Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
класс)
2021г.
1
Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена
Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ
№1 г. Нижние Серги, ou=Директор,
email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.15 11:44:54 +05'00'
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные
занятия» зависит от особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР,
получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2. Поскольку эти потребности
различаются в зависимости от глубины имеющегося отставания, а также зависят от
индивидуальных особенностей, программа не может быть одинаковой для всех
обучающихся. Она построена по модульному принципу и конструируется в зависимости от
актуальных проблем на психолого-педагогическом консилиуме, корректируясь по мере
необходимости.
Вместе с тем, естественно, существуют проблемы, общие для всех обучающихся с
ЗПР, над которыми работа была начата ранее. Программа индивидуализируется, строится
по модульному принципу, позволяющему психологу на основе стартовой диагностики
конструировать реальную программу психокоррекционных занятий, исходя из
достигнутого уровня и потенциальных возможностей обучающихся.
Важнейшими следует полагать модули, направленные на совершенствование
учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции поведения, повышение
уровня жизненной компетенции (через формирование интереса к окружающему
предметному и социальному миру и к себе), коррекцию недостатков коммуникации. Эти
занятия составляют базовую часть курса.
Содержание диагностического и психокоррекционного этапов при восполнении
пробелов знаний предшествующего обучения и реализации остальных модулей,
обозначенных как приоритетные направления психокоррекции в АООП, прописано в
программе. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода остается
доминирующим: задания индивидуализируются в зависимости от достигнутого уровня
познавательной деятельности. Оценка успешности освоения содержания курса
«Психокоррекционные занятия» формализуется путем мониторинга запланированных
личностных и метапредметных результатов. Занятия с учителем-дефектологом
способствуют достижению предметных результатов (в соответствии с обозначенными в РП
по предметам «Математика» и «Окружающий мир».
Навигация по разделам Комплекта
Программы в комплекте представлены в соответствии с порядком, обозначенным в
АООП (вариант 7.2.) и в соответствующем учебном плане. Планируемые результаты
освоения учебного предмета с описанием процедур итоговой и промежуточной аттестации
(включая примеры контрольно-оценочных материалов и критерии оценки).
1. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся
на уроке.
Программы курсов коррекционно-развивающей области и внеурочной
деятельности включают:
1. Планируемые результаты освоения курса.
2. Содержание курса с указанием форм организации занятий.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности
обучающихся на занятии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты рекомендуется оценивать с помощью критериальноуровневой оценки ряда составляющих этот результата параметров.
2
Личностный результат Овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире (достигается при реализации
большинства модулей).
Результат складывается из оценки сформированности речевых умений,
сформированности знаний об окружающем природном и социальном мире, представлений
о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
По каждой составляющей в третьем классе планируется достичь следующих
целевых показателей.
Сформированность речевых умений:
В коммуникативной ситуации высказывается достаточно понятно;
Речь в основном грамматически правильная;
Письменная коммуникация несовершенна, но возможна;
Читает монотонно, но без существенных затруднений.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему.
Знает, кем работают взрослые, с которыми он проживает, их ФИО;
Знает свой домашний адрес, дату рождения, сотовый или домашний телефон, по
которому следует звонить
Иногда самостоятельно проявляет внимание к детям и взрослым (настроение,
самочувствие);
Ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе, школе,
городе, стране.
Проявляет познавательный интерес (ситуативно) и задает вопросы.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении
и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте;
Может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения, но
не всегда аргументировано;
Уточнены представления об опасном и безопасном поведении (субъективизм
опасений преодолен частично).
Имеет относительно точные представления о том, что можно приобрести на сумму
100 рублей.
Личностный результат: формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств (включается при реализации соответствующего модуля)
Проявляет заинтересованность в процессе прослушивания или просмотра
произведений искусства.
Предпринимает отдельные попытки высказаться о своих чувствах в процессе
прослушивания или просмотра произведений искусства.
Предпринимает попытки словесно описать красоту увиденного.
Отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
Стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
Овладевает умением подбирать адекватные слова для сравнения красивого и
некрасивого.
Личностный результат: развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей (включается при реализации соответствующего модуля)
Овладевает умением проявить вербальное сочувствие при затруднениях и
неприятностях.
Овладевает умением промолчать об оплошности другого человека, хорошо замечая
ее.
3
Овладевает умением молчать и спокойно стоять в торжественные, эмоционально
значимые моменты.
Проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
Понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений (В. Осеева
и т.п).
Личностный результат: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
Результат складывается из оценки сформированности навыков продуктивной
межличностной коммуникации, социально одобряемого (этичного) поведения, речевых
умений. По каждой составляющей в третьем классе планируется достичь следующих
целевых показателей.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации.
Знает имена и фамилии всех одноклассников, имена и отчества педагогов:
Имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
Избегает открытых конфликтов.
Может выполнять разные роли в подгрупповой и групповой работе.
Правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
При ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежлив и краток.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения.
Соблюдает нормы речевого этикета,
Пропускает взрослого вперед, придерживает дверь, внимательно выслушивает
обращение.
Самостоятельно предлагает оказать помощь взрослому.
Овладевает умением не перебивать, соблюдать очередность при высказывании,
Овладевает умением улыбаться партнеру при встрече, обращении.
Самостоятельно стремится оказать сверстнику помощь при затруднении.
Проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
Овладевает умениями просоциального поведения (помощь, поддержка, сочувствие).
Сформированность речевых умений:
Умеет вежливо и понятно обратиться с вопросом.
Умеет вербализовать свои желания и мысли.
Сформирована возможность говорить об испытываемых эмоциях, намерениях;
Личностный результат: Развитие адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Самостоятельно обозначает свою социальную роль (школьник, ученик):
Правильно оценивает результаты своей деятельности.
Адекватно и без затруднений обозначает свои потребности (плохо видно, надо
выйти, повторите, пожалуйста):
Хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
Может адекватно оценить выраженность какого-либо качества у себя и у других с
разных точек зрения (встать на позицию другого):
Личностный результат: Овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни.
Имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания:
Умеет пользоваться сотовым телефоном:
Самостоятельно поддерживает порядок в портфеле, учебных принадлежностях.
Следит за своим внешним видом.
Личностный результат: Владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия.
4
Сформирована возможность согласованно выполнять необходимые действия
(коммуникативно-игровые или учебно-познавательные) в паре и в малой группе, не
разрушая общего замысла:
Сформирована возможность контролировать импульсивные желания (не трогать
чужие предметы без разрешения):
Сформирована возможность сдерживать вербальную агрессию.
Имеет хороший социометрический статус.
Стабилен в своих коммуникативных предпочтениях.
Личностный результат: Способность к осмыслению и дифференциации
картины мира, ее временно-пространственной организации.
Сформированы пространственные представления (ориентируется на листе бумаги и
может понимать пространственный план-схему).
Относительно правильные временные представления (понимает время на часах,
адекватно использует временные наречия).
Проявляет интерес к знаниям о природе и человеке, путешествиям;
Знания по определенным аспектам мироустройства за пределами программного
материала.
Проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
Может формулировать индивидуально значимые желания и «нежелания».
Курс «Психокоррекционные занятия» предполагает формирование всех видов
универсальных учебных действий (УУД).
В 4 классе планируется достичь следующие метапредметные результаты:
В области формирования познавательных УУД
1. Проявление поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее
неизвестного задания) – целевым результатом является преодоление отказа от
активности и стереотипных непродуктивных проб;
2. Овладение умениями декодирования предложенных условных знаков – целевым
результатом является удержание в памяти не менее пяти значений;
3. Овладение умениями кодирования: целевым результатом является возможность
создания конкретно-графических моделей (плана комнаты, пространства) с
преимущественно организующей помощью;
4. Овладение умением отвечать на вопросы по событийному дискурсу – целевым
результатом является полное и точное понимание как воспринимаемого на слух, так и
читаемого текста.
5. Овладение умением выделять существенные и несущественные признаки в объектах,
актуализированных на основе имеющихся знаний и представлений – целевым
результатом является возможность обозначать наиболее существенные признаки не
представленного наглядно объекта (например, рассказать о самом запомнившемся
случае и т.п.).
6. Овладение умением вербализовать причинно-следственную связь, представленную
графически или словесно - целевым результатом можно считать самостоятельное
точное понимание сущности такой связи, при сохраняющихся трудностях ее словесного
выражения.
7. Овладение умением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и
абстрактного характера - целевым результатом является понятийное определение
приблизительно половины новых слов (конкретного характера).
8. Овладение умением сравнивать и обобщать объекты – называть их общим названием по
представлению - целевым результатом является точное вербальное обобщение
приблизительно в половине заданий.
В области формирования регулятивных УУД:
5
1. Понимание групповой инструкции к задаче учебно-познавательного характера -
2.
3.
4.
5.
целевым результатом является преимущественно самостоятельная работа (не более
одного индивидуального обращения к ребенку за занятие).
Удержание правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачицелевым результатом является способность действовать правильно не менее, чем в 70
% выполняемых заданий.
Способность планировать свои предстоящие действия, оречевлять план и соотносить
действия с планом при выполнении (в пределах конкретного задания) – целевым
результатом является способность создания и удержания «трехшагового» плана.
Способность находить ошибки по указанию на их наличие – целевым результатом
является 100 % нахождение ошибок.
Овладение умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки целевым результатом является аффективно спокойное реагирование со стремлением не
повторять ошибку.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ ПО КОРРЕКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ
(совершенствование учебно-познавательной деятельности)
Математика
Диагностический этап
Для оценки пробелов в знаниях ребенка необходимо провести критериальноориентированную диагностику, выявив генезис имеющихся трудностей. Диагностические
занятия целесообразней проводить индивидуально, поскольку даже в подгрупповой работе
обучающийся с ЗПР может не продемонстрировать наличие или отсутствие необходимых
знаний и умений. Соответственно, перечень потенциально отсутствующих знаний и умений
может выглядеть следующим образом:
Предпосылки усвоения программного материала (их отсутствие недопустимо):
название и написание цифр, соотнесение числа, количества и цифр, присчитывание
и отсчитывание по единице (прямой и обратный счет), математические знаки «+», «-», «=»,
«<», « >», измерение отрезков, меры длины, выделение в задаче условия и вопроса.
Диагностируются следующие математические умения:
Запись чисел под диктовку, разрядный состав числа, четыре арифметических
действия, табличное сложение, умножение, деление, сложение и вычитание с переходом
через десяток, математические термины (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое,
разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное), правила сложения и
вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей, проверочные (обратные) действия,
переместительный закон сложения и умножения, порядок действий со скобками и без
скобок, письменное сложение и вычитание двухразрядных чисел, геометрические фигуры,
измерение, меры длины и их соотношение, запись решения задачи, простые и составные
задачи, задачи на увеличение (уменьшение) на…единиц, увеличение (уменьшение) в….раз.
Диагностику следует проводить в формате формирующего оценивания с
регламентированной дозированной помощью, начиная со сложных заданий, позволяющих
оценивать уровень овладения обучающегося предметом в целом, а затем уже переходить к
выделению западающих умений. В качестве проверочного задания целесообразно
использовать задачу с шутливой формулировкой условия. В отличие от сугубо
педагогической диагностики, диагностика, реализуемая педагогом-психологом,
предполагает дифференцированную оценку причин несформированности ожидаемых
математических умений: высокой истощаемости и несформированности функций
произвольного контроля, трудностей понимания логических связей и отношений,
отражаемых в условии математической задачи, нарушения способности к запоминанию
чисел, недостаточного овладения собственно счетными навыками или плохое знание
6
(неумение применить) правила и т.п. Если имеют место все перечисленные факторы, можно
предполагать, что характер нарушения, имеющегося у ребенка, не даст возможности
овладеть рекомендованной образовательной программой.
Коррекционно-развивающий этап
Содержание этого этапа определяется, исходя из степени сформированности
необходимых математических умений. При недостаточности предпосылок к усвоению
математических знаний на их формирование делается особый акцент, поскольку пока они
не будут сформированы, прогресса ждать нецелесообразно. При овладении
математическими умениями необходимо соблюдать генетическую последовательность их
формирования, а также учитывать причины наблюдаемых отклонений (в случае
несформированности из-за недостаточного понимания следует формировать
ориентировочную основу каждого действия; в случае приоритета нарушений
работоспособности целесообразно учить приемам организации деятельности).
Окружающий мир
Диагностический этап
Знания по предмету «Окружающий мир» в психокоррекционной работе важны не
сами по себе: очевидно, что ребенок рано или поздно будет их иметь. Ведущее значение
имеет тот факт, что знания программного материала по предмету способствуют
расширению кругозора, формированию т.н. информационно-содержательного
компонента (ИСК) познавательной деятельности. Уровень развития информационносодержательного компонента отражает познавательную активность ребенка, его
познавательный интерес, что выступает в качестве важного прогностического критерия при
оценке успешности социализации. Наибольшее значение имеет то, как ребенок реагирует
на новую информацию и какой объем знаний у него уже имеется.
Дети, имеющие выраженный дефицит познавательных способностей (чего не
должно быть при ЗПР) отличаются крайне малым объемом знаний, которые конкретны и
ситуативны. Проявлений познавательного интереса отметить почти не удается, он также
ситуативен и кратковременен. Специально предлагаемая взрослым какая-то
содержательная информация (когда от ребенка требуется что-то выучить, повторить,
выслушать объяснение, подумать и т.п.) преимущественно игнорируется, или вызывает
протест. Дети могут задавать вопросы, но ответы их по-настоящему не интересуют, они
довольствуются любым ответом, иногда спрашивают об одном и том же много раз,
поскольку эти вопросы обусловлены коммуникативной, а не познавательной потребностью.
Нередко они механически воспроизводят то, чему их не раз учили, но ничего не могут
сказать по существу вопроса. На отвлеченные темы не беседуют, не в состоянии связно
описать даже знакомые предметы или явления, практически ничего не знают об
окружающем их мире, за исключением того, с чем сталкиваются ежедневно. Подобный
уровень развития, не обнаруживающий очевидной положительной динамики, делает
сомнительным успех обучения по обсуждаемой программе.
Обучающиеся с ЗПР, адекватно получившие рекомендацию варианта 7.2., обычно
обладают определенным запасом знаний об окружающем мире, но эти знания отрывочны,
бессистемны, касаются в основном привлекательных для ребенка областей или базируются
на приобретенном ранее опыте. Познавательный интерес избирателен, преимущественно
проявляется при эмоционально ярких впечатлениях. Дети могут описывать известные
предметы и явления по наводящим вопросам, но неполно и неточно, связи и отношения
устанавливают с трудом. Отличия от предыдущего варианта проявляются в первую очередь
в том, что ребенок, усвоив какую-либо информацию, может ее не только воспроизводить
«на словах», но и использовать в реальной деятельности.
Поэтому первоочередное значение работа над формированием знаний об
окружающем мире имеет для тех обучающихся, которые не обладают в должной мере
сформированной аналитическо-синтетической деятельностью. Задания, используемые для
7
формирования основных мыслительных операций, целесообразно строить, отталкиваясь от
знаний, которые должны быть у третьеклассника (перечень их приводится ниже).
Российская государственная символика (флаг, герб, гимн), столица, некоторые
названия городов, рек, республик. Знание своей национальной принадлежности, названия
некоторых национальностей, проживающих в России. Природные явления: листопад,
снегопад, ледостав, половодье, вьюга. Сезонные изменения в природе. Погода:
температура, облачность, ветер, осадки. Экология: понятие, базовые экологические
знания. Неживая природа: воздух, вода, земля, минералы. Растения: дикорастущие,
декоративные, комнатные. Части растения: корень, стебель, листья, цветы, плоды.
Животные (насекомые, птицы, рыбы, звери, пресмыкающиеся, земноводные),
представители разных классов. Профессии. Деньги – плата за труд. Транспорт. Правила
безопасного поведения в разных ситуациях.
Диагностические занятия целесообразно проводить в форме викторины, вариантом
может быть квест, в ходе которого надо решить какую-то игровую задачу, для чего следует
выполнить ряд последовательных заданий.
Коррекционно-развивающий этап
Содержание этого этапа определяется, исходя из степени сформированности с одной
стороны знаний об окружающем мире, с другой - способности к установлению причинноследственных связей. Если у ребенка не хватает необходимых знаний, ему представляются
варианты ответов, которые он может использовать. Формы организации проведения
занятий при сходном уровне развития обучающихся преимущественно должны быть
подгрупповыми. Однако не исключаются и групповые формы занятий. Тематику
рекомендуется включать в занятия по формированию представлений об окружающем
предметном и социальном мире, модуль, направленный на формирование информационносодержательного компонента познавательной деятельности. При наличии существенных
недостатков знаний и представлений указанный модуль целесообразно делать в объеме не
менее 16 часов.
Занятия, направленные на восполнение пробелов в усвоении программного
материала по русскому языку и литературному чтению, реализуются в работе логопеда.
Вместе с тем целесообразно включать некоторые письменные задания и в занятия по
формированию представлений об окружающем природном и социальном мире, поскольку
обучающийся с ЗПР, получающий цензовое образование, должен обрести необходимый
уровень готовности к выполнению ВПР, что предполагает свободное владение письменной
речью, возможность письменно выразить свое мнение.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
Обучающиеся могут находиться на разных уровнях сформированности способности
к произвольной регуляции. Работа по формированию произвольной регуляции в
обязательном порядке должна была проводиться в предшествующие годы обучения.
Поэтому задания на формирование произвольной регуляции непременно должны
включаться в содержание ЛЮБЫХ выбранных модулей и присутствовать в большинстве
занятий. Основной упор делается на следующих компонентах. Подобная работа может
обозначаться как модуль по формированию регулятивного компонента познавательной
деятельности. При выраженных трудностях обучающегося в освоении образовательной
программы более целесообразно работать с ним в форме индивидуальных или
подгрупповых занятий, в содержание которых включаются упражнения психотехнического
типа (развитие возможностей произвольной концентрации внимания, произвольного
зрительного и слухового запоминания, упражнения на переключение и распределение
внимания и пр.). Занятия должны включать задания на формирование операционального
8
состава познавательной деятельности: задачи на анализ-синтез, сравнение-обобщение,
классификации и сериации, установление связей и отношений.
Развитие способности к планированию действий.
Планирование действий целесообразно осуществлять преимущественно при
выполнении заданий продуктивного и учебного типа. Планирование различается по
степени детализации, а также способами опосредования последовательности действий
(схематический план, картинный план, словесный план, словесная памятка).
Развитие способности выполнять действия в соответствии с планом и функций
контроля.
Опора на разные варианты составленных планов при выполнении заданий учебного
и неучебного типа в соответствии с поставленными целями. Выполнение заданий,
требующих учета заданной системы правил. Контроль соответствия продукта образцам и
правилам
(взаимоконтроль,
самоконтроль
после
выполнения
деятельности,
проговаривание «ошибкоопасных» мест до выполнения задания, самодиктовка,
комментирование хода выполнения задания и т.п.).
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ СФЕРЫ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Развитие стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).
Занятия, формирующие ручную умелость, на которых создаются продукты,
пригодные для практического использования или организующие реальную помощь
(направленность помощи определяется конкретной ситуацией в месте проживания
ребенка). Игры, способствующие формированию предпосылок правовой и экономической
компетентности. Перечень социально-бытовых умений, доступных третьекласснику и
потенциально формируемых на психокоррекционных занятиях, можно обозначить
следующим образом: изготовление поделок (подарок к празднику, подарок младшим детям,
украшение класса/школы, закладка, карандашница и т.п. в соответствии с возможностями
обеспечения детей природным и бросовым материалом и согласованный с учителями,
преподающими технологию и изобразительное искусство), вышивание, вязание;
бумагопластика, тестопластика и пр.; экономические игры (покупки и сдача, распределение
бюджета (копилка – сколько дней и какую сумму надо откладывать, чтобы приобрести….
и т.п.); одеваемся по ситуации (изготовление разных видов одежды для бумажных кукол и
последующее их одевание, изготовление буклетов с фотографиями детей и молодежи в
одежде, адекватной разным ситуациям); маршруты (от школы до определенных объектов),
составление меню для правильного питания (актуализация ранее полученных знаний),
меню для праздничного стола; составление набора инструментов, необходимых в быту для
выполнения известных детям домашних работ, бытовая химия (средства, применяемые в
быту, их назначение и меры предосторожности): жидкости для мытья посуды, пола,
средства для очищения сантехники, электрических и газовых плит и т.п. (названия,
внешний вид упаковки и пр.); как поддерживать порядок (в комнате, на кухне и пр.); чистка
картофеля и лука, порядок в доме (дневник помощи: например, стер пыль, сложил вещи).
Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
В зависимости от детских предпочтений знакомство с произведениями искусства
(музыки, живописи, скульптуры, архитектуры) и получение обратной связи в виде
различных продуктов художественной деятельности детей – символизация настроения,
возникающего от взаимодействия с произведениями искусства (авторские символы).
Ролевые игры с девочками, формирующие у них адекватный гендерный стереотип (красиво
одеваться, красиво ставить цветы, накрывать стол и т.п.). Красота внешнего вида человека
(одежда, украшения, прическа), интерьера помещения (в т.ч. цветочные композиции),
территории, природная красота.
9
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ И СПОСОБНОСТИ К
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
Диагностический этап
Проблемы коммуникации могут быть связаны с различными причинами, отчетливое
представление о которых требует обязательного диагностического этапа. Если диагностика
познавательной деятельности может проводиться в ходе подгрупповых занятий, то
проблемы коммуникации требуют как наблюдения (возможно, включенного или внешнего)
за детской коммуникацией, так и индивидуальной диагностики, проясняющей причины
коммуникативных проблем (интровертированность или аутичность, психотравмирующий
опыт, недостаточное понимание коммуникативных намерений по невербальным
компонентам, т.е. когнитивные проблемы и т.д.). В ходе диагностики должна быть оценена:
Склонность к агрессивным проявлениям и характер агрессивного поведения
(немотивированная, мотивированная или защитная агрессия, физическая, смешанная или
только вербальная, наличие проявлений косвенной агрессии и пр.).
Поведение в конфликте (провокационное, реактивное, формирующийся стиль
конфликтного взаимодействия: конфронтация, избегание, компромисс, подчинение),
способность к прогнозированию и уходу от конфликта.
Способность к дифференциации делового (при выполнении учебных заданий) и
личностного (во внеучебной деятельности) общения.
Интеллект (мера дефицита познавательных способностей обучающегося).
Коммуникативная потребность.
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И
КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ
Как и в предшествующие годы обучения, выбор модуля адекватен при наличии
значительного количества обучающихся, имеющих типичные для ЗПР, либо
индивидуальные эмоциональные проблемы. Если же недостатки эмоционального развития
не представляют особой проблемы с точки зрения нарушений социопсихологической
адаптированности, то необходимая работа по эмоциональному развитию реализуется в
модуле, направленном на совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие способности к пониманию своих эмоций и эмоций окружающих.
Распознавание основных и смешанных эмоций на основе восприятия мимических и
пантомимических (жесты, позы и пр.) знаков: гнев, обида, страх, стыд, сомнение,
удивление, непонимание, удовольствие, интерес. Невербальное (пантомимическое,
художественное) и вербальное выражение своих эмоций, чувств, настроения, опасений.
Словарная работа по расширению эмоционального словаря (выбор адекватных лексических
средств – вставка в тексты с пропущенными словами).
Развитие способности к эмоциональному смещению: в младшем школьном
возрасте эмоциональное смещение (воспоминания об эмоционально значимых событиях и
их предвосхищение) должно составлять не менее месяца. Отдельные занятия подобного
типа не предполагаются, однако рекомендуется неоднократно включать в занятия элементы
воспоминаний о полученном опыте и предвосхищения будущих событий).
Развитие эмоциональной регуляции. Заключается в использовании методических
приемов, позволяющих сделать нормальным (сбалансированным) функционирование
разных уровней системы эмоциональной регуляции: аффективной пластичности,
аффективных стереотипов, аффективной экспансии, аффективного контроля.
Предполагается самостоятельное конструирование педагогом-психологом системы
занятий подобного типа.
10
Коррекция тревожности (эмоциональной напряженности).
Этот
раздел
занятий
рекомендуется
поводить, имея
определенную
профессиональную подготовку (повышение квалификации, участие в тренинге). При
отсутствии у педагога-психолога систематизированных знаний и умений по работе с
тревогой и страхами более целесообразно включать упражнения, способствующие
стабилизации эмоционального состояния в контекст других психокоррекционных занятий,
создавая в них ситуацию успеха, необходимую тревожным детям. Неквалифицированная
работа со страхами может вместо пользы принести вред.
Осознание эмоций в различных ситуациях знакомым детям по опыту: опоздание,
необходимость публичного ответа, выполнение самостоятельной/контрольной работы и
т.п. Дифференциация эмоции тревоги (беспокойство по поводу неблагоприятных
последствий чего-либо) и страха. Работа со страхами (элементы символ-драмы,
арттерапевтические упражнения, музыко- и библиотерапия в доступных детям с ЗПР
формах).
Помимо этого, педагог-психолог может планировать свою работу с опорой на
основное содержание курса «Психокоррекционные занятия», разработанного для 1-2
классов, поскольку у обучающихся может оказаться очень низкий (в сравнении с
необходимым) уровень произвольной регуляции, сформированности аналитикосинтетической деятельности, пространственных и временных представлений, зрительномоторной координации и пр. Таким образом, основное содержание курса конструируется
таким образом, чтобы максимально решить коррекционно-развивающие задачи в
соответствии с ПрАООП: уменьшить недостатки предшествующего развития, повысить
мотивацию к обучению, сформировать необходимый уровень учебно-познавательной
деятельности, минимизировать дисфункции, препятствующие качественному выполнению
учебных заданий.
Основными формами организации занятий являются: коррекционно-развивающее
занятие, занятие тренингового типа, занятия в форме театрализованной деятельности,
занятия ручным трудом, арттерапевтическое занятие и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
1.
Диагностически
й модуль
Тема (часы)
Содержание занятий и основные виды деятельности
обучающихся.
1 четверть (16 ч. подгрупповых занятий)
Мы
– Занятия тренингового типа, целью которых является оценка
третьеклассни возможности обучающихся работать в командах или
ки дружные индивидуально, выполняя различные задания: на одном
ребята (3 ч.)
занятии задания строятся на основе знаний по основным
предметам, которые должны присутствовать у обучающихся
в результате усвоения программы 3 класса, на втором –
различные
задания
психотехнического
типа
–
актуализирующие произвольную память, внимание,
усидчивость, зрительно-моторную координацию и т.п., на
третьем – задания, выполнение которых требует
сформированных коммуникативных навыков, способности
слушать партнера, поддерживать его. В результате
проведения этих трех занятий у педагога-психолога должно
сформироваться представление об основных потребностях
обучающихся, в результате чего следует определить
содержание работы на первое полугодие, распределить
положенные часы на групповые и подгрупповые
(индивидуальные) занятия.
11
2
Модуль
по
развитию
информационносодержательного
компонента
познавательной
деятельности
(формированию
представлений
об окружающем
предметном
и
социальном
мире) -13 ч.
Саша и Маша Вводная беседа. Знакомство с Сашей и Машей. Объявление
в
осеннем темы. Возможные виды работ: распознавание деревьев по их
лесу (1 ч.)
листьям. Поиск объекта по рисуночному плану. Угадывание
загадок о птицах и зверях. Рассматривание иллюстраций и
словарная работа: жилища зверей, запасы на зиму.
Невербальное изображение животного. Рассматривание
пейзажных картин художников. Зарисовывание осеннего
леса. Подведение итогов.
Саша и Маша Вводная беседа. Объявление темы. Актуализация знаний:
помогают
как сохраняют урожай (консервирование, варенье,
убирать
замораживание). Возможные виды работ: угадывание
урожай(1 ч.)
овощей по описаниям. Демонстрация реальных овощей и
фруктов: словесные описания, эмоциональный отклик.
Загадки о растениях. Классификация растений. Исключение
неподходящего растения. Рассматривание натюрмортов.
Зарисовывание фруктов. Подведение итогов.
Саша и Маша Вводная беседа. Объявление темы. Актуализация знаний: на
поехали
на чем поехали? (городской транспорт). Как вернутся домой?
экскурсию( 2 (домашний адрес). Возможные виды работ: угадывание
ч.)
названий объектов (по фрагментам изображений, описанию
и т.п.). Поиск объекта по рисуночному плану его
местонахождения. Просмотр видеопрезентации. Ответы на
вопросы (викторина) об известных детям объектах.
Проблемная ситуация «Саша потерялся» (актуализация
правил поведения). Рисование объектов, плана. Подведение
итогов.
Саша и Маша Вводная беседа. Объявление темы. Возможные виды работ:
пошли
в угадывание названий музейных экспонатов (по фрагментам
музей(2 ч.)
изображений, описанию и т.п.). Рассказ-объяснение:
Функции музейных экспонатов (информация о живых и
неживых объектах, историческом времени, событиях). Виды
музеев (художественный, исторический, краеведческий).
Работники музея (экскурсовод, реставратор, художник)
Словарная работа. Поиск загаданного экспоната по
рисуночному плану его местонахождения. Просмотр
видеопрезентации. Ответы на вопросы (викторина) об
известных детям музейных объектах. Подведение итогов.
Саша и Маша Вводная беседа. Объявление темы. Ответы на проблемные
пошли в театр вопросы (зачем в театре занавес, рампа, костюмы и т.п.).
(2 ч.)
Возможные виды работ: Просмотр видеопрезентации.
Рассказ-объяснение:
Работники
театра
(режиссер,
звукорежиссер, актеры, дирижер, музыканты, осветители,
оформители сцены, капельдинеры). Виды театров: Оперы и
балета, музыкальный, драматический, кукол, юного зрителя,
пантомимы. Словарная работа (партер, балкон, ложа,
занавес, рампа, программа, капельдинер и др.). Угадывание
вида театра по иллюстрациям. Прослушивание фрагментов
музыкальных произведений или аудиозаписи спектакля.
Правила поведения в театре. Сказка, в которой фигурирует
театр (Золотой Ключик). Подведение итогов.
12
Саша и Маша
поехали
в
Москву
(СанктПетербург) (3
ч.)
3
Вводная беседа. Объявление темы. Актуализация знаний о
транспорте, правилах поведения на транспорте. Виды
терминалов (вокзал, аэропорт, автостанция). Возможные
виды работ: работа с картой, рассказ педагога, демонстрация
изображений городских «ворот» - столичных вокзалов или
аэропортов, куда планируется прибытие. Гостиницы:
описание. Словарная работа: постоялец, администратор,
горничная. Актуализация знаний об известных детям
столичных
достопримечательностях.
Метрополитен:
описание. Словарная работа: машинист, дежурный по
станции, дежурный у эскалатора. Демонстрация новых
объектов (по выбору педагога-психолога) и краткие
рассказы о них. Просмотр видеофильма. Беседа о
полученных впечатлениях (проводится как минимум
дважды). Подведение итогов.
Саша и Маша Вводная беседа. Объявление темы. Актуализация знаний о
пошли
в зоопарке. Возможные виды работ: распознавание животных.
зоопарк (2 ч.) Поиск объекта по плану зоопарка. Словарная работа:
хищники, пресмыкающиеся. Угадывание загадок о птицах и
зверях. Рассматривание животных (фотографии или
слайды). Прочтение рассказов о животных (Дж. Даррелл –
отрывки и др.). Дидактическая игра: угадай животное.
Пантомимическое изображение животного. Зарисовывание
животного. Подведение итогов.
2 четверть (14 часов подгрупповых занятий)
Модуль
по Что и кто
В зависимости от детских интересов (художественных,
развитию сферы дарит нам
музыкальных,
спортивных,
литературных,
жизненной
радость (6 ч.) натуралистических и пр.) выделяется желаемое количество
компетенции (14
сфер для изучения и устанавливается количество часов для
ч.)
рассмотрения каждой выбранной темы. Смысл в том, чтобы
обучающиеся поняли, что каждое удовольствие, которое мы
получаем, требует большого труда со стороны других людей
(формирование и уточнение картины социального мира).
Каждое занятие реализуется в соответствии со следующим
приблизительным планом. Вводная беседа. Объявление
темы. Актуализация знаний. Называние профессий,
обеспечивающих
удовлетворение
тех
или
иных
потребностей. Возможные виды работ: Рассказ о каждой
профессии. Угадывание. Эвристическая беседа (с
подведением к желаемому выводу, например, о значении
того или иного труда для людей, о том, какая радость
возникает у человека от труда представителя конкретной
профессии, какие способности и качества личности нужны
для овладения профессией и т.п.). Чтение текстов о
представителях профессии (желателен акцент на
ответственности, волевых качествах, трудностях, которые
приходилось преодолевать для достижения мастерства).
Беседы на понимание (или написание коротких текстов).
Демонстрация продуктов деятельности представителей
профессий. Словарная работа (обратить внимание на
расширение
глагольного
словаря,
точность
13
словоупотребления при описаниях). Обсуждение чувств,
возникающих у обучающихся. Ролевая игра «в профессию».
Элементы диспута (Что важнее для людей?). Рисование
(например, «моя мечта»). Обобщение изученного.
Подведение итогов.
Помощники
В рамках рассмотрения темы можно сделать разные
(4 ч.)
акценты, зависящие от условий проживания обучающегося
(город, село, семья или закрытое учреждение). Предметом
рассмотрения может быть необходимость приобрести
определенный набор продуктов для приготовления обеда,
составить меню для правильного питания, спланировать
изготовление
какого-либо
блюда
или
изделия,
приготовиться к уборке помещения (предусмотреть
необходимые предметы), оформить помещение к празднику,
помочь с выбором подарка и т.п. Каждое занятие
реализуется
в
соответствии
со
следующим
приблизительным планом. Вводная беседа. Объявление
темы. Актуализация имеющихся знаний. Возможные виды
работ: Анализ ситуации в которой необходима помощь.
Составление плана действий. Проблемная ситуация и пути
ее решения (имеющаяся и недостающая информация).
Поиск недостающей информации (домашнее задание).
Оформление плана в виде памятки, пиктограммы, наглядной
модели. Эвристическая беседа (с подведением к желаемому
выводу).
Демонстрация
изображений
возможных
результатов деятельности. Словарная работа (новая
лексика). Обобщение изученного. Подведение итогов.
Очумелые
Выбор конкретных занятий зависит от возможностей
ручки (4ч.)
педагога-психолога. Наиболее актуальной тематикой станет
либо подготовка новогодних сюрпризов, либо оформление
классной комнаты, квартиры, украшение ёлки, либо
подготовка элементов новогоднего костюма к утреннику.
Каждое занятие реализуется в соответствии со следующим
приблизительным планом. Вводная беседа. Объявление
темы. Актуализация имеющихся знаний. Возможные виды
работ: Демонстрация образцов. Выбор желаемого изделия.
Составление плана действий. Выбор необходимых
материалов (домашнее задание). Оформление плана в виде
памятки, пиктограммы, наглядной модели. Словарная
работа (новая лексика). Работа по изготовлению продукта.
Контроль
соответствия
плану.
Оценка
качества
(соответствия замыслу, образцу). Применение продукта по
назначению. Выставка. Подведение итогов.
3 четверть (22 часа подгрупповых занятий)
4
Модуль
по Коммуникати
развитию
вный тренинг
коммуникативно ( 8 ч.)
й
сферы
и
способности
к
взаимодействию
с
Занятия
тренингового
типа
призваны
решать
деятельностные задачи и обучать начальным навыкам
рефлексии. Ограниченное время каждого занятия позволяют
рекомендовать затрачивать не более 5-7 минут на вводную
часть (разминку), включать в основную часть от 1 до 3
упражнений с обязательным обсуждением, релаксационный
элемент
включается
как
формирующий
навыки
14
одноклассникам
и
Арттерапевти
ческий блок
(8 ч.)
произвольной регуляции. Обязательным условием является
проведение обсуждения в кругу (не за партами!). Перед
каждым занятием кратко озвучиваются правила поведения
на тренинге (в сокращенном варианте: обращение по имени,
высказывание от первого лица, безоценочное, вежливое,
запрет обзываться, драться и оговариваются штрафные
санкции – красные и желтые карточки). После разминки и
перед переходом к основной части педагогу-психологу
целесообразно очень кратко актуализировать опыт,
полученный на предыдущих занятиях. Полезным может
оказаться определенный ритуал, настраивающий детей на
занятие (например, проговаривание вслух определенного
слогана, четверостишия, исполнение куплета и пр.).
Заключительный этап целесообразно начинать не позднее,
чем за 10 минут до конца занятия. Завершение также может
носить ритуальный характер.
Каждое занятие реализуется в соответствии со следующим
приблизительным планом.
Вводная беседа. Объявление темы занятия. Возможные
виды работ: рассказ психолога по теме занятия. Разминки
(упражнения, направленные на повышение эмоционального
тонуса, снятие мышечных зажимов, раскрепощение).
Упражнения и игры основной части: упражнения на
сплочение группы, на развитие внимания к партнеру, на
эмоциональную
децентрацию,
на
способность
к
деятельному сочувствию, на повышение эмпатических
способностей,
на
формирование
возможностей
саморегуляции. Тематика обсуждения: наблюдательность,
вербализация эмоционального состояния, безоценочные
высказывания.
Релаксационные
паузы
(мышечное
расслабление, визуализация, прослушивание музыки или
птичьего пения и т.п.). Рефлексия соблюдения и нарушения
правил
(подсчет
карточек).
Подведение
итогов:
понравилось/не понравилось, легко/трудно, зачем надо,
чему научились.
Наиболее адекватным может быть организация занятий с
элементами сказкотерапии и психодрамы. Возможные
сказки (на выбор, т.к. на сказку уходит два занятия): Репка,
Кот, дрозд и петух, Дружба (Зимовье) зверей, В. Сутеев
«Под грибком» М. Пляцковский «Урок дружбы», Эдуард
Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок), А.
Волков «Волшебник Изумрудного Города» или др. В
отличие от традиционной методики рекомендуется
использовать театрализованную деятельность, возможно с
выбором (сменой) ролей. При предложениях других
вариантов сюжета, обсуждении детьми рекомендуется не
отходить от темы «дружба».
Каждое занятие реализуется в соответствии со следующим
приблизительным планом.
Вводная беседа. Объявление темы занятия. Актуализация
(или прочтение) сказки. Разделение обучающихся на
подгруппы (в соответствии с количеством персонажей +
15
режиссер). Распределение ролей. Первичное проигрывание
сказки (тексты-реплики, необходимые для произнесения,
выдаются педагогом-психологом и прочитываются детьми).
Обсуждение в кругу по схеме: Тебе понравилось быть….?
Почему?
Как
ты
можешь
охарактеризовать….в
соответствии со сказкой? Его можно назвать хорошим
другом? Почему? Рисование иллюстраций к сказке (перед
этим выясняется любимый цвет. Выделение по детским
рисункам (их цветовому решению) предпочитаемой каждым
ребенком роли. Предоставление возможности сыграть
понравившуюся роль, а также изменить сюжет сказки.
Заключительное обсуждение. Подведение итогов.
Дружба в
Песни о дружбе. Вводная беседа. Объявление темы занятия.
произведения Возможные виды работ: прослушивание песен, пение
х писателей,
хором, угадывание песни по мелодии (минусовка),
поэтов,
формулировка обобщенного смысла песни, запись слов
композиторов песни. Работа с учебником по предмету «Окружающий мир»
(4 ч.)
раздел «Общение». Подведение итогов.
Стихи о дружбе. Вводная беседа. Объявление темы занятия.
Возможные виды работ: рассказывание заранее выученных
стихотворений детьми, чтение стихотворений учителем,
словарная
работа,
исключение
неподходящего
стихотворения и пр. Работа с учебником по предмету
«Окружающий мир» раздел «Общение». Подведение
итогов.
Рассказы о дружбе. Вводная беседа. Объявление темы
занятия. Возможные виды работ: просмотр фрагмента
кинофильма или прослушивание текста. Беседа по
прочитанному (просмотренному). Установление причинноследственных связей. Словарная работа. Работа с учебником
по предмету «Окружающий мир» раздел «Общение». Работа
с учебником по предмету «Окружающий мир» раздел
«Общение». Подведение итогов.
Народное творчество о дружбе. Вводная беседа. Объявление
темы занятия. Возможные виды работ: актуализация
пословиц (на основе домашних заготовок), соотнесение
пословиц с ранее прочитанными текстами. Словарная
работа. Рисование иллюстраций. Викторина. Работа с
учебником по предмету «Окружающий мир» раздел
«Общение». Подведение итогов.
4 четверть (16 часов подгрупповых занятий)
16
5
Модуль
по
развитию
эмоциональноличностной
сферы
и
коррекции
ее
недостатков
Мы смелыеумелые
(коррекция
эмоционально
й
напряженност
и) (6 ч.)
Каждое занятие реализуется в соответствии со следующим
приблизительным планом.
Вводная беседа. Объявление темы занятия.
Психогимнастика (выбор упражнений в соответствии с
возможностями детей). Разыгрывание сценок («ответ у
доски», «спросить дорогу», «попросить помощи»
«извинение», «уточнение», «учитель сердится», «опаздываю
домой» и т.п.). Символическое обозначение эмоций (цвет,
форма-беспредметка).
Рисование
широкой
кистью.
Эмоциональный термометр (самодиагностика своего
настроения). Релаксационные упражнения. Элементы
аутотренинга. Психотехнические приемы для уменьшения
эмоционального напряжения. Подведение итогов.
Гармонизация
уровневой
системы
эмоционально
й регуляции (6
ч.)
Первое занятие рекомендуется посвятить диагностике
состояния уровневой системы эмоциональной регуляции
(диагностическая игра «Путешествие» в основу которой
кладется BEO-тест Т.Н. Павлий, только ситуации
обсуждаются
и
проигрываются
более
подробно.
Предшествует диагностике песенка на стихи С. Михалкова
«Мы едем, едем, едем…», завершает – прослушивание
любой позитивной (инструментальной) музыки. Пять
последующих занятий посвящаются попыткам преодоления
разбалансированности
системы.
Каждое
занятие
реализуется
в
соответствии
со
следующим
приблизительным планом.
Вводная беседа. Объявление темы занятия. Разминкаприветствие. Далее игры и упражнения, адекватные для
второго, третьего и четвертого уровней. Для гармонизации
уровня аффективных стереотипов игры (упражнения) с
ритмическими повторениями, например, стишки с прямым
и обратным счетом (10 поросят и т.п.), для гармонизации
уровня аффективной экспансии – сказки-страшилки со
счастливым
концом,
для
гармонизации
уровня
аффективного контроля заключительные упражнения,
требующие создания эмоционально-позитивного настроя. В
конце
каждого
занятия
прослушивание
музыки
Завершающее занятие – повтор диагностической игры
«Путешествие» с фиксацией происшедших изменений.
Диагностические занятия, направленные на оценку
достигнутых личностных (сферы жизненной компетенции)
и метапредметных результатов.
Закрепление
изученного в
течение года
(4 ч.)
17