Рабочая программа по курсу Физическая культура для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги

Рабочая программа по курсу
«Физическая культура»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(4 класс)

2021г.
1

Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ №1 г. Нижние
Серги, ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.15 11:44:37 +05'00'

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения РП для 4-го класса по учебному предмету
«Физическая культура» оцениваются по следующим направлениям:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
- соблюдении школьных правил (в том числе, безопасности на уроках физкультуры,
выполнении правил игры, эстафеты, состязания и т.п.);
 старательности при выполнении физических упражнений;
 стремлении быть успешным в учебе (ловким, сильным, быстрым и т.п).
 подчинении дисциплинарным требованиям (соблюдать правила игры, эстафеты и
т.д);
 адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
 бережном отношении к школьному имуществу (спортивному инвентарю).
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
 умении одеваться в соответствии с погодными условиями (при проведении уроков
на улице, в том числе, по лыжной подготовке);
Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков
(овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни)
проявляется в:
 попытках содержать спортивную одежду в порядке;
 стремлении к доступному физическому совершенствованию (позитивное отношение
к урокам физкультуры, занятиям спортом, физическим упражнениям);
 ориентации на здоровый образ жизни: знания о причинах болезней и их
профилактике, вербальном и поведенческом негативном отношении к вредным
привычкам;
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
 осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки
в деятельности);
 осознании собственных потребностей (покажите (расскажите) еще раз,
пожалуйста,);
 осознании своего состояния (плохо себя чувствую, устал);
 осознании затруднений (не понял правил игры, не получается выполнение
упражнения);
 разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
 осознании факторов и ситуаций, ухудшающих физические и психологические
возможности;
 возможности анализировать причины успехов и неудач.
Сформированность речевых умений проявляется в:
 владении
связной
речью,
выполняющей
коммуникативную
функцию
(диалогические умения).
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
 возможности согласованно выполнять необходимые действия (игровые,
спортивные) в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла;
 возможности контролировать импульсивные желания (в игре, эстафете, спортивных
соревнованиях);
 умении справедливо распределять обязанности или награды в паре и малой группе;
 умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и
затруднения.
2

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 умении не проявлять вербальную агрессию по отношению к одноклассникам,
(например, тем, которые испытывают значительные трудности при усвоении
предмета);
 умении проявить сочувствие при чужих затруднениях.
Примеры оценки личностных результатов (параметр, дескрипторы, критерии оценки):
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях
Осознание разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в
деятельности):
 0 баллов – не осознает;
 1 балл – осознает с трудом; по уточняющим вопросам, при указании на недочеты
 2 балла – достаточно осознает.
Осознание собственных потребностей (плохо себя чувствую, надо сесть и т.п.):
 0 баллов – не вербализует, непонятно осознает или нет;
 1 балл – вербализует крайне редко;
 2 балла – вербализует по необходимости.
Метапредметные результаты освоения РП для 3-го класса по учебному предмету
«Физическая культура» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты, могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия
проявляются в:
 понимании групповой инструкции к упражнению, способу деятельности;
 удержании правильного способа деятельности на всем протяжении ее выполнения;
 умении вербализовать наглядно наблюдаемую причинно-следственную связь.
Сформированные
регулятивные
универсальные
учебные
действия
проявляются в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются в:
 овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в
преодолении затруднения и пр.;
 овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении
затруднения;
 овладении умением выполнять упражнения в паре, помогая друг другу;
 овладении умением играть в команде;
 овладении умением адекватно воспринимать указания на ошибки.
 овладении умением сдерживать непосредственные эмоциональные реакции в
конфликтной ситуации;
 овладение умением находить компромисс.
Пример оценки метапредметных результатов (дескриптор, критерии оценки):
3

Индикатор: овладение умением играть в команде;
Критерии:
0 баллов – никогда не обращает внимания на партнеров по команде, действует в
соответствии со своим настроением и желаниями или даже сознательно препятствует
выигрышу команды;
1 балл – иногда учитывает командные интересы, но чаще ставит собственные желания выше
командного интереса;
2 балла – старается помочь команде выиграть.
Предметные результаты
По итогам обучения в 4 классе можно проверять сформированность следующих
знаний, представлений и умений.
 правила безопасности при выполнении физических упражнений;
 выполнять пройденные команды на построения и перестроения;
 выполнять упражнения в бросании малого мяча одной рукой,
 в отбивании и ведении большого мяча;
 выполнять комплексы упражнений ритмической гимнастики;
 лазать по гимнастической стенке и перелезать через предметы одноименным и
разноименным способами,
 прыгать через короткую скакалку;
 передвигаться на лыжах в медленном темпе (без учета времени);
 выполнять скольжение на груди с помощью учителя;
 пробегать дистанцию 30 м на результат,
 выполнять прыжок в длину с места на результат,
 метать на дальность удобной рукой на результат.
Примеры контрольно-оценочных материалов и критериев оценки предметных
результатов.
Оценка предметных результатов осуществляется учителем традиционно по пяти-балльной
шкале в ходе промежуточной и итоговой аттестации (выполнение заданий по темам,
разделам).
Пример выполнения задания по разделу «Подвижные игры». Проводится по следующим
параметрам (условная балльная оценка):
Правильность выполнения упражнения:
5 – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в
надлежащем темпе, легко и четко.
4 - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно четко, наблюдается
некоторая скованность движений, неточности.
3 - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или
несколько мелких ошибок.
2 - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно,
нечетко. Помощь и многократное повторение неэффективны.
Соблюдение правил игры:
5 – в играх учащийся соблюдает правила игры, учитывает их при достижении целей игры;
4 – требуется некоторая помощь при соблюдении правил игры, корректировка, которая
эффективна;
3 – требуется существенная помощь и контроль при соблюдении правил игры;
2 – неумение пользоваться изученными правилами.
Задания для итоговой аттестации составляются из заданий промежуточной
аттестации и оцениваются аналогично. Оценка комбинации освоенных элементов может
складываться из параметров:
- точность движений в пространстве и времени;
4

- наличие/отсутствие ошибок при дифференцировании мышечных усилий;
- ловкость и плавность движений;
- наличие/отсутствие скованности и напряженности;
- наличие/отсутствие ограничения амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях
и др.
Рекомендуется при итоговом тестировании учитывать в большей степени наличие
динамики успешности выполнения упражнений учеником, (в сопоставлении с
результатами в начале учебного года), нежели нормативы по физической культуре для
обучающихся с задержкой психического развития (например, по бегу, прыжкам, метанию).
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего
контроля и итогового. При подведении итогов четверти (раздела) преимущественное
значение имеет успешность выполнения основных упражнений (оценок за них), изучаемых
в течение четверти, а не общие показатели физического развития обучающегося.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания по физической культуре.
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря. Правила личной гигиены.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых
упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и
равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для
формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных
физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка,
физкультминутки).
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр
(на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.
Физическое совершенствование
Физкультурно­оздоровительная
деятельность.
Комплексы
физических
упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно­оздоровительная деятельность.
Гимнастика. Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с
одновременным показом учителя.
Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами
(гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).
Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки
со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий
с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной
гимнастической скамейке.
Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной
стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать
предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, гимнастический
«козел», «конь» и т.д.).
5

Лёгкая атлетика.
Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход
зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с изменением направления
движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим
ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в
длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель и на дальность.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы;
торможение.
Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну
бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование
работы рук и ног. Игры в воде.
Подвижные игры и элементы спортивных игр
На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений,
упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения
на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; хват мяча; ведение мяча на месте;
броски мяча с места двумя руками; передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди
в паре с учителем; подвижные игры на материале баскетбола.
Пионербол: броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху;
нижняя подача мяча (одной рукой снизу).
Подвижные игры разных народов.
Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили»,
«Собери урожай».
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам».
Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по
кругу», «Не урони мяч».
Адаптивная физическая реабилитация
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в
приседе, с махом ногой; наклоны; выпады и полушпагаты на месте; махи правой и левой
ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по
развитию гибкости.
Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по
гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну; воспроизведение заданной
игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища
(в положениях стоя и лёжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую;
упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных
мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по
намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной
осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений
на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль
6

осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений
для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений
(преодоление веса собственного тела), отжимания от повышенной опоры (гимнастическая
скамейка).
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на
месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном
темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной
рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху,
сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту
на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд
(правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы
общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на
правой (левой) ноге после двух­трёх шагов.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной
интенсивности.
На материале плавания
Развитие выносливости: работа ног у вертикальной поверхности, проплывание
отрезков на ногах, держась за доску; скольжение на груди и спине с задержкой дыхания
(стрелочкой).
Коррекционно-развивающие упражнения Основные положения и движения
головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища,
ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с
предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч,
большой обруч).
Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа;
глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание во время ходьбы с
произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у
гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по
гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении
различных движений руками; упражнения на сенсорных набивных мячах различного
диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными
движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки
с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины
путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления
позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда»,
«Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка»,
«Бабочка», «Ножницы».
7

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп»,
«окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя:
вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами;
ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на
внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными
мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами
(перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в
стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары
мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой
и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди
и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу
и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег
по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем);
несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным
скамейкам с помощью.
Упражнения на развитие двигательных умений и навыков Построения и
перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»,
«Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание
в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления;
повороты на месте кругом с показом направления.
Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно,
быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением
дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров;
высокий старт; бег с высокого старта на скорость.
Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180°; прыжки в
длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех
шагов, толчком одной с приземлением на две через ров.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой
(левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в
горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание малого мяча в вертикальную цель;
подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание
большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах
двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя
руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной
формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов (набивных
мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).
Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по
г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно
колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот
кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече, «Петушок»,
«Ласточка» на полу.
Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной
г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не
пропуская реек, с поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и
перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи,
г/скакалка, стойки и т.д.); пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы:
кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса
препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.
Основная форма организации учебных занятий по физической культуре – урок. В
зависимости от этапа изучения программного материала организуются уроки обучения,
8

закрепления, совершенствования, изучения программного материала. Наиболее
распространенным типом является комбинированный урок, на котором параллельно
решается несколько дидактических задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Раздел

Тема (часы)

Легкая
атлетика
(30 часов)

Сообщение
теоретических
сведений

2

Ходьба и бег

3

Ходьба и бег в
различных
направлениях

4

Ходьба и бег в
различных
направлениях.

5

Ходьба и бег с
преодолением
препятствий

Содержание уроков и основные виды
деятельности обучающихся.
1 четверть
Беседа. Правила поведения на уроках легкой
атлетики. Гигиенические требования к одежде и
обуви. Элементарные знания о значении занятием
легкой атлетикой для укрепления здоровья и
физического развития.
Разучивание. Построение в шеренгу, в колонну.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!». Ходьба
свободным шагом с сохранением правильной
осанки; комплекс ОРУ без предметов.
Повторение. Построение в шеренгу, в колонну.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!». ходьба
свободным шагом с сохранением правильной
осанки; бег в умеренном темпе.
Разучивание. Строевые упражнения (повороты
направо, налево). Ходьба с ускорением с
замедлением. Ходьба на носках, на пятках,
полуприсед, присед. Бег с чередованием с ходьбой,
бег спиной вперед. Комплекс ОРУ для
формирования правильной осанки.
Коррекционная игра «Быстро по своим местам».
Повторение. Строевые упражнения (повороты
направо, налево). Ходьба с ускорением с
замедлением. Ходьба на носках, на пятках,
полуприсед, присед. Бег с чередованием с ходьбой,
бег спиной вперед. Комплекс ОРУ для
формирования правильной осанки.
Разучивание. Ходьба с изменением направления.
Бег с изменением направления. Челночный бег 3 Х
10 метров.
Игра «Летчики».
Повторение. Ходьба с изменением направления.
Дыхание во время ходьбы с произношением звуков
на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Бег с изменением направления. Челночный бег 3 Х
10 метров.
Разучивание. «Слепой медведь» (осетинская
народная игра).
Повторение Ходьба с изменением направления.
Дыхание во время ходьбы с произношением звуков
на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
9

6

Ходьба и бег с
преодолением
препятствий

7

Ходьба и бег.
Бег
с
ускорением.

8

Ходьба и бег.
Бег
с
ускорением.

9

Ходьба и бег.
Бег
с
ускорением.

10

Прыжки
поворотом

с

11

Прыжки
поворотом

с

12

Прыжки
поворотом

с

13

Прыжки
скакалку

через

Бег с изменением направления. Челночный бег 3 Х
10 метров.
Разучивание. Ходьба и бег с преодолением
препятствий.
«Слепой медведь» (осетинская народная игра).
Повторение. Чередование ходьбы и бега по
сигналу. Дыхание во время ходьбы с
произношением звуков на выдохе, выполнение
вдоха и выдоха через нос.
Ходьба и бег с преодолением препятствий.
Разучивание. Бег с преодолением препятствий и
огибанием предметов.
Игра «Волшебные буквы»
Упражнения на релаксацию.
Повторение. Строевые упражнения, комплекс ОРУ
без предметов. Чередование ходьбы и бега по
сигналу. Бег с преодолением препятствий и
сгибанием предметов.
Разучивание. Бег с ускорением.
Волк и овцы (русская народная игра)
Повторение. Строевые упражнения, комплекс ОРУ
без предметов. Чередование ходьбы и бега по
сигналу. Ходьба и бег в различных направлениях.
Бег с ускорением.
Разучивание. Волк и овцы (русская народная игра)
Коррекционно-развивающая игра «Порядок и
беспорядок»
Повторение. Строевые упражнения, комплекс
ОРУ. Чередование ходьбы и бега по сигналу.
Ходьба и бег в различных направлениях. Бег в
колонне по одному в заданном направлении (темп
умеренный).
Разучивание. Игра «Черепашки»
Повторение. Строевые упражнения, комплекс
ОРУ. Чередование ходьбы и бега по сигналу.
Ходьба и бег в различных направлениях.
Чередование бега и ходьбы парами.
Разучивание. Прыжки на двух ногах на месте с
поворотами на 180°
Коррекционная игра «Повтори не ошибись»
Повторение. Прыжки на двух ногах на месте с
поворотами на 180°.
Разучивание. Игра с прыжками: «Лягушка и
цапля»
Повторение. Прыжки на двух ногах на месте с
поворотами на 180°.
Разучивание. Прыжки на одной ноге с поворотами
на 180°.
Игра с прыжками: «Лягушка и цапля»
Повторение. Прыжки на двух (одной) ногах месте
с поворотами на 180°.
Разучивание. Прыжки через скакалку на двух ногах
10

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

«Ворота» (русская народная игра).
через Повторение. Прыжки через скакалку на двух ногах.
Разучивание.
Игра:
Скакалка-подсекалка»
(«Рыбаки и рыбки»)
Упражнения на релаксацию
Прыжки в длину Повторение. Прыжки через скакалку.
Игра:
с места
Скакалка-подсекалка» («Рыбаки и рыбки»)
Разучивание. Прыжки в длину с места толчком
двух ног
Игра-эстафета «Волшебные буквы»
Прыжки в длину Повторение. Прыжки в длину с места
с места
Разучивание. Игра «Бездомный заяц»
Игра на внимание «Летает - не летает»
Прыжки в длину Повторение. Прыжки в длину с места толчком двух
с разбега
ног.
Разучивание. Прыжки в длину с двух-трех шагов.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Прыжки в длину Повторение. Прыжки в длину с двух-трех шагов.
с разбега
Разучивание. «Лиски» (украинская народная игра)
Тестирование
Прыжки
с Повторение. Прыжки в длину с двух-трех шагов.
высоты
с Разучивание. Прыжки с высоты с мягким
мягким
приземлением на обе ноги.
приземлением
Игра «Лиски»
Прыжки
с Повторение. Прыжки с высоты с мягким
высоты
с приземлением на обе ноги
мягким
Игра «Лиски»
приземлением
Впрыгивание на Повторение. Прыжки с высоты с мягким
мягкое
приземлением на обе ноги
препятствие
Разучивание. Впрыгивание на мягкое препятствие
Игра «Позвони в колокольчик»
Впрыгивание на Повторение. Впрыгивание на мягкое препятствие
мягкое
Разучивание. комплекс ОРУ в кругу
препятствие
Игра «Позвони в колокольчик»
Многоскоки с Повторение. Комплекс ОРУ в кругу
мягким
Разучивание. Многоскоки с мягким приземлением
приземлением
на двух ногах
на двух ногах
Многоскоки с Повторение. Многоскоки с мягким приземлением
мягким
на двух ногах
приземлением
Игры.
на двух ногах
2 четверть
Метание малого Повторение. Строевые упражнения. Чередование
мяча
в бега и ходьбы. Комплекс ОРУ без предметов.
горизонтальную Разучивание.
Метание
малого
мяча
в
цель
горизонтальную цель.
Игра «Меткий снайпер»
Метание малого Повторение.
Метание
малого
мяча
в
мяча
в горизонтальную цель
Прыжки
скакалку

14

Легкая
атлетика
(6 часов)

11

27

28

29

30

31

32

33

34

горизонтальную
цель
Метание малого
мяча
в
вертикальную
цель
Метание малого
мяча
в
вертикальную
цель
Метание
набивного мяча
различными
способами

Разучивание. ОРУ с малым мячом
Игра «По названным мишеням»
Повторение. ОРУ с малым мячом. Разучивание.
Метание малого мяча в вертикальную цель.
Игра «Метко в цель».

Повторение. ОРУ с малым мячом. Метание малого
мяча в вертикальную цель Эстафета с
преодолением препятствий и метанием мяча в
цель.
Повторение. ОРУ с малым мячом. Метание малого
мяча в горизонтальную и вертикальную цель
Разучивание. Броски набивного двумя руками
снизу и от груди, из-за головы
Эстафета с мячами.
Метание
Повторение. Метание набивного мяча двумя
набивного мяча руками из-за головы.
различными
Разучивание. Игра «Гандбольные салки»
способами
Беседа. Техника безопасности на уроках
Гимнастика Сообщение
(15 часов)
теоретических
гимнастики. Гигиенические требования к одежде и
сведений
обуви гимнаста. Значение утренней гигиенической
гимнастики для здоровья человека. Сведения о
гимнастических
предметах.
Коррекционные
упражнения для развития мелкой моторики рук
Разучивание. Ходьба на носках по гимнастической
скамейке.
Упражнения «Ласточка», Упражнения «Ласточка»,
«Кошечка», «Змея», «Колечко», «Птица» «Походи
боком» (мешочек с песком на голове).
Упражнения в Повторение. Ходьба на носках по гимнастической
равновесии
скамейке,
Разучивание. Ходьба на носках по гимнастической
скамейке с различным положением рук.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Игра «Канатоходец»
Упражнения в Повторение. Ходьба на носках по гимнастической
равновесии
скамейке.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Разучивание. Ходьба на носках по гимнастической
скамейке с опусканием на одно колено.
Игра «Канатоходец»
Упражнения в Повторение. Ходьба на носках по гимнастической
равновесии
скамейке с различным положением рук.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Разучивание.
Ходьба
по
г/скамейке
с
перешагиванием через предметы высотой 15-20 см
Игра «Канатоходец».

12

35

36

37

38

39

40

41

Упражнения
равновесии

в Повторение.
Ходьба
по
г/скамейке
с
перешагиванием через предметы высотой 15-20 см.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Разучивание. Ходьба по гимнастической скамейке
приставным шагом правое, левое плечо вперед.
Упражнения в Повторение. Ходьба приставными шагами вперед,
равновесии
с высоким подниманием коленей. Комплекс ОРУ
со скакалками.
Разучивание. Поворот кругом переступанием на
г/скамейке
Ползание
по Повторение. Поворот кругом переступанием на
наклонной
г/скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке
гимнастической приставным шагом правое, левое плечо вперед.
скамейке
Ходьба
по
гимнастической
скамейке
с
перешагиванием через предметы. Разучивание.
Комплекс ОРУ на гимнастических ковриках.
Ползание
по Подводящие упражнения. Ползание под дугами на
наклонной
четвереньках. Отжимания от повышенной опоры
гимнастической (гимнастическая скамейка).
скамейке
Повторение. Упражнения «Ласточка», «Кошечка»,
«Змея», «Колечко», «Птица» «Походи боком»
(мешочек с песком на голове). Комплекс ОРУ на
гимнастических ковриках.
Разучивание.
Ползание
по
наклонной
гимнастической скамейке на четвереньках
Ползание
по Подводящие
упражнения.
Отжимания
от
наклонной
повышенной опоры (гимнастическая скамейка).
гимнастической Повторение.
Ползание
по
наклонной
скамейке
гимнастической скамейке на четвереньках.
Комплекс ОРУ на гимнастических ковриках.
Разучивание. Ползание по гимнастический
скамейке на животе подтягиваясь двумя руками.
Лазание
по Подводящие
упражнения.
Отжимания
от
гимнастической повышенной опоры (гимнастическая скамейка).
стенке
Общеразвивающие упражнения у гимнастической
стенки.
Беседа. Правила безопасности при лазании по
гимнастической стенке.
Разучивание. Лазание по гимнастической стенке
вверх и вниз.
Лазание
по Подводящие
упражнения.
Отжимания
от
гимнастической повышенной опоры (гимнастическая скамейка).
стенке
Общеразвивающие упражнения у гимнастической
стенки
Повторение.
Эстафета: Преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья и перелезания, переползания.

13

42

Упражнения
поднимании
переноске
грузов

в Повторение. Комплекс ОРУ на гимнастических
и ковриках.
Разучивание. Передача и переноска предметов на
расстояние (по одному)

43

Упражнения
поднимании
переноске
грузов

в Повторение. Комплекс ОРУ на гимнастических
и ковриках.
Передача и переноска предметов на расстояние.

44

Упражнения
поднимании
переноске
грузов

45

46

47

48

49

50

Лыжная
подготовка
(9 часов)

в Повторение. Комплекс ОРУ на гимнастических
и ковриках. Передача и переноска предметов на
расстояние.
Эстафета. Передача и переноска предметов на
расстояние.
Упражнения в Повторение. Комплекс ОРУ на гимнастических
поднимании и ковриках. Передача и переноска предметов на
переноске
расстояние.
грузов
Эстафета. Передача и переноска предметов на
расстояние.
3 четверть
Сообщение
Беседа. Техника безопасности на занятиях по
теоретических
лыжной подготовке. Правила переноски лыж, их
сведений
укладывания на снег. Закрепление правил дыхания
на свежем воздухе.
Разучивание. Построение с лыжами в руках в
шеренгу, в колонну по одному; переноска лыж в
руках; укладка лыж на снег. Комплекс ОРУ
«Зарядка лыжника»
Ходьба
на Повторение. Построение с лыжами в руках в
лыжах
шеренгу, в колонну по одному; Комплекс ОРУ
скользящим
«Зарядка лыжника». Правила передвижения на
шагом
лыжах, по лыжне. Правила дыхания на свежем
воздухе.
Разучивание.
Восстановление
навыков
скользящего шага.
Повороты
на Повторение. Комплекс ОРУ «Зарядка лыжника».
лыжах
Восстановление навыков скользящего шага.
Разучивание. повороты на месте переступанием
вокруг пяток лыж.
Игра «Лыжные рельсы»
Ходьба
на Повторение. повороты на месте переступанием
лыжах
вокруг пяток лыж.
ступающим
Разучивание. Передвижение на лыжах ступающим
шагом
и скользящим шагом.
Игра «Лыжный поезд»
Подъем
на Повторение. Передвижение на лыжах ступающим
лыжах
и скользящим шагом. Разучивание. Подъем на
лыжах по склону ступающим шагом.
Игра «Лыжный поезд»
14

51

52

53

54

55

54

55

56

57

Подъем и спуск Повторение. Подъем на лыжах по склону
на лыжах
ступающим шагом.
Разучивание. Спуск на лыжах со склона до 15°.
Коррекционная игра «Лыжные дуэты»
Спуск
и Повторение. Спуск на лыжах со склона до 15°.
торможение
Разучивание. Спуск в высокой стойке; Торможение
«плугом».
Коррекционная игра «Лыжные дуэты»
Спуск
и Повторение. Подъем ступающим шагом, спуск в
торможение
высокой стойке; спуск в высокой стойке;
торможение «плугом». Разучивание. Комплекс
ОРУ на развитие координации движений.
Игра «Лыжные буксиры»
Передвижение в Повторение. Подъем «Лесенкой», «Елочкой»,
медленном
спуск в высокой стойке; Торможение «плугом».
темпе
повороты в движении переступанием вокруг пяток
лыж
Разучивание. Попеременный двухшажный ход,
передвижение в медленном темпе.
Игра «Кто самый быстрый?»,
Передвижение в Повторение. Комплекс ОРУ на развитие
медленном
координации
движений.
Попеременный
темпе
двухшажный ход. Передвижение в медленном
темпе.
Тестирование ходьбы на лыжах (без учета
времени)
Беседа. Техника безопасности при занятиях
Подвижные Сообщение
игры
(24 теоретических
подвижными играми. Правила поведения при
часа)
сведений
играх с мячами.
Элементарные сведения о пользе подвижных игр
для укрепления здоровья.
Просмотр презентации (отрывка из фильмов) об
играх с мячом
Разучивание. Упражнения на релаксацию,
дыхательные упражнения
Школа мяча
Повторение. Упражнения на формирование
правильной осанки. Дыхательные упражнения.
Разучивание. Передача мяча по кругу, в колонне, в
шеренге сверху
Игра «Горячий мяч»
Школа мяча
Повторение. Передача мяча по кругу, в колонне, в
шеренге сверху.
Разучивание. Передача мяча снизу, сбоку «Змейка»
(русская народная игра)
Упражнения на релаксацию
Школа мяча
Повторение. Передача мяча снизу, сбоку
Разучивание. Перебрасывание мяча в парах
(расстояние 3 метра)
«Змейка» (русская народная игра)
Упражнения на релаксацию

15

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

Подвижные
Повторение. Перебрасывание мяча в парах.
игры на основе Разучивание. Игры «Кого назвали – тот и ловит»,
пионербола
«Не урони мяч».
Упражнения на релаксацию
Подвижные
Повторение. Игра «Не урони мяч»
игры на основе Разучивание. Перебрасывание мяча через сетку
пионербола
Коррекционная игра «А ну-ка, повтори!»
Подвижные
Повторение. Перебрасывание мяча через сетку.
игры на основе Перебрасывание мяча в парах. Передача мяча
пионербола
снизу, сбоку.
Эстафета с мячами.
Подвижные
Повторение. Перебрасывание мяча через сетку
игры на основе Разучивание. Нижняя подача мяча (одной рукой
пионербола
снизу).
Игра «Не давай мяч водящему»
Подвижные
Подводящие упражнения. Броски мяча снизу
игры на основе двумя руками о стену.
баскетбола
Повторение. Нижняя подача мяча (одной рукой
снизу).
Разучивание. Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Ловля мяча на месте, подбрасывание и ловля мяча
при отскакивании от пола.
Игра-эстафета «Полет на ядре»
Подвижные
Подводящие упражнения. Броски мяча снизу
игры на основе двумя руками о стену.
баскетбола
Повторение. Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Ловля мяча на месте, подбрасывание и ловля мяча
при отскакивании от пола
Разучивание. Ловля мяча в движении. Удары мяча
об пол в движении приставным шагом правое
плечо вперед, левое плечо вперед.
Подвижные
Повторение. Комплекс ОРУ с набивными мечами.
игры на основе Ловля мяча в движении. Удары мяча об пол в
баскетбола
движении приставным шагом правое плечо вперед,
левое плечо вперед.
Разучивание. Ведение мяча на месте поочередно
правой и левой руками.
Упражнения на дыхание и релаксацию.
Подвижные
Повторение. Ведение мяча на месте поочередно
игры на основе правой и левой руками.
баскетбола
Разучивание. Ведение мяча в движении
Упражнения на дыхание и релаксацию.
Подвижные
Повторение. Ведение мяча в движении (ходьбе).
игры на основе Разучивание. Ведение мяча с изменением
баскетбола
направления
Упражнения на релаксацию под музыкальное
сопровождение.
Подвижные
Повторение. Ведение мяча в ходьбе с изменением
игры на основе направления.
баскетбола
Упражнения на релаксацию под музыкальное
сопровождение
16

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

Подвижные
Повторение. Ведение мяча в ходьбе с изменением
игры на основе направления.
баскетбола
Игра «Охотники и утки»
Упражнения на релаксацию под музыкальное
сопровождение
Подвижные
Повторение. Разучивание. Ловля и передача мяча
игры на основе на месте в парах
баскетбола
Игра «Охотники и утки»
Дыхательные упражнения
Подвижные
Повторение. Ловля и передача мяча на месте в
игры на основе парах
баскетбола
Разучивание. Ловля и передача мяча на месте в
тройках
Дыхательные упражнения
Подвижные
Разучивание. Сюжетные ОРУ.
игры на основе Повторение. Ловля и передача мяча на месте в
баскетбола
тройках
Дыхательные упражнения.
Подвижные
Разучивание. Игра с мячом «В кругу» (в двух
игры на основе
командах)
баскетбола
Повторение. Ловля и передача мяча на месте в
тройках
Сюжетные ОРУ.
Подвижные
Повторение. Ловля и передача мяча на месте в
игры на основе тройках
баскетбола
Сюжетные ОРУ.
Разучивание. Ловля и передача в квадратах
«Игра «День и ночь»
Подвижные
Повторение. Ловля и передача мяча в квадратах
игры на основе Ловля и передача мяча в квадратах
баскетбола
Игра-эстафета с мячами.
Подвижные
Повторение. Ловля и передача мяча в квадратах
игры на основе Разучивание. Ведение мяча, остановка, поворот и
баскетбола
передача
Коррекционная игра «Светофор»
Подвижные
Повторение. Ведение мяча и передача
игры на основе Эстафета с переноской мячей.
баскетбола
Подвижные
Повторение. Ведение мяча, броски мяча от груди
игры на основе Тестирование
баскетбола
Упражнения на дыхание и релаксацию
Подвижные
Повторение. Ведение мяча, броски из-за головы
игры на основе Эстафета с мячом
баскетбола
Упражнения на дыхание и релаксацию
4 четверть
Гимнастика Сообщение
(13 часов)
теоретических
сведений

Беседа. Роль правильной осанки в физическом
развитии человека. Значение режима дня и
утренней гимнастики для укрепления здоровья.
Повторение. Строевые упражнения. Бег, ходьба,
выполнение упражнений в движении.
17

80

Корригирующие
упражнения

81

Корригирующие
упражнения

82

Корригирующие
упражнения

83

Корригирующие
упражнения

84

Корригирующие
упражнения

85

Корригирующие
упражнения
Корригирующие
упражнения

86

87

Корригирующие
упражнения

88

Корригирующие
упражнения

Упражнения для правильной осанки.
Дыхательные упражнения.
Повторение. Строевые упражнения. Ходьба и бег.
ОРУ с мячом.
Разучивание.
Перекаты
вперед-назад
в
группировке лежа
Повторение. Строевые упражнения. Ходьба и бег.
ОРУ с мячом. Перекаты вперед-назад в
группировке лежа
Разучивание. Корригирующие упражнения для
развития мышц рук, плечевого пояса, ног
Повторение. Строевые упражнения. Ходьба и бег.
ОРУ с мячом. Корригирующие упражнения для
развития мышц рук, плечевого пояса, ног
Разучивание. ОРУ с набивными мячами. Перекаты
вперед-назад из положения упор присев
Коррекционная игра. «Повтори не ошибись»
Повторение. ОРУ с набивными мячами.
Корригирующие упражнения для развития мышц
рук, плечевого пояса, ног, перекаты вперед-назад
из положения упор присев
Разучивание. ОРУ с обручем.
Игра «Прыжки по кочкам»
Повторение. ОРУ с обручем. Корригирующие
упражнения для развития мышц рук, плечевого
пояса, ног. Перекаты вперед-назад из положения
упор присев
Разучивание. Перекат из упора присев назадвперед в группировку сидя.
Игра «Прыжки по кочкам»
Повторение. ОРУ с обручем. перекат из упора
присев назад-вперед в группировку сидя.
Повторение. ОРУ с обручем. перекат из упора
присев назад-вперед в группировку сидя.
Разучивание.
ОРУ
с
использованием
гимнастической лестницы
Повторение.
ОРУ
с
использованием
гимнастической лестницы. Из положения лежа на
спине в группировке перекаты назад-вперед в упор
присев.
Разучивание. Упражнения на укрепление мышц
туловища.
Повторение.
ОРУ
с
использованием
гимнастической лестницы. Упражнения на
профилактику плоскостопия и развития мышц
туловища.
Разучивание. Комплекс ОРУ под музыкальное
сопровождение
Коррекционная игра «Бегемот».

18

89

90

91

92

Легкая
атлетика
(6 часов)

93

94

95

96

97

98

Плавание
(5 часов)

Корригирующие Повторение. Комплекс ОРУ под музыкальное
упражнения
сопровождение. Упражнения на укрепление мышц
туловища.
Разучивание. Ходьба по гимнастической скамейке
с поворотом на 360 с помощью.
Коррекционная игра «Бегемот»
Корригирующие Повторение. Ходьба по гимнастической скамейке с
упражнения
поворотом на 360 с помощью. Упражнения на
укрепление мышц туловища.
Разучивание. Корригирующие упражнения для
расслабления мышц
Коррекционная игра «Канатоходцы»
Корригирующие Повторение. Корригирующие упражнения для
упражнения
расслабления мышц. Дыхательные упражнения.
Упражнения на укрепление мышц туловища.
Комплекс ОРУ под музыкальное сопровождение.
Коррекционная игра «Канатоходцы»
Чередование
Подводящие упражнения. Строевые.
бега и ходьбы на Повторение. Ходьба и
бег, выполнение
расстоянии
упражнений в движении. Упражнения на
укрепление мышц туловища.
Чередование бега и ходьбы
Чередование
Повторение. Чередование бега и ходьбы.
бега и ходьбы на Разучивание.
Упражнения
для
развития
расстоянии
динамического равновесия
Кроссовый бег в умеренном темпе.
Высокий старт с Подводящие упражнения. Команды: «На старт!»,
последующим
«Внимание!», «Марш!»
ускорением.
Повторение.
Упражнения
для
развития
динамического равновесия
Разучивание. Быстрый бег.
Игра «Пятнашки».
Высокий старт с Подводящие упражнения. Команды: «На старт!»,
последующим
«Внимание!», «Марш!»
ускорением.
Повторение. Высокий старт с последующим
ускорением.
Тестирование.
Метание
на Повторение. Эстафета с обручем
дальность
Коррекционные упражнения на дыхание и
релаксацию
Разучивание. Метание на дальность.
Метание
на Подводящие упражнения. Имитация бросков без
дальность
предмета.
Повторение. Метание на дальность
Тестирование.
Сообщение
Беседа. Правила поведения на воде, гигиенические
теоретических
правила.
сведений
Разучивание. Вхождение в воду, передвижение по
дну бассейна. Работа ног у вертикальной
поверхности.

19

99

100

101

102

Плавание.
Подводящие упражнения. Вхождение в воду.
Лежание
на Передвижение по дну бассейна.
груди и на спине Повторение. Правила поведения на воде.
Вхождение в воду, передвижение по дну бассейна.
Работа ног у вертикальной поверхности. Обучение
всплыванию.
Упражнения «Поплавок», «Медуза», «Лягушата».
Лежание на груди и на спине.
Плавание.
Подводящие упражнения. Вхождение в воду.
Лежание
на Передвижение по дну бассейна.
груди и на спине Повторение. Упражнения «Поплавок», «Медуза»,
«Лягушата».
Разучивание. Лежание на груди и на спине.
Плавание с доской.
Плавание
с Подводящие упражнения. Вхождение в воду.
доской
Передвижение по дну бассейна.
Повторение. Упражнения на всплывание. Лежание
на груди и на спине. Плавание с доской.
Разучивание. Упражнения на согласование работы
рук и ног.
Плавание
с Подводящие упражнения. Вхождение в воду.
доской
Упражнения «Поплавок», «Медуза», «Лягушата».
Повторение. Проплывание отрезков на ногах,
держась за доску.
Игра «Караси и карпы».

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».