таблицы для оформления содержания книги «Дневник
путешественника». Закреплять умения сохранять и
распечатывать текст. Анализировать темы учебника и
соотносить их с «Содержанием» для «Дневника
путешественника»
32, 33
Переплётные
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и
работы.ИзДелие: Книга других источников о видах выполнения переплетных работ.
«Дневник
Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная
путешественника»
крышка) книги. Использовать правила работы шилом,
ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в
соответствии с выбранной тематикой. Применять умения
работать с бумагой.