Рабочая программа по курсу Математика для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 1 класс ДОП.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги

Рабочая программа по курсу
Математика»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
1 класс (дополнительный)

2021г.

Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ №1 г. Нижние
Серги, ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.16 09:36:27 +05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с
ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения
по предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в
приложении

к

изучению

предмета

раскрывается

в

соответствующих

разделах

пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный

предмет

«Математика» в начальной

школе является

ведущим,

обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР.
В 1 дополнительном классе будут получать образование школьники, обучавшиеся
ранее в обычном 1 классе, а также закончившие обучение в 1 классе по программе 7.2.
Пролонгация обучения в 1 классе на два года позволяет обеспечить более надежное
закрепление

умений

сформированности

оперировать

начальных

с

числами.

(элементарных)

Предположительно

математических

уровень

представлений

у

обучающихся из разных педагогических условий будет близок.
Общая

цель

изучения

предмета

«Математика»

–

формирование

базовых

математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программы основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных

познавательных

процессов и

формирование произвольной

регуляции

деятельности.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в РАООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях,
выработать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме и
научить использовать счетные навыки в практической жизни;
 расширить и уточнить представления о геометрических фигурах, пространственных
отношениях, сформировав необходимые пространственные представления и научив
пользоваться измерительными инструментами;

 учить решать простые и составные текстовые задачи, оперировать с результатами
измерений и использовать их на практике;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем
усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
 формировать связную устную речь через формирование учебного высказывания с
использованием математической терминологии;
 способствовать
преодолению

совершенствованию
недостатков

речевой

жизненной

коммуникации,

компетенции,

типичных

способствующей
для

младших

школьников с ЗПР;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1
дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
 закрепить знания о составе числа, навыки вычислений в пределах 10 и сформировать
осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) в пределах 20;


обучить решению простых и составных задач на сложение и вычитание (анализ
условия, запись в тетради, составление схемы решения задачи);

 закрепить и расширить представления о мерах длины (сантиметр, дециметр);
 закрепить навыки использования математической терминологии, арифметических
знаков;
 систематизировать и закрепить начальные геометрические знания;
 актуализировать лексику, отражающую пространственные и временные отношения;
 учить использовать знаково-символические средства при решении составной задачи;
 учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и
примеров, совершенствуя тем самым способность к самостоятельной организации
собственной деятельности;
 воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР
низкую познавательную активность;
 совершенствовать учебное высказывание в ходе актуализации и закрепления понятий,
обозначающих количественные, пространственные и временные отношения;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также
переносу полученных знаний;
 совершенствовать мелкую моторику как одно из условий становления графомоторных

навыков.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и
для обнаруживающих ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения
арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике
способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать
свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет
разнообразной
пониманием

предметно-практической
обратимости

сопровождения

деятельности,

математических

совершаемых

действий

операций

словесными

специальной
(сложения
отчетами,

работы
и

что

над

вычитания),
способствует

повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения
ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении
задачи). У обучающихся совершенствуется способность к знаково-символическому
опосредствованию деятельности. Это происходит за счет составления наглядных схем,
иллюстрирующих количественные отношения, памяток, отражающих ход решения задачи
и т.п.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к
учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Обучающиеся,
обнаруживающие относительно больший потенциал успешности, должны выполнять
дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные
трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий,
посещая реализуемый педагогом-дефектологом модуль «Коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях»1.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с
формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими
навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении в 1 дополнительном классе школьник с ЗПР продолжает закреплять
элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами
в пределах 10, осваивает счет в пределах 20, а также учится решать составные текстовые

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП обучающихся с ЗПР обучение по варианту
7.2 реализует учитель-олигофренопедагог (или учитель начальных классов, прошедший профессиональную
переподготовку по специальности «Олигофренопедагогике»). При необходимости им же реализуется
указанный модуль во внеурочной деятельности.
1

задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие
пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.
Таким образом, в 1 дополнительном классе в первой четверти повторяется и
закрепляется учебный материал, изученный в 1 классе. Затем обучающиеся осваивают
математические навыки в объеме программы НОО для 1 класса, однако с соблюдением
коррекционно-развивающей

направленности

обучения.

Обязательным

является

тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические
действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуальнотипологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их
познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления
программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения
содержания.
В

качестве

основного

учебника

используется

«Математика»

М.И.

Моро,

С.И. Волковой, С.В. Степановой, преимущественно 2 часть. Как и в 1 классе, учитель
периодически

будет

сталкиваться

с

необходимостью

самостоятельно

подбирать

дидактический материал с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР и
цели и задач урока. Для обучающихся по варианту 7.2. разработана специальная рабочая
тетрадь, соответствующая календарно-тематическому планированию в 1 дополнительном
классе.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» в
наибольшей степени способствует коррекции недостатков мышления и улучшению
функций планирования. При усвоении программного материала по математике
обучающиеся

овладевают

определенными

способами

деятельности:

учатся

ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие шаги выполнения работы, контролировать их правильность, рассказывать о
сделанном и давать ему оценку, что способствует развитию и совершенствованию
произвольности.
Для достижения коррекционно-развивающего эффекта настоятельно рекомендуется:
 широко использовать наглядно-практические действия при решении арифметических
задач;
 предлагать детям самостоятельно составлять условие задачи;
 разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;
 при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые позволяют
детям почувствовать длительность того или иного временного отрезка;

 при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться ими как
средствами, облегчающими решение;
 по возможности автоматизировать счетные навыки (только после того, как
обучающиеся действительно усвоят состав числа);
 при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все каналы
восприятия учебной информации (слуховой, зрительный, тактильный);
 знакомить с новым материалом пошагово с детальным руководством выполнением
задания;
 использовать для обучающихся мнестические опоры:наглядные схемы, шаблоны
общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).
Систематическое

повторение

позволяет

прочно

усвоить

новый

материал.

Обучающиеся с ЗПР, которым рекомендован вариант 7.2, нуждаются также в том, чтобы на
уроках математики учитель:
 создавал положительный эмоциональный настрой на уроке;
 постоянно сам напоминал-проговаривал способ и последовательность решения задачи;
 предупреждал возможные неверные ответы наводящими вопросами;
 просил детей проговаривать совершаемые действия.
Обучающиеся младшие школьники с ЗПР, получившие рекомендацию обучаться по
программе варианта 7.2, часто нуждаются в стимулирующей и организующей помощи на
разных этапах урока. При низком уровне сформированности системы произвольной
регуляции успешность ребенка в выполнении задания может быть обеспечена при полном
объеме помощи, т.е. фактически совместном с учителем выполнении задания.
При обучении детей с ЗПР важно взаимодействие специалистов. Осуществление
взаимосвязи учителя с психологом позволит учитывать рекомендации последнего в
реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по
формированию произвольной регуляции деятельности.
Психолог, в свою очередь, способствует преодолению разнообразных нарушений
и/или дефицитов развития психофизических функций (дисфункций) – недостатков
зрительно-моторной координации, пространственных представлений и пр., а также создает
основу для облегчения усвоения предметного материала за счет совершенствования
познавательной деятельности.
Успешность овладения учебным предметом «Математика» прогностична для
возможности обучающегося освоить программу по варианту 7.2 более, чем программы по
любым другим предметам. Именно поэтому следует обращать первоочередное внимание на
способность детей понимать смысл математической символики, предлагаемых задач и пр.

В наиболее сложных случаях, целесообразно применять знания, полученные в ходе
изучения специальной методики обучения математике. Существенные трудности в
обучении предмету могут преодолеваться, как уже указывалось, во внеурочное время в
курсе

«Психокоррекционные

занятия»

при

реализации

модуля

«Коррекция

индивидуальных пробелов в знаниях».
Место предмета в учебном плане
Приведенная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33
учебных неделях). В соответствии с РАООП длительность уроков в первом полугодии
составляет 35 минут, во втором- 40 минут.
Предлагается календарно-тематический план, созданный по тематическому принципу
без конкретных выделенных часов на тему, что позволяет учителю планировать свою
деятельность в зависимости от уровня подготовки (успешности освоения предмета в
первом классе) и уже упоминавшихся индивидуально-типологических особенностей
обучающихся с ЗПР.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по
следующим параметрам:
 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности использовать
математические знания в быту (подсчитывать денежные суммы, необходимое
количество

каких-либо

предметов

для

определенного

числа

участников,

ориентироваться во времени и пространстве, определять целое по его части и т.п.);
 развитие возможностей знаково-символического опосредствования, что повышает
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве
средств выступают осознанно используемые математические символы, схемы,
планы и т.п.);
 увеличение объема оперативной памяти;
 совершенствование пространственных и временных представлений;
 улучшение качества учебного высказывания за счет адекватного использования
логических связок и слов («и»; «не»; «если…, то…»; «верно/неверно, что…»;
«каждый»; «все»; «некоторые»);
 появление и развитие рефлексивных умений;

 развитие действий контроля;
 совершенствование планирования (в т.ч. умения следовать плану);
 вербализация плана деятельности;
 совершенствование волевых качеств;
 формирование

социально

одобряемых

качеств

личности

(настойчивость,

ответственность, инициативность и т.п.).
Личностные результаты освоения РП для 1 дополнительного класса по учебному
предмету «Математика» могут проявляться в:
 положительном отношении к урокам математики, к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятии образа
«хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника;
 интересе к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач;
 ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;
 навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия
ее успешности;
 овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни (подсчета);
 навыках сотрудничества со взрослыми.
Метапредметные результаты освоения РП для 1 дополнительного класса по
учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и
поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной
литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве;
 кодировать и

перекодировать

информацию

в знаково-символической

или

графической форме;
 строить математические сообщения в устной и письменной форме;
 проводить

сравнения

по

нескольким

основаниям,

выделенным, строить выводы на основе сравнения;

в

т.ч.

самостоятельно

 осуществлять разносторонний анализ объекта;
 обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
 устанавливать аналогии.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;
 различать способы и результат действия;
 принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
людьми;
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством
учителя и самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

проявляются возможностью:
 принимать участие в работе парами и группами;
 допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию
партнера в общении, уважать чужое мнение;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных задач при
изучении математики и других предметов;
 активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий
для конечного результата;
 слушать учителя и вести с ним диалог.
Учебный предмет «Математика» имеет очень большое значение для формирования
сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по
перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется
в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (учебники и математические принадлежности
лежат в должном порядке);

– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
– проанализировать ход решения вычислительного навыка, найти ошибку, исправить
ее и объяснить правильность решения.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
–в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
–в умении работать активно при фронтальной работе на уроке, при работе в группе
высказывать свою точку зрения, не боясь неправильного ответа.
Способность

к

осмыслению

и

дифференциации

картины

мира,

ее

пространственно- временной организации проявляется:
– в обучении и расширении ранее имеющихся представлений о символических
изображениях, которые используются в современной культуре для ориентировки в
пространстве здания, улицы, города и т.д. с целью перевода их в знаково-символические
действия, необходимые в процессе обучения;
– в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и календарновременных представлений;
– в умении вычислить расстояние в пространстве.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в
умении находить компромисс в спорных вопросах.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в РАООП как:
1)

использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах

и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2)

приобретение начального опыта применения математических знаний для

решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3)

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и

числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с
алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в РАООп направлениями изучение предмета
«Математика» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:
Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение
и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение. Единицы массы
(килограмм), вместимости (литр). Арифметические действия (сложение, вычитание).
Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Связь между сложением, вычитанием. Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Построение
простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»;
«верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Планирование хода решения
задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение
предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу,
ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка,
линия

(кривая,

прямая),

отрезок,

ломаная,

угол,

многоугольник,

треугольник,

прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для
выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр,
дециметр).
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом
(пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предварительно предполагается что дети, поступившие в 1 дополнительный класс,
будут владеть в различной степени, сформированными знаниями и умениями. С этой целью
в программе выделяется первый раздел – повторение.
Раздел

Раздел, тема

Содержание
1 четверть

Повторение.

Счет

предметов

Числа от 1 до10. использованием
Число

0. количественных

(с Порядковый

счет.

Оценка

навыка

выполнения счета предметов, используя
и количественные

и

порядковые

Нумерация.

порядковых

числительные. Сравнение предметов по

(8 часов)

числительных.

различным признакам (цвет, форма, размер).
Сравнение групп предметов. Счет предметов
в

различном

направлении

и

пространственном

расположении.

Счет

предметов

с

опорой

на

различные

анализаторы: слух, осязание, счет движений.
Счет ряда чисел, начиная с любого числа.
Оценка
Пространственные

умений

и месторасположение

определять
предметов

в

временные

пространстве;

устанавливать

представления.

пространственные отношения с помощью
сравнения (выше, ниже, слева, справа);
сформированности

временных

представлений (раньше, позже и т.д.).
Выполнение

практических

действий

с

предметами по инструкции. Выполнение
действий с предметами с предварительным
проговариванием.
Оценка умений: называть и обозначение
последовательность чисел, обозначать их
Цифры и числа 1–5.

место среди других; прибавлять к числу по
одному и вычитать из числа по одному.
Соотнесение числа, количества и цифры
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки
«+», «-», «=». Арифметическая запись по
следам

практических

арифметического

действий.

действия

по

Запись
картине.

Проверка правильности решения с опорой на
предметно-практическую деятельность.

Оценка

умения

сравнивать
Понятия

их

уравнивать

предметы,

количество,

используя

«равенства», математические знаки «>», «<», «=». Работа

«неравенства»,
«>», «<», «=».

знаки с монетами (1 р., 2 р., 5р.). Образование и
сравнение предметных множеств, выделение
лишних

или

недостающих

Практические

приемы

предметах,

фишках.

элементов.

уравнивания
Оценка

на
и

систематизация знаний о геометрических
фигурах (точка, кривая линия, прямая линия,
отрезок,

луч,

многоугольник).

ломаная
Поиск

линия,

геометрических

фигур в окружающем и ответы на вопросы
«Что треугольное, квадратное, круглое»,
«Где линии прямые, кривые, ломаные?»
Оценка знаний состава числа от 2 до 5:
присчитывание единицы к меньшему числу;
Состав числа от 2 до 5 из состав
двух слагаемых.

числа

отсчитывание

из
от

получения

двух

слагаемых;

большего

числа

заданного

числа.

Арифметическая

запись

практических

действий.

арифметического

действия

для

по

следам
Запись

по

картине.

Систематизация знаний о геометрических
фигурах
Состав

числа

от

2

до

10.

Способы

образования чисел:
– присчитывание единицы к меньшему
Цифры и числа 6–9, числу;
число 0, число 10.

– состав числа из двух слагаемых;
– отсчитывание от большего числа для
получения
Арифметическая

заданного
запись

числа.
по

следам

практических

действий.

арифметического

действия

Запись
по

картине.

Проверка правильности решения с опорой на
предметно-практическую деятельность.
Чтение, запись и сравнение чисел.

Единицы

Измерение

отрезков

Построение

отрезков

заданной

длины.

длины. Увеличение

длины

отрезков

на…,

уменьшение

длины

Сантиметр.

Практическое

в

сантиметрах.

отрезков

закрепление

на...

.

навыков

измерения в окружающей действительности.
Сложение
вычитание

и Сложение и вычитание Чтение и запись действий сложения и
(10 вида …+, –1, …=, –2.

вычитания. Присчитывание, отсчитывание
по одному, по два. Арифметическая запись

часов)

по следам практических действий. Запись
арифметического

действия

по

картине.

Проверка правильности решения с опорой на
предметно-практическую деятельность.
Решение

задач

на Анализ задачи, выделение структуры задачи

сложение и вычитание.

(условие, вопрос). Запись условия задачи
рисунком, схемой. Словесный отчет по
результатам

арифметического

действия.

Краткие и полные ответы на вопросы по
содержанию арифметической задачи.
Решение

задач

увеличение

на Анализ задачи, выделение структуры задачи
(условие, вопрос). Определение отношений

(уменьшение) числа на между величинами. Словесный отчет по
несколько единиц.

результатам

арифметического

действия.

Краткие и полные ответы на вопросы по
содержанию

арифметической

использование

памятки

«Ход

задачи.
решения

задачи». Использование памяток-подсказок
«На меньше - «-», на больше - «+».
Сложение и вычитание
вида ..+, - 3.

Приемы вычислений примеров данного
вида:
присчитывание по единице, присчитывание
частями (слагаемыми числа 3). Составление
наглядных

схем,

иллюстрирующих

количественные

отношения.

Арифметическая

запись

практических

действий.

арифметического

по

следам
Запись

действия

по

картине.

Проверка правильности решения с опорой на
предметно-практическую
Составление

деятельность.

задачи

по

чертежу.

Формирование вычислительных навыков в
два

действия.

результатам

Словесный

отчет

арифметических

по

действий.

Запись арифметического действия по схеме.
Сложение и вычитание
вида ..+, - 4.

Присчитывание по единице. Присчитывание
частями (слагаемыми числа 4). Составление
наглядных

схем,

иллюстрирующих

количественные

отношения.

Арифметическая

запись

практических

действий.

арифметического

по

следам
Запись

действия

по

картине.

Проверка правильности решения с опорой на
предметно-практическую
Составление

задачи

деятельность.
по

чертежу.

Формирование вычислительных навыков в
два

действия.

результатам

Словесный

арифметических

отчет

по

действий.

Запись арифметического действия по схеме.

Решение
разностное

задач

на Анализ задачи, выделение структуры задачи

сравнение (условие, вопрос). Запись условия рисунком,

чисел.

схемой. Определение отношений между
величинами.

Создание

алгоритма

для

решения задач данного типа. Использование
памятки

«Ход

решения

задачи».

Использование памяток-подсказок «На…
меньше»

«-»,

«На

«+».Составление

…

задачи

больше»
по

–

чертежу.

Формирование вычислительных навыков в
два

действия.

результатам

Словесный

отчет

арифметических

по

действий.

Запись арифметического действия по схеме.
Переместительное

Применение переместительного свойства

свойство сложения.

сложения для случаев вида …+5, …+6, … +7,
…+8,

…+9.

Практический

показ

переместительного свойства сложения на
Связь между суммой и предметах, практических действиях.
слагаемым.

Называние

(чтение)

компонентов

при

сложении (слагаемое, слагаемое, сумма).
Арифметическая

запись

по

следам

практических действий. Словесный отчет по
результатам арифметического действия.
Решение

Компоненты

текстовых Анализ задачи: выделение условия задачи,

и задач в два действия.

сложения

вопроса задачи; определение в условии

вычитания.

известной

Связь

определение отношений между величинами

между

и

неизвестной

величин,

(«На…больше»,

«На…меньше»);

вычитанием

актуализация

при

(18 часов).

условии (больше требует «+», меньше – «–»).

сложением

и

действий

указанном

Выполнение первого решения, ответы на
вопрос, что обозначает величина, которую
нашли в ходе решения.
– узнать, ответили ли на вопрос задачи;

– что нужно сделать для того, чтобы
ответить на вопрос задачи;
– соотнести полученный ответ с вопросом
задачи.

Использование

памятки

«Ход

решения задачи». Словесный отчет по
результатам

арифметических

действий.

Краткие и полные ответы на вопросы по
содержанию задачи. Арифметическая запись
по следам практических действий.
Повторение.
«Временны́е

Повторение

понятий,

отношения».

временны́е

отношения

«последний»,

«позже»).

Практическое

временны́х

представлений

закрепление

отражающих
(«раньше»,

(соотнесение с режимом дня). Практическое
закрепление

временных

понятий

при

установлении последовательности событий
по картинкам.
Решение задач в два
действия.

Составление

Формирование

задачам

вычислительных

наглядных

навыков.

количественные отношения.

в

схем
два

к

арифметическим

действия.

схем,

Составление

иллюстрирующих

Решение примеров на сложение и вычитание
двумя действиями.
Определение
между

связи

сложением

вычитанием

и Знакомство

со

взаимосвязью

между

сложением и вычитанием. Практическое
нахождение отсутствующего компонента
арифметического действия. Установление
связи между компонентами сложения и
вычитания

с

практические
вычитания

опорой

на

действия.
с

опорой

предметноСоставление

на

сложение.

Составление
Знакомство

опорой

на

при

вычитании. Закрепление Чтение
задач

нахождение

с

с вычитание.

компонентами
решения

сложения

и

запись

компонентов

при

на вычитании.

остатка, Краткие и полные ответы на вопросы по

суммы.

содержанию задачи. Использование памятки
«Ход

решения

задачи».

Использование

памяток-подсказок «На меньше – «–», на
больше – «+». Составление задач по схемам.
Составление

схем

Словесный

отчет

арифметических

к

условию
по

задачи.

результатам

действий.

Запись

Вычитание из чисел 6–7. арифметического действия по картинке.
Связь

сложения

вычитания.

и Вычитание из чисел 6–7 меньшие слагаемые.
Определение

связи

при

сложении

и

вычитании чисел 6–7. решение равенств в
пределах

7.

Практическое

нахождение

отсутствующего

компонента

арифметического действия. Установление
связи между компонентами сложения и
вычитания

с

опорой

практические
вычитания

на

предметно-

действия.
с

Составление

опорой
сложения

Составление
на
с

сложение.
опорой

на

Вычитание из чисел 8–9. вычитание.
Связь

сложения

вычитания.

и Вычитание из чисел 8–9 меньшие слагаемые.
Определить

связь

при

сложении

и

вычитании чисел 8-9. Решать равенства в
пределах

9.

Практическое

отсутствующего

нахождение
компонента

арифметического действия. Установление
связи между компонентами сложения и
вычитания
практические

с

опорой
действия.

на

предметноСоставление

вычитания

с

Составление
Вычитание из числа 10.

опорой

на

сложения

сложение.

с

опорой

на

вычитание.
Повторение состава числа 10. Выполнение
вычислений вида 10 – …, применяя знания
состава числа 10. Практическое нахождение
отсутствующего

компонента

арифметического действия. Установление
связи между компонентами сложения и
вычитания

с

практические
вычитания
Составление
Мера веса «килограмм».

опорой

на

предметно-

действия.
с

Составление

опорой
сложения

на

сложение.

с

опорой

на

вычитание.
Практическое
«масса»,

знакомство
«вес»,

с

понятием

«уравновесить»,

«равновесие». Отработка данных понятий в
предметной деятельности или на картинках.
Мера объема «Литр».
Практическое
измерения
Практическое

знакомство

с

вместимости
сравнение:

единицей
–

литр.

сосуды

по

вместимости. Упорядочивание сосудов по
вместимости, располагая их в заданной
последовательности (составление цепочки
Сложение и вычитание предметов по правилу).
чисел первого десятка. Проверка знаний по пройденной теме
Контрольноизмерительный урок.

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.
2 четверть
Числа от 11 до Образование
20. Нумерация.
(28 часов)

второго десятка.

чисел Порядковый

счет

от

11

до

20.

Ориентироваться данном числовом ряду.
Сравнивать числа, опираясь на порядок
следования при счете.

Образование числа из Образование числа из одного десятка и
одного

десятка

и нескольких

нескольких единиц.

единиц.

Чтение

и

запись

двузначных чисел.

Место числа в числовом Практическое знакомство с местами чисел
ряду.

второго десятка в числовом ряду.

Сложение в пределах 20 Практическое знакоместо со сложением и
без

перехода

через вычитанием без перехода через разряд.

разряд.
Мера длины. Дециметр.

Практическое знакомство с мерой длины –
дециметр.

Сравнение

практические

с

действия

опорой
мер

на

длины

«сантиметр» и «дециметр». Практическое
закрепление навыков измерения предметов в
окружающей действительности. Перевод
одних мер длины в другие.
Решение

текстовых Составления

задач в два действия.

алгоритма

решения

задач

данного типа. Составление краткой записи
для задач данного типа. Решение задач в два
действия, составление краткой записи.

Закрепление

Сложение и вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд. Решение задач.

Контрольно-

Проверка

сформированности

измерительный урок.

вычислительных навыков в примерах на два
действия. Решение задач в два действия с
составлением краткой записи к задаче.

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Сложение и вычитание в пределах 20 без
Закрепление изученного перехода через разряд. Решение задач.
материала.
3 четверть
Арифметические Сложение однозначных Составление алгоритма приема выполнения
действия
пределах 20

в чисел с переходом через действия сложения однозначных чисел с
десяток.

переходом через десяток. Практическое
закрепление числа 10. Дополнение до

(36 часов)

десятка.

Детальное

руководство

выполнения сложения. Решение примеров
учащимися с комментированием.
Таблица сложения.

Составление таблиц сложения однозначных
чисел с переходом через разряд. Детальное
руководство
Решение

выполнения
примеров

сложения.

учащимися

с

комментированием.
Практическое
двузначных

знакомство
чисел.

с

разрядами

Чтение

разрядов

двузначных чисел. Повторение компонентов
при сложении и вычитании. Повторение мер
длины.
Изучение

таблицы Образование следующего числа способом

сложения в пределах 20.

присчитывания

единицы.

Знакомство

с

закономерностью увеличения на единицу
второго слагаемого, при котором сумма тоже
увеличивается на единицу. Выполнение
примеров сложением чисел с переходом
через десяток. Поиск аналогичных случаев
сложения в таблице.
Решение
различных типов.

задач Решение задач на нахождение суммы и
остатка.

Решение задач на разностное сравнение.
Использование

памятки

«Ход

решения

задачи». Использование памяток-подсказок
«На меньше -

«-», на больше

- «+».

Составление задач по схемам. Составление
схем к условию задачи. Словесный отчет по
результатам
Запись

арифметических

арифметического

действий.

действия

по

картинке.
Закрепление изученного
материала.

Решение

выражений

в

два

действия.

Решение примеров, раскладывая второе
слагаемое на части. Составление и решение
примеров на сложение и вычитание с
использованием таблицу.
Сравнение

мер

длины,

используя

математические знаки сравнения.
Решение примеров на Вычитание числа по частям до десятка.
вычитание несколькими Вычитание из числа двух меньших с
способами.

разделением уменьшаемого, которое будет
равно вычитаемому.
Примечание: второй способ эффективней, но
он требует знания таблицы сложения. Этот
способ
формировать

вычисления
т.к.

он

необходимо
необходим

для

выполнения вычислительных операций в
дальнейших классах.
Контрольная работа.
Проверка

сформированности

вычислительных навыков в пределах 20,
решения задач в два действия.
Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Закрепление изученного
материала.
4 четверть
Нумерация

Закрепление.

чисел Закрепление навыков сложения и вычитания

Сложение

и второго

десятка в пределах 20. Повторение состава чисел 2-

вычитание

в (повторение).

10. Нумерация чисел второго десятка и их

пределах 20 (36

разрядный

состав.

Называние

часов)

последовательности чисел и определение
числа в числовом ряду. Соотношение числа
и количества. Решение задач в два действия.
Решение равенства двумя действиями.
Решение

равенства Соотношение числа и количества. Решение

двумя действиями.

задач в два действия.

Решение равенства на Решение равенства на сложение и вычитание
сложение и вычитание с с называнием компонентов арифметических
называнием

действий.

компонентов

Образование следующего числа способом

арифметических

присчитывания

действий.

пределах 20 с переходом через десяток.

единицы.

Сложение

в

Сложение в пределах 20 Решение задач на нахождение суммы и
с

переходом

через остатка,

разряд.

на

Использование

разностное
памятки

сравнение.

«Ход

решения

задачи». Использование памяток-подсказок
«На … меньше» – «–», «На … больше» – «+».
Составление задач по схемам. Составление
Решение
нахождение

задач
суммы

на схем к условию задачи. Словесный отчет о
и проделанных действиях.

остатка, на разностное
сравнение.
Решение задач в два Решение
действия
использованием

задач

в

два

действия

с

с использованием рисунка, чертежа., схемы,
краткой записи.

рисунка,

чертежа, Использование

схемы, краткой записи.

памятки

«Ход

решения

задачи». Использование памяток-подсказок
«На… меньше» – «–», «На… больше» – «+».

Контрольная работа.

Составление задач по схемам. Составление
схем к условию задачи. Комментирование

Работа над ошибками.

решения задачи.

Закрепление изученного
материала.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
Моро М.И., Волкова, С.И., Степанова, 1 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М. : Просвещение.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и
классов VII вида. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010. – 407 с.
Шевченко
педагогические

С.Г.
аспекты.

Коррекционно-развивающее
Метод.

пособие

для

обучение.

учителей

Организационно-

классов

коррекционно-

развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)2, соответствующие
тематике программы по математике.
При обучении математике в 1 дополнительном классе необходим разнообразный
дидактический материал: наборы основных геометрических фигур и тел, счетный материал
(предметный, картинный), фишки-заместители, индивидуальные наборы счетных палочек.
Для работы в тетради рекомендовано использовать тетради в крупную клетку, линейки,
карандаши (простой и цветные).

2

В соответствии с требованиями СанПин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом
оценить успешность их достижения.
В конце 1 дополнительного класса обучающийся:
 знает названия и последовательность чисел от 0 до 20;
 решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20, основанные а знании
последовательности чисел и десятичного состава;
 выделяет неизвестный компонент арифметического действия и умеет находить его
значение;
 схематически представляет условие задачи;
 решает составные задачи на сложение и вычитание;
 умеет измерять длину отрезка

в сантиметрах и дециметрах, строить отрезок

заданной длины; выполнять построение других геометрических фигур на листе в
клетку (квадрат, прямоугольник) с заданными измерениями с помощью линейки;
 знает названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал); уметь различать фигуры независимо от их формы, цвета, расположения.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении
планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения
математикой как отдельным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».