Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
Литературное чтение»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
1 класс (дополнительный)
2021г.
Подписано цифровой подписью: Мартьянова
Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ
СОШ №1 г. Нижние Серги, ou=Директор,
email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.16 09:35:51 +05'00'
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область
«Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью
образования, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы,
способствующей становлению читательской компетентности обучающихся с ЗПР,
формирующей потребность в систематическом чтении.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с
ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения
предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных
потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
В 1 дополнительном классе будут получать образование школьники, обучавшиеся
ранее в обычном 1 классе, а также закончившие обучение в 1 классе по программе 7.2.
Пролонгация обучения в 1 классе на два года обеспечивает более надежное закрепление
первоначальных навыков чтения. Предположительно уровень сформированности этих
навыков у обучающихся из разных педагогических условий будет близок.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является закрепление у
обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир
художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для
учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, неполным
пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью словаря, трудностями
порождения связного высказывания.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в РАООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, корригировать недостатки
эмоционального, познавательного, личностного развития;
развивать
художественный
вкус,
творческое
и
воссоздающее
воображение,
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения
и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный
опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и
сознательного;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;
научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в
обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом
социальных норм и одобряемых правил поведения;
расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт,
развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и
самостоятельное чтение произведений разных жанров;
совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием
выразительных средств языка;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в системе
образования младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное
отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение
учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую
успеваемость обучающегося по всем предметным областям.
Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения
нередко вызывает трудности, связанные с разными причинами. У детей с ЗПР, пришедших
в 1 дополнительный класс, часто отмечаются недостатки техники чтения, могут быть и
трудности понимания прочитанного.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению
позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум,
преодолеть затруднения в чтении. В результате освоения предметного содержания
учебного предмета «Литературное чтение» обучающиеся приобретают общие учебные
умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и
монологическое высказывание исходя из содержания литературного произведения и
личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты. Школьники также учатся
правильному интонированию при чтении.
На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем
мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов
и содержания текстов в целом. Специально организованная учителем работа позволяет
детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные,
причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их
поступкам. С помощью учителя первоклассники с ЗПР учатся самостоятельно использовать
контекст при осмыслении встречающихся в тексте незнакомых слов и выражений.
Вышеперечисленное обеспечивает результативность обучения по другим предметам, а
также способствует формированию сферы жизненной компетенции и преодолению
недостатков познавательной деятельности.
Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников
«Школа России», в частности, в 1 дополнительном классе для обучающихся по варианту
7.2 в качестве учебника по литературному чтению используется «Литературное чтение»
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую
систему
коррекционно-развивающей
работы,
направленной
специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
на
удовлетворение
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у
школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется
связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания
своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с
освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет
«Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении
учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного
материала других учебных предметов. В процессе слушания и чтения происходит
знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе
неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует
лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках
по предмету «Окружающий мир».
Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции
недостатков аналитико-синтетической (мыслительной) деятельности. При изучении
художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые
мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для
преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для
младшего школьника с ЗПР.
Роль
предмета
велика
для
реализации
различных
программ
внеурочной
деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как
изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети
начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их
оценивать.
Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей
области «Логопедические занятия», поскольку учителю начальных классов следует
своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения ( ) и совместно с
учителем-логопедом работать над преодолением дислексии.
Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания
учителем начальных классов и педагогом-психологом роли чтения для эмоционального и
личностного развития ребенка, профилактики и преодоления нарушений поведения.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Литературное чтение»
заключается в создании условий для овладения школьно-значимыми умениями и
способами деятельности, формирования универсальных учебных действий, преодоления
недостатков регуляции. Дети учатся умению ориентироваться в задании и производить его
анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью
выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе
работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения
обучающегося, создаются условия развития личности в целом.
Место предмета в учебном плане
Приведенная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33
учебных неделях). В соответствии с РАООП продолжительность уроков в 1
дополнительном классе в первом полугодии составляет 35 минут, во втором − 40 минут).
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное
чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом
психофизических особенностей обучающихся1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное
чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных
изменений по перечисленным ниже параметрам.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
овладение навыком плавного, беглого, выразительного чтения;
понимание содержания прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и
воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
развитие умения сопереживать героям;
выражение собственного отношения к содержанию прочитанного.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ
Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 г.)..
1
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых
умений:
осознание цели речевого высказывания;
планирование самостоятельного высказывания;
грамотное оформление собственного высказывания с помощью языковых средств.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении
чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной
активности:
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;
овладение элементарными приемами анализа прочитанного;
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
формирование потребности в систематическом чтении.
Личностные результаты освоения РП для 1 дополнительного класса по учебному
предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе
знакомства с литературными произведениями);
развитии
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения РП для 1 дополнительного класса по
учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения;
кодировать и перекодировать информацию;
осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и
прочитанного произведения).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по
содержанию);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные
коммуникативные
универсальные
учебные
действия
проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования
сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по
перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется
в умениях:
обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного,
сформулировать запрос о помощи;
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;
умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;
умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность
к
осмыслению
и
дифференциации
картины
мира,
ее
пространственно- временной организации проявляется:
в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;
в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в РАООП как:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,
участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение
к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом
принятых в обществе норм и правил;
6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении;
8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с представленным в РАООП содержанием в 1 дополнительном
классе выделены следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному
художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений).
Библиографическая культура. Книга учебная. Элементы книги: обложка,
иллюстрации.
Работа
произведения,
с
текстом
его
художественного
адекватное
соотношение
произведения.
с
Понимание
содержанием.
заглавия
Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Говорение (культура речевого общения). Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Распознание прямого и переносного значения слов, их
многозначности, пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, от художественного произведения) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование).
Круг детского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX—
ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и
литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического
развития.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и
стихотворная речь: узнавание, различение. Фольклор и авторские художественные
произведения (различение). Сказки.
Творческая
деятельность
обучающихся
(на
основе
литературных
произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям; устное словесное рисование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
Темы занятий
Содержание занятий
п/п
1 четверть
1
Жили были буквы.
Знакомство с
Знакомство
с
учебником
(32 часа)
учебником.
«Литературное
В. Данько
Рассматривание обложки, чтение
«Загадочные буквы».
названия,
называние
И. Токмакова «Аля,
Плавное
осмысленное
Кляксич и буква А».
предложений.
С. Черный «Живая
чтение. Ответы на вопросы по
азбука»;
содержанию услышанного.
чтение».
авторов.
чтение
Выразительное
Ф. Кривин «Почему А Элементарный
анализ
поется, а Б нет».
художественных
произведений.
Г. Сапгир «Про
Обсуждение
медведя»,
прочитанного.
Нахождение
М. Бородицкая
тексте
и
«Разговор с пчелой»,
Уточнение
И. Гамазкова «Кто
выражений. Подбор слов, близких
как кричит?».
по значению. Устное рисование
С. Маршак «Автобус
«словесной
номер двадцать
Определение последовательности
шесть».
предложений в тексте. Пересказ
содержания
слов
в
выражений.
значений
слов
и
картины».
небольшого текста с помощью
вопросов и без них, составление
предложений по картине или серии
картинок.
Выразительное,
с
соблюдением правильных интонаций,
чтение
стихотворения
наизусть.
2 четверть
2
Сказки,
загадки, Е. Чарушин
небылицы.
(22 часа)
Практическое умение различать
«Теремок».
сказки, загадки, небылицы.
Русская народная
Ответы
сказка «Рукавичка».
содержанию,
Загадки.
иллюстрации
Песенки.
текста.
Русские народные
Знакомство
потешки.
произведений
Стишки и потешки из
Отгадывание
загадок.
книги «Рифмы
Выразительное
чтение.
Матушки Гусыни».
Знакомство со сказками. Обучение
Сказки
чтению по ролям. Определение
А.С. Пушкина.
характера
Русская народная
Выделение главной мысли.
на
вопросы
по
соотнесение
с
с
содержанием
особенностями
фольклора.
героев
сказки.
сказка «Петух и
собака».
Из старинных книг.
3
Апрель,
апрель. А. Плещеев
Звенит капель!
(6 часов)
Знакомство
с
лирическими
«Сельская песенка».
стихотворениями.
А. Майков «Весна»;
произведений
разных
поэтов,
«Ласточка
посвященных
одной
теме.
примчалась».
Сравнение произведений по их
Т. Белозеров
настроению, тематике и жанру.
«Подснежники».
Знакомство со стихотворениями о
С. Маршак «Апрель».
весне и пословицами из старинных
Стихи-загадки
книг, обобщение знаний о весне.
писателей
Выразительное
И. Токмаковой,
стихотворений наизусть.
Е. Трутневой и др.
Стихотворения
Р. Сефа, В. Берестова.
Сравнение
чтение
Из старинных книг.
3 четверть
4
И в шутку, и всерьез. И. Токмакова «Мы
(20 часов)
Знакомство
с
особенностями
играли в хохотушки».
юмористических
произведений.
Я. Тайц «Волк».
Чтение по ролям. Пересказ по
Г. Кружков «Ррры!»
опорным словам. Выразительное
Н. Артюхова «Саша-
чтение.
дразнилка».
подтверждения
К. Чуковский
Чтение отрывков по иллюстрации.
«Федотка». О. Дриз
Называние
«Привет».
оценивание
И. Пивоварова
Составление рассказа на основе
«Кулинаки-
прочитанного.
пулинаки».
Устное
К.И. Чуковский
картины». Практическое деление
«Телефон».
текста на части по вопросам.
М. Пляцковский
Определение с помощью учителя
«Помощник».
основной мысли прочитанного.
Из старинных книг.
Пересказ
Нахождение
в
тексте
своему
ответу.
действующих
их
лиц,
поступков.
рисование
«словесной
содержания
прочитанного.
5
Я и мои друзья.
(20 часов)
Ю. Ермолаев
Чтение и анализ произведений.
«Лучший друг».
Восстановление
Е. Благинина
последовательности
«Подарок».
тексте. Определение с помощью
В. Орлов «Кто
учителя
первый?».
прочитанного.
С. Михалков
выделенном
«Бараны».
выражений,
Стихотворения
характеризующих героя, природу,
разных авторов о
события.
дружбе.
многозначных
С. Маршак «Хороший
Рассказывание по прочитанному
день».
произведению.
событий
основной
в
мысли
Нахождение
отрывке
в
слов
и
ярко
Объяснение
слов.
М. Пляцковский
Рассматривание и чтение книг
«Сердитый дог Буль».
детских писателей.
Из старинных книг.
Д.Тихомиров
«Мальчики и
лягушки», «Находка».
4 четверть
6
О
братьях
меньших.
(32 часа)
наших С. Михалков
Чтение
и
анализ
содержания
«Трезор».
произведений.
Воспроизведение
Р. Сеф «Кто любит
по
собак».
самостоятельно
В. Осеева «Собака
произведений.
яростно лаяла».
группе книг (2–4). Определение
И. Токмакова
темы произведения. Выбор книги
«Купите собаку».
по заданной теме. Чтение про себя.
М. Пляцковский «Цап
Пересказ небольшого доступного
Царапыч».
текста. Составление рассказа с
Г.Сапгир «Кошка».
использованием
В. Берестов
средств языка.
вопросам
содержания
прочитанных
Ориентировка
в
выразительных
«Лягушата».
С. Михалков
«Важный совет».
Д. Хармс «Храбрый
ёж».
Н. Сладков «Лисица и
Ёж».
Из старинных книг.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В
качестве
учебно-методического
обеспечения
работы
с
детьми
можно
использовать следующие методические разработки и пособия:
Климанова Л.Ф.Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.А. Горецкий, М.В. Голованова.
Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс / М.В. Бойкина,
Л.А. Виноградская
Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи,
письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова,
Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко
Тригер Р.Д. Литературное чтение. Программа // Программы для специальных
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4, Подготовительный
класс. М.: Парадигма, 2012.
Материальное обеспечение:
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)2, соответствующие
тематике программы по литературному чтению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения можно определенным образом оценить успешность их
достижения. В конце 1 дополнительного класса обучающийся:
знает произведения устного народного творчества и детской литературы;
отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает
содержание прослушанного;
читает вслух сознательно, правильно, целыми словами, соблюдая паузы и
интонации;
находит в тексте предложения, подтверждающие высказывание;
пересказывает небольшой доступный текст;
использует формы речевого этикета;
составляет устное высказывание по содержанию прочитанного, на основе личного
опыта, по результатам наблюдения;
самостоятельно знакомится с детской книгой, читает ее под наблюдением учителя.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается
психолого-медико-психологического
консилиума
образовательной
организации на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов.
Вместе с тем недостаточная успешность овладения литературным чтением как учебным
предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.
2
В соответствии с требованиями СанПин.