Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
класс
Подписано цифровой подписью: Мартьянова
Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна,
o=МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги,
ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.15 11:44:00 +05'00'
2021г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
При изучении программы по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
необходимо ориентироваться на структурирование этого курса на основные обязательные для всех
детей и дополнительные модули, которые рекомендуется посещать обучающимся со сходными
типичными недостатками устной и письменной речи. Учителю-логопеду рекомендуется
использовать методическое пособие О.И. Ишимовой, О.А. Бондарчук «Логопедическая работа в
школе».
Представленные в пособии темы логопедических занятий соотносятся, но не
полностью соответствуют содержанию учебного предмета «Русский язык». При
реализации обязательного модуля по развитию лексико-грамматической стороны речи
необходимо ориентироваться на конкретные лексические темы, предложенные в
программе, но они могут быть корректированы логопедом по своему усмотрению.
Дидактический материал для работы над лексической темой (тексты, картинный материал
для составления рассказов) подбирается с учетом содержания текстов по предметам
«Окружающий мир» и «Литературное чтение» При работе над лексической темой
рекомендуется
придерживаться
этапности
работы
по
формированию
лексико-
грамматических навыков. На первом занятии проводится словарная работа и закрепление
грамматических навыков в практических упражнениях. Рекомендуются такие виды заданий
как составление предложений, ответы на вопросы распространенными предложениями,
подбор синонимов и антонимов, составление предложений с синонимами и антонимами,
чтение предложений и нахождение в них главных и второстепенных членов и пр. На
следующем занятии проводится работа по развитию связной речи. Учитывая очевидную
сложность для учащихся с ЗПР составления связных монологических высказываний во
втором классе в течение всего учебного года рекомендуется проводить работу по
формированию наиболее доступных видов монолога: описательных и повествовательных
рассказов с опорой на картинный материал или предложенные вопросы педагога. Каждое
занятие должно предусматривать работу и над устной и над письменной речью. Учащиеся
читают тексты и предложения, записывают их под диктовку, составляют предложения по
опорным схемам с последующей записью.
При реализации второго обязательного модуля логопедических занятий по преодолению
трудностей формирования процессов письма и чтения необходимо сконцентрироваться на
систематической работе по формированию и закреплению навыков фонематической
дифференциации акустически сходных звуков, звукового анализа и синтеза. Рекомендуется
изучать этот модуль во второй четверти параллельно с изучением по русому языку тем
«Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки». Чтобы избежать полного
дублирования тем и содержания работы учителю-логопеду следует отрабатывать на
2
занятиях, прежде всего, навыки различения схожих по артикуляции звуков и наиболее
часто смешиваемых пар по акустическому сходству (свистящих и шипящих, шипящих и
аффрикат, твердых и мягки пар звуков) и не останавливаться подробно на общей
характеристике звуков и букв алфавита. Занятия по дополнительным модулям
рекомендуется начинать со второго полугодия, когда возможно будет определение в
письменных работах учащихся наиболее типичных ошибок и механизмов их появления.
Работая над специфическими ошибками рекомендуется использовать методические
разработки Р.И. Лалаевой. Учителю-логопеду так же необходимо ориентироваться на
закрепление определенных грамматических и морфологических тем по русскому языку
(состав слов, однокоренные слова, имя существительное) и изученных орфограмм. Особое
внимание на логопедических занятиях во втором классе рекомендуется уделять
правописанию мягкого знака на конце и в середине слова, правописанию глухих согласных
на конце слова, обозначению мягкости согласных на письме.
Целью логопедических занятий является достижение не только потенциально
формируемых личностных и метапредметных результатов, но и предметных, соотносимых
с представленными в РП по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение». Эти
результаты
конкретизируются
в
соответствии
с
индивидуальными
трудностями
обучающихся и содержанием логопедических занятий.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
результаты
освоения
курса
коррекционно-развивающей
области
«Логопедические занятия» для 4-го класса оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
уважительном отношение к русскому языку.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных
принадлежностей к занятиям;
проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий
учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
способности использовать грамматически правильные связные высказывания для
решения познавательных задач;
способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
3
возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты,
составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече, обращении);
правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
уважительном отношении к мнению других учеников, педагога;
умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных нормах
и справедливости;
умении соблюдать нормы поведения на занятиях.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях
(составление текстов-описаний);
способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных
произведений;
активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных
произведений;
умении рассматривать и оценивать картины известных художников, определять
настроение автора, составлять предложения, рассказы, используя оценочную и
эмоциональную лексику.
Сформированность
навыков
продуктивной
межличностной
коммуникации
проявляется в:
умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно
выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению;
умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию, дежурство,
групповое выполнение задания);
умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к чужому
мнению);
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и
затруднения;
умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления
(ябедничать, обзываться, громко плакать);
способности уходить от конфликта.
4
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых,
профессий, городов;
интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить
дополнительную информацию познавательного характера).
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.); состояния
(плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел),
потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной
деятельности;
способности анализировать причины успехов и неудач;
способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи
педагога.
способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.
Метапредметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 2-го класса
включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
использовании элементарных знаково-символических средств для организации
своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов,
предложений, частей текста и т.п.);
умении
преобразовывать
текстовую
информацию
в
табличную,
использовать обобщенную информацию при выполнении заданий;
5
умении
умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и
следовать ему;
способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на
вопросы по содержанию текста;
овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и
правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
в:
готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных
задач, договариваться о распределении функций.
Предметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 4-го класса.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь.
Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
6
- сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонкихглухих, твёрдых-мягких);
- сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука
в слове.
В области лексической стороны речи:
уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны
умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах; сформированы навыки
использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения
звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков;
выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
сформировано
умение
дифференцировать
грамматически
правильные
и
неправильные словосочетания, предложения;
сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей
речи;
сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.
В области связной речи:
сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
7
составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой
на наглядность и без нее;
сформированы умения ведения диалогов;
совершенствование
связного
высказывания
(последовательность,
полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь) и гласными второго ряда;
сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательные и выделяет их на письме;
сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного
текста, осуществления проверки;
пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет
правильность написанного;
умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от
интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;
сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать
заголовок;
сформировано умение работать с деформированными текстами;
сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов;
сформирован навык понимания прочитанного;
сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.
Оценка личностных результатов и сформированности сферы жизненной компетенции
осуществляется в ходе целенаправленного внешнего или включенного наблюдения,
фиксации ответов на уроках и поведения обучающихся. Для показателя умение
использовать
грамматически
правильные
связные
высказывания
познавательных задач может быть предложена балльная оценка:
0 баллов – умение отсутствует;
1 балл – умение неполноценно;
2 балла – умение полноценно.
8
для
решения
Оценку универсальных учебных действий (метапредметные результаты) возможно
представить в форме качественно-количественных шкал, где точкой отсчета становится
первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Для оценки готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его (универсальное коммуникативное действие) балльная оценка может быть
представлена следующим образом:
0 баллов – не стремится вступать в диалог, на собеседника реагирует слабо;
1 балл – иногда проявляет интерес к диалогу, может частично включиться в него при
активной поддержке собеседника;
2 балла – охотно вступает в учебный диалог, проявляет готовность слушать собеседника.
Помимо
оценки
сформированности
личностных
и
метапредметных
результатов,
постоянному мониторингу подлежат:
состояние
звуковой
стороны
речи
(до
исправления
всех
недостатков
звукопроизношения);
состояние активного словаря, понимание значений слов;
овладение словообразованием и словоизменением;
уровень связного высказывания;
состояние речевой коммуникации;
речевая активность;
состояние познавательных функций речи;
состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей
возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Можно
использовать качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится
первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого
звука) предполагает следующие качественные градации.
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
9
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда
контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее
количество
баллов
наглядно
иллюстрирует
успешность
работы
над
звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по выделенным
выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий, методик и
собственно речевого материала останется за Образовательной организацией.
Например, для оценки состояния активного словаря и понимания значений слов можно
использовать результаты выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина):
1. Подбор слов к вопросам, к предметам.
2. Подбор синонимов, антонимов, нахождение омонимов.
3. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов подходящие к
слову-стимулу).
4. Называние предмета по описанию.
5. Понимание значений слов с переносным смыслом.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному.
На каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово, названное
ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда потребуется лишь четкая (желательно с
помощью диктофона) фиксация детских ответов в начале и конце учебного года, которые
записываются в протоколе обследования речи. По каждой пробе можно оценить
конкретный прирост (количественный показатель), а затем провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в выполнении
диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по результатам
анализа зафиксированного свободного высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях выросло
не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия1 не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос.
4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился,
Определяется путем соотношения не повторяющихся слов и общего их количества в связном высказывании
(например, пересказ, рассказ по картинке, рассказ на заданную тему). В норме он составляет у младших
школьников 0,5-0,6, при интеллектуальных нарушениях – 0,3.
5
10
некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического
запаса.
5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной стимулирующей и
организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют качественное
улучшение лексического запаса.
Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников хорошо и плохо
справляющихся с заданиями.
При отсутствии положительной динамики в преодолении речевых недостатков ребенок при
согласии родителей может быть направлен на школьный консилиум для получения
необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии
с РАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной
образовательной программы.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной
логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность. При составлении планирования необходимо сочетать
последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала обучающимися.
Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует
формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь способствует
преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения,
преодолению
трудностей
обучения
русскому
языку.
При
планировании
тем
логопедических занятий необходимо учитывать содержание программного материала по
предметам Русский язык и Чтение, что способствует лучшему усвоению этих предметов.
У большинства обучающихся ко второму классу под влиянием систематической
логопедической работы наблюдается положительная динамика в общем речевом развитии.
Улучшается состояние импрессивной речи; второклассники приобретают навыки
понимания как отдельных высказываний, так и содержания небольших по объему текстов
описательного или событийного характера, могут отвечать на вопросы по его содержанию.
11
В экспрессивной речи у большинства детей улучшается состояние произносительной
стороны речи: преодолеваются полиморфные нарушения звукопроизношения, недостатки
звукослоговой структуры слов, это связано в частности и с улучшением навыков
фонематического восприятия и различения фонема, слухового контроля за звучащей речью.
отдельных слов, тонких оттенков речи.
В лексико-грамматической стороне речи отмечается увеличение словаря основных частей
речи (существительных, глаголов, прилагательных), второклассники чаще и точнее
используют в своих высказывания обобщающие понятия житейского характера (посуда,
одежда и пр.) могут конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные
группы;
В грамматической стороне речи уменьшается количество грубых аграмматизмов (ошибок
согласования слов в роде, числе падеже, согласования глаголов), дети адекватнее
употреблять
некоторые
суффиксальные
модели
словообразования
(образование
существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных);
В связной речи обучающиеся приобретают определенные диалогические умения: могут
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически правильными
высказываниями (вопросами, просьбами), используют основные формулы речевого этикета
в диалоге; в монологической речи дети составляют связное высказывание в виде пересказа
текста и рассказа с опорой на картинки.
В тоже время речи в устной речи обучающихся сохраняются типичные недостатки, прежде
всего лексико-грамматического характера и затруднения в продуцировании собственных
монологических высказываний. Поэтому во втором классе содержание логопедической
работы должно быть прежде всего ориентировано на коррекцию этих недостатков и
формирование разных видов монологической речи как основы учебного выказывания.
Работа над лексикой и грамматикой устной речи проводится как на уровне предложения,
так и на уровне текста. Эти языковые единицы изучаются как по программе русского языка,
так на логопедических занятиях. Таким образом, логопед и учитель отрабатывают с
обучающимися
навыки
построения
грамматически
правильных
и
лексически
разнообразных и точных предложений, а затем текстов.
Кроме того, необходимо учитывать типичное для большинства детей с задержкой
психического развития недоразвитие фонематических процессов (трудности различения
акустически близких по звучанию фонем, затруднения в осуществлении сложных форм
звукового анализа и синтеза). Такие недостатки фонематической стороны речи становятся
причиной стойких ошибок в письме, второклассники пропускают гласные и согласные
буквы в словах, искажают звуковой состав слова, не осваивают правила смягчения
12
согласных и пр. Следовательно, в процессе логопедических занятий в 4 классе
предусматривается
продолжение
систематической
работы
по
формированию
и
закреплению навыков звукового анализа и синтеза, фонематического различения. Это
особенно важно для профилактики и преодоления акустических ошибок в письме, прочного
усвоения ряда орфограмм 4 класса, изучаемых на уроках русского языка (правописание
мягкого знака на конце и в середине слова, правописание глухих согласных на конце слова).
Следовательно, второе важное направление логопедической работы с обучающимися 4
класса профилактика ошибок письма и чтения, обусловленных несформированностью
фонемного распознания.
Курс «Логопедические занятия» состоит из нескольких модулей. Первые два модуля
в первом полугодии направлены на преодоление трудностей в овладении и формировании
процессов письма и чтения. Занятия этих модулей посещают все учащиеся класса. В первом
полугодии второго класса учитель-логопед проводит занятия по развитию фонематических
процессов, формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, развитию и
коррекции лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Темы предложенных
модулей связаны с программой русского языка. Периодичность групповых занятий с
детьми 2 раза в неделю. Со второго полугодия осуществляется коррекционная работа,
которая состоит из основного (обязательного для всех обучающихся) модуля по развитию
лексико-грамматической стороны речи и связной устной и письменной речи и модулей (с
учетом трудностей учащихся) по коррекции нарушений чтения и письма с учетом вида
дисграфии и дислексии. В связи с этим количество часов логопедической коррекции в
учебном плане может возрасти. Учитель-логопед проводит один час по единому
обязательному коррекционному модулю. А два часа в неделю отводит на коррекцию
специфических ошибок письма, дифференцируя детей на группы по сходным трудностям.
Периодичность коррекционных логопедических занятий в первом полугодии
составляет 2 раза в неделю.
На коррекционные занятия выделяется 3 часа в неделю. Один час выделяется на развитие
лексико-грамматической стороны и развитие связной речи. Остальные два часа выделены
на коррекцию недостатков письма и чтения в зависимости от трудностей ребенка. Учительлогопед самостоятельно определяет, по какому модулю он будет работать с группой
учащихся.
В соответствии с РАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных
и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
13
комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида
(ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий
целесообразно соотносить с перечисленными в РАООП разделами.
Содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов,
направленных на диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования
процесса чтения и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а
также звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к
дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова,
выделением ударных и безударных слогов. Помимо групповой коррекционной работы для
данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные и подгрупповые
логопедические
занятия,
на
которых
осуществляется
коррекция
недостатков
звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и
применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой
патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед
имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать
контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные
личностные и познавательные особенности учащегося. Периодичность индивидуальных
занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах
постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по
коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в
словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может
осуществляться в подгруппах.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и
отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих
занятиях
обучающиеся
должны
научиться
оценивать
качество
своих
речевых
высказываний и сверстников. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в
зависимости
от
динамики
достижений
обучающихся
в
коррекции
недостатков
звукопроизношения. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная
работа
занимает
все
больше
времени.
Она
осуществляется
при
обязательном
индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей,
выраженности
речевого
нарушения
и
степени
отработанности
каждого
звука.
Индивидуализация коррекционного обучения должна находить отражение в планировании
каждого занятия.
14
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что и в
первом классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет представлений
об
окружающей
действительности
и
преодолением
недостатков
познавательной
деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных
лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в
активный. Значительно расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. На
логопедических занятиях закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на
основе чего расширяется система словесных понятий, особенно существительных,
обозначающих родовые понятия. Необходимо проводить работу по дифференциации
значений существительных, глаголов и прилагательных, близких по лексическому
значению или функциональным признакам внутри каждой темы. Проводится большая
работа по развитию лексической системности, формированию семантических полей.
Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических
выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания
омонимов, обогащение словаря обучающихся синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в
процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания
(пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное
овладение
правилами
словоизменения
и
словообразования
существительных,
прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их
использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и
предложений.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи
является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование
коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответновопросных (научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли
собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации. Коррекционную
роль играет и учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие
постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: вопервых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более
распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к
постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать
необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше –
к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
15
Коррекция недостатков процесса письма и чтения осуществляется на групповых
занятиях с 15 сентября по 15 мая. Осуществляется работа по формированию навыков
фонематического анализа и синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также
навыков слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных
типах связи в словосочетаниях и предложениях. Развиваются пространственно-временные
ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем
зрительной
памяти
на
материале
предметов,
геометрических
фигур
и
букв.
Дифференциация звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении
проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание
прочитанного. Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов
сложной слоговой структуры.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех
коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного
и письменного высказывания.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко
использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты,
игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения
и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При
запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с
материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании
материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На
занятиях следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в
предложениях, текстах.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Темы занятий
Содержание занятий и основные виды
деятельности обучающихся
1 четверть
Диагностика устной и письменной речи учащихся (до 15 сентября)
Коррекционный модуль по преодолению трудностей в овладении процессами письма и
чтения (обязательный для всех детей)
Текст.
Знакомство с типами текстов (повествование,
Текст
Последовательность
описание, рассуждение). Чтение текстов,
Предложение
предложений в тексте определение типа. Закончи текст. Работа с
Слово. Предлог
(2 ч.)
деформированными текстами. Отработка
(12 ч.)
техники чтения и понимания прочитанного.
16
Составление распространенных предложений
при ответах на вопросы. Определение главной
мысли текста.
Лексическая тема
Беседа о признаках осени. Расширение
«Осень».
представлений о признаках осени в живой и
неживой
природе.
Чтение
отрывков
произведений на тему «Осень». Обучение
повествовательному рассказу по картинкам.
Составление и запись простых и простых
распространенных предложений об осени.
Проверка
написанных
предложений.
Определение границ и опасных мест,
уточнение признаков предложения.
Предложение (простое Списывание с печатного текста. Определение
распространенное).
границ
предложений.
Уточнение
Порядок слов в
представлений о смысловой завершенности
предложении (1ч.)
предложения. Анализ словесного состава
предложений. Составление предложений из
предложенных слов, данных в начальной
форме.
Составление
предложений
по
предложенным схемам. Распространение
предложений по вопросам педагога. Чтение
предложений и определение его границ.
Интонационная
выразительность
предложений. Работа над пониманием
распространенных предложений (Исправь
ошибки).
Диагностическое
задание:
определить
количество слов в предложении; определи
количество предложений в тексте.
Предложение (простое Определение
границ
предложения.
распространенное,
Конструирование
предложений,
деформированное).
объединенных
по
смыслу,
из
ряда
Порядок слов (2 ч.)
предложенных слов.
Работа с деформированным предложением.
Учиться находить, о чем говорится в
предложении, и отвечать на вопросы педагога.
Конструирование предложений, увеличение
слов в предложении через подбор однородных
членов. Составление схем предложений.
Диагностическое задание: составить и
записать предложения из предложенных слов;
составить и записать предложения из слов,
данных в начальной форме.
Словосочетание в
Нахождение словосочетаний в предложениях
составе предложения. при чтении. Составление словосочетаний по
Связь слов в
картинкам
(сущ.+прил.,
сущ+глаг.).
предложении (2ч.).
Согласование слов в числе и роде.
Обогащение словаря по лексическим темам:
«Овощи»,
«Осень»,
«Учебные
принадлежности».
Чтение
и
запись
17
словосочетаний под диктовку. Нахождение
словосочетаний в предложениях.
Слово и его значение. Обобщение. Классификация. Объединение
Прямое и переносное
слов в группы по лексическому значению.
значение слова (2 ч.)
Нахождение слов по их лексическим
значениям. Работа со смысловыми рядами
(дом-крыша,
книга-обложка,
пальтопуговица, ботинок-шнурки).
Уточнение понятий и значений: словопредмет, слово-признак, слово-действие.
Нахождение слов при чтении предложений.
Диагностическое задание: посмотри на
картинку и ответь на вопрос: Что это? Какой
это предмет? (не менее пяти слов). Какие
действия может совершать этот предмет? (не
менее трёх).
Лексическая тема
Беседа по теме. Свободные высказывания
«Мои друзья».
обучающихся о своих друзьях. Учить отвечать
на
вопросы
распространенными
предложениями.
Обогащение
словаря
синонимами. Составление рассказа по
предложенным вопросам.
Многозначные и
Называние по картинкам слов, имеющих одно
однозначные слова
и
несколько
значений.
Составление
(1 ч.)
предложений с этими словами с опорой на
картинку. Чтение текстов, предложений и
нахождение многозначных слов. Вставить
пропущенные
по смыслу слова в предложения, опираясь на
слова, данные в скобках. Объяснение своего
выбора.
Антонимы и
Уточнение значения антонимов и синонимов.
синонимы (2 ч.)
Подбор синонимов, антонимов на заданную
тему. Например, подбор антонимов по теме
«Животные»:
быстрый
медленный,
большой-маленький, лёгкий-тяжелый, и т.д.
Составление предложений с синонимами и
антонимами. Чтение предложений, текстов и
нахождение в них синонимов, антонимов.
Лексическая тема
Уточнение представлений детей о домашних и
«Домашние и дикие
диких животных. Составление описательных
животные»
рассказов по образцу (схеме).
Диагностическое
задание:
составить
описательный рассказ о животном.
2 четверть
Коррекционный модуль по преодолению трудностей формирования процессов письма и
чтения (обязательный для всех детей)
18
Слова. Деление
слов на слоги.
Звуки и буквы.
(14 ч.)
Слово. Однокоренные
слова. (1ч.)
Подбор родственных слов. Уточнение
понятия «родственные слова». Подбор
родственных слов разных частей речи.
Составление словосочетаний и предложений.
Чтение
предложений
и
нахождение
родственных слов.
Слоговой состав
Уточнение представлений о слогообразующей
слова. Правила
функции гласных звуков. Упражнения на
переноса слов (2ч.)
уточнение и закрепление умений делить слова
на слоги, определять звуковой состав слогов.
Формирование навыка слогового деления
слова, определение количества слогов на слух.
Придумывание слов на заданный слог.
Конструирование слов из предложенных
слогов. Составление графических схем звукослогового состава слов.
Работа со слоговыми таблицами для
отработки техники чтения.
Диагностическое
задание:
определение
количества слогов в слове; количества звуков
в односложных и двусложных словах, перенос
слов.
Смыслоразличительна Уточнение значения слова в зависимости от
я и формообразующая ударения (замок, кружки, плачу, парит).
роль ударения
Задания на подбор слов с определенным
Безударные и ударные местом в них ударного слога. Составление
слоги. (2ч.)
схем слов с указанием ударного слога.
Упражнения
в
воспроизведении
слогоритмической структуры слов с опорой на
графические
схемы.
Составление
и
последующее прочтение слов с голосовым
выделением ударного слога. Составление
предложений с омонимами.
Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Дифференциация
Гласные и согласные
гласных и согласных букв и звуков.
звуки (1 ч.)
Уточнение различий в понятиях ЗВУКБУКВА. Закрепление навыков звукового
анализа и синтеза слов разной слоговой
структуры. Упражнения в опознании букв,
соответствующих гласным и согласным
звукам.
Диагностическое задание: письмо под
диктовку слогов и слов с делением слов на
слоги, определением ударного слога.
Гласные звуки
Уточнение гласных первого ряда. Задания на
первого ряда (1 ч.)
фонематический анализ (подбор слов на
заданный звук; определение места гласного
звука в слове, их количества).
Гласные звуки второго Уточнение
гласных
второго
ряда.
ряда. Согласный звук
Образование гласных второго ряда. Задания
[Й] и буква. (1ч.)
на фонематический анализ (подбор слов на
19
заданный звук; определение места гласного
звука в слове, их количества). Уточнение
представлений о звуке [Й] и его обозначении
на письме. Упражнения с йотированными
гласными. Перенос слов с буквой «И краткое».
Лексическая тема
Уточнение
представлений
по
теме.
«Наш город. Наше
Составление рассказов по карте местности.
село».
Учить отвечать на поставленные вопросы.
Разыгрывание
диалогов.
Составление
рассказов по плану.
Согласные звуки и
Образование согласных звуков. Соотнесение
буквы.
звуков с буквами. Развитие звукового анализа
Дифференциация
и синтеза. Уточнение акустикотвердых и мягких
артикуляционных характеристик твердых и
согласных (2 ч.)
мягких звуков. Применение вспомогательных
приемов для дифференциации твердых и
мягких звуков (опора на тактильнокинестетические ощущения, на схемы
артикуляционных укладов). Обозначение на
письме мягких и твердых согласных.
Правописание буквосочетаний с шипящими
согласными ча-ща, чу-щу……
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по
твердости-мягкости звуки. Придумывание
слов с твердыми и мягкими звуками. Письмо
слогов, слов с твердыми и мягкими
согласными с последующим подчеркиванием.
Упражнения в произношении и чтении слов,
заканчивающихся на мягкий согласный звук.
Составление графических схем звукослогового состава таких слов. Последующая
запись слов. Упражнения в чтении слов,
включающих открытые слоги с буквами А-Я,
У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.
Диагностическое задание:
письмо
слогов,
слов,
предложений,
содержащих твёрдые и мягкие звуки.
Правописание мягкого Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с
знака в словах (2ч.)
символом и «опорой» для обозначения на
письме. Определение на слух слов с мягким
знаком. Знакомство со схемой слова, где
имеется мягкий знак. Мягкий знак в конце и в
середине слова. Письмо слов, словосочетаний
и предложений под диктовку. Чтение слов с
мягким знаком.
Согласные звуки и
Уточнение
акустико-артикуляционных
буквы.
характеристик звонких и глухих звуков.
Дифференциация
Применение вспомогательных приемов для
звонких и глухих
дифференциации звонких-глухих звуков
согласных (2 ч.)
(опора
на
тактильно-кинестетические
ощущения, на схему состояния голосовых
20
связок при произношении звонких-глухих и
т.д.).
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по
звонкости-глухости звуки. Придумывание
слов с глухими и звонкими звуками.
Упражнения со словами-паронимами, анализ
изменения значений слов при включении
звонкого или глухого звука.
Соотнесение звонких и глухих звуков с
соответствующими буквами.
Составление слогов и слов со звонкими и
глухими звуками с последующим
прочтением и записью. Чтение слогов, слов со
стечением согласных.
Диагностическое задание: письмо под
диктовку
слогов,
слов,
предложений
содержащих звонкие и глухие звуки.
Лексическая
тема Беседа по теме. Свободные высказывания
«Новый год»
детей о предстоящем празднике. Обсуждение
карнавальных костюмов детей. Составление
рассказа по сюжетной картинке. Составление
новогоднего
поздравления
друзьям,
родителям. Оформление открытки.
3 четверть
Коррекционный модуль
(обязательный для всех детей)
Модуль
по Существительные.
Одушевленные
и
неодушевленные
развитию
Словоизменение
существительные. Постановка вопроса к
лексикосуществительных
существительному в именительном падеже.
грамматической
(2 ч.)
Практическое
употребление
существистороны речи и
тельных в форме единственного и мносвязной речи
жественного числа на материале предметных
(11 ч.)
картинок и в устной речи. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода и числа. Обогащение словаря по
лексическим темам: «Зима», «Новый год».
Конструирование предложений с заданными
словами,
обозначающими
различные
предметы
(с
опорой
на
картинки).
Многозначные
слова.
Составление
предложений с однородными членами.
Практическое употребление безпредложных
конструкций существительных единственного
и множественного числа. Составление
предложений по картинкам. Ответы на
вопросы педагога устно и письменно.
Лексическая тема
Уточнение представлений о признаках зимы.
«Зима»
Расширение словарного запаса по теме
(метель, вьюга, заносы, сугробы, снегопад,
хлопья снега, снежинка и т.д.).
21
Составление описательных рассказов по
картине, с использованием опорных слов.
Уточнение
представлений
по
теме.
Обогащение словаря прилагательными в игре
«Кто больше придумает слов, отвечающих на
вопросы: Какой ветер? иней? воздух? Какое
небо? день? мороз? Какая погода?»
Составление рассказа о зиме с опорой на
слова: наступает, свищет и бушует, замерзает,
валит, кружатся и т.д. Запись предложений с
последующей проверкой текста.
Глаголы.
Знакомство
с
действиями
предметов.
Словоизменение
Обогащение глагольного словаря. Подбор
глаголов (2 ч.)
действий к предмету и наоборот предмета к
действию. Соотнесение слов, обозначающих
действия предмета, с графической схемой.
Согласование глагола с существительным в
роде и числе. Конструирование предложений
с
заданными
словами-действиями,
с
предложенными словосочетаниями.
Обогащение
глагольного
словаря
антонимами, синонимами.
Лексическая
тема Уточнение представлений детей о зимних
«Зимние забавы»
забавах детей. Знакомство с зимними видами
спорта. Составление предложений с союзом
«чтобы» по данной теме при ответе на
вопросы педагога: «Для чего мальчик взял
санки?» (Мальчик взял санки, для того, чтобы
кататься с горки). Составление рассказа по
сюжетной картинке.
Прилагательные.
Подбор признаков к предмету. Формирование
Словоизменение
навыка постановки вопроса к словамприлагательных (2 ч.) признакам (Какой это предмет?). Соотнесение
слов, обозначающих признаки предметов, со
схемой.
Работа
по
согласованию
прилагательного и существительного в
именительном падеже единственного и
множественного
числа.
Согласование
прилагательного и существительного в
косвенных
падежах.
Согласование
прилагательных с существительными в роде.
Закрепление навыка согласования в игре
«Опиши предмет». Работа с антонимами,
синонимами. Добавление прилагательного в
предложение. Чтение предложений и текстов
с выделением прилагательных.
Словообразование
Закрепление словообразовательных форм с
существительных с
конкретным
значением.
Образование
помощью суффиксов
существительных
при
помощи
(3 ч.)
уменьшительно-ласкательных суффиксов (ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса ниц- со значением вместилища, суффиксов (22
Словообразование.
Однокоренные слова.
Суффиксальное
словообразование
имен
существительных.
Словообразование
глаголов (2 ч.)
тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, -ник) для
образования названий профессий. Уточнение
названий детенышей животных и птиц. Для
закрепления материала использовать игры:
«Собери семью», «Что не так». Составление
предложений с предложенными словами.
Уточнение пространственных представлений
детей. Выполнение действий по заданию
педагога. Образование глаголов с помощью
приставок (в-, вы-, при-, от-, у-, пере-),
суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-)
Составление предложений по картинкам и по
вопросам педагога.
Исправление словосочетаний с неправильным
приставочным глаголом (улетел к клетке,
вбегает от дерева). Составление предложений
с приставочным глаголом.
Лексическая тема
Уточнение
представлений
детей
о
«Профессии»
профессиях. Образование существительных,
обозначающих профессии при помощи
суффиксов: -щик-, -чик-, -иц-, -ниц-.
Составление предложений из слов данных в
начальной форме. Письменные ответы на
вопросы педагога.
Коррекционный модуль
(в зависимости от недостатков письма и чтения)
Модуль
по Гласные и согласные Гласные и согласные звуки. Дифференциация
коррекции
звуки, их образование гласных и согласных звуков. Образование
специфических
(2 ч.)
звуков, уточнение артикуляционных укладов.
ошибок письма и
Определение на слух гласных и согласных
чтения,
звуков. Знакомство с символами и «опорами»
обусловленных
для обозначения звуков на письме. Чтение
нарушением
слогов, слов, словосочетаний, предложений.
фонематического
Формирование навыка слитного чтения.
распознавания и Дифференциация
Образование гласных второго ряда. Выбор
недостаточность
гласных букв: А-Я, У- гласных букв для обозначения мягкости на
ю
Ю, О-Е, Ы-И, Э-Е
письме. Дифференциация гласных первого и
фонематических
(1 ч.)
второго ряда в слогах, словах, предложениях.
процессов(22ч.)
Составление
схем
односложных
и
двусложных слов (О - мох, А - каша).
Упражнения в чтении слов, включающие
открытые слоги с данными буквами.
Дифференциация
Гласная буква Я. Обозначение мягкости
гласных букв А-Я
согласных на письме при помощи гласной
(2 ч.)
буквы Я. Дифференциация гласных букв А - Я
в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях и в тексте. Развитие навыков
звуко-слогового анализа и синтеза.
23
Дифференциация
гласных букв О-Е
(2 ч.)
Дифференциация
гласных букв Ы-И
(1 ч.)
Дифференциация
гласных букв Э-Е
(1 ч.)
Дифференциация
гласных букв У-Ю (2
ч.)
Мягкий знак (3 ч.)
Звонкие и глухие
согласные (2 ч.)
Дифференциация
свистящих и шипящих
звуков (4 ч.)
Гласная буква Е. Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи гласной
буквы Е. Дифференциация гласных букв О -Е
в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях и в тексте. Развитие навыков
звуко-слогового анализа и синтеза.
Гласная буква И. Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи гласной
буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И
в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях и в тексте. Развитие навыков
звуко-слогового анализа и синтеза.
Гласная буква Е.
Обозначение мягкости согласных на письме
при
помощи
гласной
буквы
Е.
Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и в
тексте. Развитие навыков звуко-слогового
анализа и синтеза.
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи гласной
буквы Ю. Дифференциация гласных букв УЮ в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и в тексте. Развитие навыков
звуко-слогового анализа и синтеза.
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с
символом и «опорой» для обозначения на
письме. Знакомство со схемой слова, где
имеется мягкий знак. Обозначение мягкости
согласных с помощью мягкого знака. Мягкий
знак в функции разделения. Дифференциация
мягкого знака в функции смягчения и
разделения. Письмо слов, словосочетаний и
предложений под диктовку. Чтение слов с
мягким знаком.
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация
слогов и слов со звонкими и глухими
согласными. Соотнесение согласных звуков с
символами и «опорами» для их обозначения
на письме. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Закрепление знаний о свистящих и шипящих
звуках, автоматизация звуков в устной речи.
Дифференциация свистящих и шипящих
звуков в слогах, словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение
звуков
с
символами и «опорами» для их обозначения
на письме. Письмо под диктовку слогов, слов,
словосочетаний и предложений. Работа над
пониманием прочитанного.
24
Дифференциация
звуков и букв: С-Ц, ЧЩ (2 ч.)
Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
допускаемых по
оптическому
и
кинестетическому
сходству (22ч.)
Развитие неречевых
процессов (2 ч.)
Развитие и уточнение
временных
представлений (2 ч.)
Развитие и уточнение
пространственных
представлений (2 ч).
Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных букв: А-О, ОУ, И-У
(6 ч.)
Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных и согласных
букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э,
С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я
(10 ч.)
по Звук. Гласныесогласные звуки (2 ч.)
Модуль
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа и синтеза Гласные I ряда (2 ч.)
(22ч.)
Дифференциация звуков изолированно, в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения
на письме. Работа с паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза. Письмо под диктовку
слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Чтение предложений, текстов. Работа над
пониманием прочитанного.
Упражнения на развитие зрительного
внимания, восприятия на материале реальных
предметов, фигур, цифр, букв.
Уточнение понятий: год, месяц, день недели,
сутки, части суток, вчера, сегодня, завтра.
Расширение словарного запаса по теме.
Развитие пространственных представлений:
верх, низ, слева, справа, между, под, над.
Расширение объема зрительной памяти.
Уточнение значения предлогов.
Дифференциация сходных по начертанию
гласных
букв
в
слогах,
словах,
словосочетании,
предложении,
тексте.
Соотнесение буквы со звуком и символом.
Конструирование и реконструирование букв.
Сравнение элементов букв. Развитие оптикопространственных представлений. Работа на
уровне буквы, слога, словосочетания и
предложения. Работа с квазиомонимами.
Развитие образного мышления
Задания на дифференциацию букв, сходных
по
начертанию,
количеству
и
пространственному
расположению
элементов.
Работа на уровне буквы, слога, слова,
словосочетания и предложения.
Уточнение гласных и согласных звуков и их
образование. Дифференциация гласных и
согласных звуков на уровне слогов, слов.
Определение наличия звука в слове, его места
(начало,
конец
и
середина)
и
последовательности гласных и согласных в
словах.
Образование гласных I ряда (характеристика
всех звуков и их артикуляция). Соотнесение
звуков с буквами. Соотнесение слов,
предметных картинок со схемами. Выделение
гласных
звуков
в
слогах,
словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Определение места гласных во всех позициях
25
Гласные II ряда (2 ч.)
Мягкий знак (3 ч.)
Согласные звуки (2 ч.)
Слог. Деление слов на
слоги (3 ч.)
Ударение. Ударные и
безударные гласные (6
ч.)
Родственные слова.
Корень слова (2 ч.)
в слове. Развитие навыков звукослогового
анализа и синтеза.
Знакомство с гласными II ряда. Развитие
фонематического восприятия. Соотношение
со схемой и символом. Соотнесение слов,
предметных картинок со схемами. Роль
гласных II ряда при смягчении согласных.
Развитие неречевых процессов. Развитие
навыков звукослогового анализа и синтеза.
Мягкий знак в значении смягчения.
Знакомство с разделительным мягким знаком.
Закрепление
знаний
орфографии.
Соотнесение слов со схемой. Развитие
зрительного
восприятия,
внимания,
логического
мышления.
Обогащение
словарного запаса (подбор слов с мягким
знаком),
расширение
словаря
притяжательными
прилагательными.
Дифференциация мягкого знака в функции
смягчения и разделения. Письмо слов,
словосочетаний и предложений под диктовку.
Чтение слов с мягким знаком.
Уточнение знаний о согласных звуках.
Соотнесение звуков с буквами. Выделение
согласных звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Определение места изучаемых звуков в слове.
Тренировка в звуковом анализе и синтезе
слогов и слов.
Знакомство со слогом. Слогообразующее
значение гласных. Выделение определенного
слога в ряду слов. Определение положения
определенного слога. Знакомство с одно-, дву, трех- и четырехсложными словами.
Придумывание слов на заданный слог.
Дифференциация слога и слова. Слоговой
анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос
слов. Соотнесение со слоговой схемой.
Знакомство с безударными гласными.
Выделение безударных гласных в словах.
Закрепление знаний орфографии. Отработка
орфограммы
на
существительных,
прилагательных
и
глаголах.
Подбор
родственных слов. Обогащение словаря.
Работа со схемами слов, где прописываются
гласные буквы. Отработка правильности и
техники чтения слов, словосочетаний и
предложений.
Знакомство со строением слова. Уточнение
понятия «родственные слова». Подбор
родственных слов разных частей речи.
Выделение двух
основных признаков
26
родственных слов: единый корень, близость
значения. Составление словосочетаний и
предложений. Чтение предложений и
нахождение родственных слов.
4 четверть
Коррекционный модуль
(обязательный для всех детей)
Модуль
по Словообразование
Образование
притяжательных
развитию
прилагательных (1 ч.) прилагательных в мужском, женском и
лексикосреднем родах.
грамматической
Лексическая тема
Знания учащегося о себе: имя, полное имя,
стороны речи и «Моя семья. Мой
отчество, фамилия, возраст, день рождения,
связной речи
дом»
домашний адрес, интересы, друзья. Знания о
(6 ч.)
своих родственников: имя, полное имя,
возраст,
место
работы,
увлечения.
Составление рассказов о себе и о своей семье
по своему рисунку.
Словообразование
Образование качественных прилагательных с
прилагательных (2 ч.) суффиксами: -н-,-лив- в мужском, женском и
среднем родах. Образование относительных
прилагательных с суффиксами -ов-/-ев- /-н-/енн-/-ск-/-ян-/-ан-.
Для
закрепления
используются игры: «Подбери слово по
смыслу», «Угадай, кто хозяин», «Назови, из
чего сделан предмет», «Деревья. Чей лист».
Составление словосочетаний и предложений в
определенном роде и числе. Чтение
предложений,
текстов
с
выделением
прилагательных.
Лексическая тема
Актуализация слов по теме. Высказывания о
«День 8 Марта»
праздновании дня 8 Марта в семье.
Моделирование ситуации «Поздравления с
праздником 8 марта». Составление текста –
поздравления с днем 8 марта и его запись на
доске. Выполнение произвольного рисунка,
посвященного этому празднику (развитие
мелкой моторики, уточнение зрительнопространственных
представлений,
ориентировка на листе). Уточнение знаний
формул речевого этикета – переписывание с
доски текста поздравления с обращением к
конкретному человеку (маме, бабушке, сестре,
тете и т.д.) под заготовленным рисунком.
Предлог и его
Уточнение пространственных представлений:
значение
верх, низ, слева, справа, между, под, над...
(2 ч.)
Расширение объема зрительной памяти.
Уточнение значения предлогов при помощи
графических схем. Уточняется значение
следующих предлогов: в, на, из, за, перед, по,
из-за, из-под. Дифференциация различных
значений одного и того же предлога. Ответы
27
Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма
и
чтения,
обусловленных
нарушением
фонематическог
о распознавания
и
недостаточность
ю
фонематических
процессов
на вопросы с опорой на картинки с различным
пространственным расположением предметов
(Покажи, где мяч на коробке). Выполнение
действий
с
предметами.
Придумать
предложение с опорой на выполненное
действие или по сюжетной картинке. Чтение
предложений с выделением предлогов.
Составление
схем
предложений
с
последующей записью. Написание предлогов
со словами.
Лексическая тема
Уточнение словарного запаса по теме
«Весна»
«Весна». Характерные признаки ранней
весны. Весенние месяцы. Птицы весной.
Описание внешнего вида птиц. Бережное
отношение к птицам. Польза птиц. Труд
людей в саду и огороде весной. Составление
коротких рассказов с опорой на картину и
опорные слова и словосочетания.
Закрепление
Соотнесение предложений с графическими
синтаксических
схемами.
Уточнений
понятий:
навыков в работе над
словосочетание, предложение и текст. Виды
словосочетанием и
связи в словосочетаниях и предложениях.
предложением.
Постановка вопроса к отдельным словам в
Словосочетание
предложении. Наблюдение за изменением
Предложение (1 ч.)
смысла предложения в зависимости от
перестановки слов, изменения количества
слов.
Определение
интонационных
характеристик
разных
предложений
(вопросительных,
восклицательных).
Конструирование простых по составу
предложений из слов, напечатанных на
карточках.
Последующая
запись
предложений. Уточнение правил оформления
предложения при записи (Заглавная буква,
точка в конце предложения, вопросительный
или восклицательный знаки).
Коррекционный модуль
(в зависимости от недостатков письма и чтения)
Дифференциация
Дифференциация звуков изолированно, в
парных звуков и букв:
слогах,
словах,
словосочетаниях,
Б-Б', П-П'; В-В', Ф-Ф';
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
Т-Т', Д-Д', С-С', З-З', К- символами и «опорами» для их обозначения
К',
на письме. Работа с паронимами. Развитие
Г-Г'; Ш- Ж
фонематического восприятия, внимания,
(11 ч.)
анализа и синтеза. Оглушение согласных в
конце слов и в середине.
Диагностическое
Дифференциация парных согласных звуков
занятие (1ч.)
изолированно,
в
слогах,
словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Оглушение
согласных в конце слов и в середине.
28
(12ч .)
Модуль по
коррекции
специфических
ошибок письма
и чтения,
допускаемых по
оптическому и
кинестетическо
му сходству
(12ч.)
Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа
и
синтеза (12ч.)
Дифференциация
оптически
и
кинетически сходных
согласных букв: Б-Д, ПТ, П-Н, Л-М, Л-Н, К-Н,
Ш-Щ, Ц-Щ, в-д, Ш-Т,
Ф-Р, Г-П, П-Т, Г-Р (12
ч.)
Предлоги (2 ч.)
Словосочетание (2 ч.)
Простое
распространенное
предложение (2 ч.)
Текст.
Последовательный
рассказ (2 ч.)
Описательный рассказ
по предметной
картинке (1 ч.)
Рассказ по
последовательным
картинкам (2 ч.)
Диагностическое
задание:
письмо
предложений, текстов под диктовку.
Задания на дифференциацию согласных букв,
сходных по начертанию, количеству и
пространственному
расположению
элементов. Работа на уровне буквы, слога,
слова, словосочетания и предложения.
Уточнение пространственных представлений
и значения простых и сложных предлогов.
Составление графических схем предложений.
Написание предложений по заданию с
уточнением значения предлогов. Чтение
предложений с выделением предлогов и
объяснением их значения.
Составление словосочетаний в определенном
роде и числе. Составление словосочетаний по
картинкам.
Обогащение
словаря
по
лексическим темам: «Весна», «Овощи»,
«Фрукты». Чтение и запись словосочетаний
под диктовку. Нахождение словосочетаний в
предложениях.
Признаки предложения. Развитие навыка
языкового анализа и синтеза: выделение слов
в
составе
предложения,
определение
количества слов. Работа со схемами
предложения. Составление предложений из
слов, данных в начальной форме. Чтение
предложений, интонационная законченность
предложений. Работа над деформированным
предложением. Письменные ответы на
вопросы
педагога.
Конструирование
предложений.
Уточнение структуры текста. Составление
рассказа по предложенным словосочетаниям с
последующей
записью.
Работа
с
деформированным текстом (чтение и запись).
Восстановление рассказа по плану.
Рассматривание
предметной
картинки,
обсуждение по плану. Выделение опорных
слов. Составление рассказа по опорным
словам. Дополнение рассказа. Составление
рассказа по плану.
Восстановление
последовательности
картинок. Обсуждение сюжета. Составление
предложений по картинкам. Планирование
устного рассказа, выделение опорных
словосочетаний.
Составление
29
повествовательного
рассказа.
Самостоятельное письмо. Чтение рассказа.
Письменный пересказ по предложенному
плану.
Составление связного
Беседа
по
картинке.
Составление
рассказа по сюжетной
словосочетаний. Составление рассказа по
картинке (1 ч.)
предложенному началу. Чтение частей текста.
Работа над пониманием прочитанного текста.
Нахождение
лишних
частей
текста,
составление связного текста.
Диагностический модуль (с 15 мая)
30