Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
Коррекционный курс.
Психокоррекционные занятия»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
1 класс (дополнительный)
2021г.
Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ №1 г. Нижние
Серги, ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.16 09:37:06 +05'00'
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс
направлен
коррекционно-развивающей
на
исправление
области
различных
«Психокоррекционные
типичных
недостатков
занятия»
психического
(психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых
образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Представленная рабочая программа отражает возможное содержание психокоррекционных
занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР1 особых образовательных потребностей данной группы
школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2 2.
В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе:
либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность
справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития. Поэтому
предлагаемая рабочая программа предполагает вариативность, зависящую от того, каким
оказался состав класса, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых
результатах работы.
Общая цель психокоррекционных занятий все годы обучения в начальном звене
соответствует приведенной в адаптированной образовательной программе (ПрАООП). Она
заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных
на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии,
гармонизацию
личности
и
межличностных
отношений,
коррекцию
недостатков
саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Идентичными
остаются
общие
задачи
курса,
соответствующие
особым
образовательным потребностям детей с ЗПР:
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения –
способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции
и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях;
стимулирование
познавательной
активности,
интереса
к
себе,
окружающему
предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование
школьной мотивации;
в соответствии с Приложением 7 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.2. (ПрАООП НОО обучающихся с
ЗПР)
2
Дети, обучающиеся по варианту 7.1, занимаются с педагогом-психологом по показаниям - индивидуально
или в малых подгруппах с учетом сходства индивидуальных и типичных психологических проблем, а также
содержания, представленного в примерной рабочей программе.
1
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению
дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
освоение
и
отработка
средств
коммуникации,
приемов
конструктивного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных
дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов
образования.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к
обучению по программе;
совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального
уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов
действий;
активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки
мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для
организации познавательной деятельности;
корригировать
недостатки
пространственно-временных
представлений
дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а
также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического
прошлого и будущего;
формировать
навыки
распознавания
эмоциональных
состояний,
прочтения
невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя особое внимание
детям, приступившим к обучению в этом году;
содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования,
обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному
принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных. Наименования
модулей сохраняются с 1 класса и соответствуют разделам, обозначенным во ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ (приложение 7) и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. Содержание,
форма
организации
(групповая,
подгрупповая,
индивидуальная),
продолжительность занятий в рамках конкретного модуля
а
также
определяется мерой
практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы
занятий зависят от возможностей образовательной организации.
Важнейшее значение для выбора содержания различных модулей имели труды
психологов, непосредственно работающих по проблеме психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (Н.В. Бабкина, А.А.
Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их
коррекционно-развивающие программы включены в курс «Психокоррекционные занятия»
с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации
учебного процесса.
В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ
известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Г.М. Бреслав, В.В. Брофман, Е.О.
Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции
недостатков
познавательного,
эмоционального
и
личностного
развития
старших
дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями
обучающихся с ЗПР.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению,
обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может
осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической
комиссии
(ПМПК)
и
индивидуальной
программы
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих
разделов, обозначенных в ПрАООП в качестве желательных:
диагностика
и
развитие
познавательной
сферы
и
целенаправленное
формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности,
развития пространственно-временных представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование
и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в
группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие
произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к
планированию и контролю).
Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в
соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями,
индивидуально-типологическими
характеристиками
обучающихся.
Диагностика
преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения
занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей, родителей).
Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуля проведение
диагностических занятий.
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются
формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для
имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку
отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся получить
цензовое образование.
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Достижение
планируемых
результатов
образования
обучающихся
с
ЗПР
существенно затрудняют общие для всех вариантов дизонтогенеза психики и
специфические психологические особенности, многократно описанные в литературе и
перечисленные в ПрАООП. Предполагается, что коррекционно-развивающие занятия,
реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных
дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.
В 1 дополнительный класс, как уже указывалось, придут обучающиеся с различным
уровнем подготовки. Большинство получило опыт учебной неуспешности. Он может
преломляться в их индивидуальном сознании по-разному: как отрицанием (отсутствием
осознания) имеющихся проблем, так и признаками формирования синдрома хронической
неуспешности, школьных фобий и неврозов, полной (частичной) утратой и без того
несовершенной мотивации к школьному обучению.
Имеющиеся у детей недостатки саморегуляции, эмоциональные проблемы,
личностная
незрелость,
речевые
трудности,
а
также
определенный
дефицит
познавательных способностей и многочисленные разнообразные нарушения и/или
дефициты развития психофизических функций (неспецифические дисфункции) могут быть
в определенной мере скомпенсированы только у обучавшихся по 7.2 в 1 классе. У детей,
особые образовательные потребности которых не удовлетворялись должным образом, они
могли только усугубиться. Вместе с тем дети, безусловно, должны были накопить
некоторый запас знаний и представлений, овладеть грамотой, счетом, но с существенными
недостатками, не позволившими продолжать образование в классе, где было начато
обучение.
В связи со сказанным функция психокоррекционных занятий становится еще более
значимой. Однако их приоритеты в определенной мере меняются. Они должны на первых
порах максимально способствовать формированию благоприятного эмоционального
климата в классе, товарищеских отношений между учащимися. Психокоррекционные
занятия, как и прежде, будут выполнять и диагностическую функцию.
Необходимо обратить особое внимание на обязательность связи содержания
текущих психокоррекционных занятий с проведенными ранее. Отсутствие закрепления
полученных умений и навыков неминуемо приведет либо к их полной утрате, либо к
проявлениям феномена «поверхностного обучения», когда дети могут репродуцировать
отдельные отрывочные знания или умения, но не способны использовать их как инструмент
для решения следующих учебно-познавательных и поведенческих задач.
Важнейшей
задачей
психокоррекционных
занятий
остается
преодоление
недостатков системы произвольной регуляции, повышение познавательной активности и
общего уровня сформированности познавательной деятельности.
Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку учебная
успешность во многом зависит от школьной мотивации, познавательной активности,
сформированности школьно-необходимых функций (мелкой моторики, зрительномоторной координации, пространственной ориентировки, фонематических процессов). У
обучающихся по варианту 7.2 наблюдается очевидный дефицит познавательных
способностей (недостатки произвольной памяти и внимания, мыслительных операций,
обучаемости). Успешность их коррекции, с одной стороны, зависит от достижения
определенного баланса между содержанием/организацией обучения и достигнутым
уровнем развития, с другой – от продуманности психокоррекционной работы.
Существенные различия между детьми обнаруживаются и в области социального
развития. Определенная часть проявляет очевидный дефицит социальных способностей
(отклонения в формировании личности, поведенческие нарушения, препятствующие
нормальному взаимодействию со взрослыми и сверстниками). У других обучающихся на
первом плане стоит лишь эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся
недостаточной возможностью оценки ситуаций межличностного взаимодействия и их
вероятных последствий.
Педагог-психолог, как и учитель, должен работать в зоне ближайшего развития
обучающегося. Именно в 1 дополнительном классе отчетливо проявляются трудности,
связанные с перечисленными индивидуальными различиями школьников. Соответственно,
при реализации любого раздела курса возникает необходимость учета указанных различий:
определенной части школьников будет необходимо предъявлять задания минимального
уровня сложности (соответствующего программе первого класса). Вместе с тем бо́льший
календарный возраст детей позволяет надеяться на более легкое овладение предлагаемым
материалом.
Поэтому в курс «Психокоррекционные занятия» в 1 дополнительном классе для уже
обучавшихся по программе школьников включаются преимущественно разнообразные
задания на активизацию познавательной деятельности: направленные на развитие основ
абстрактно-логического и словесно-логического мышления, умения строить план решения
задачи, схематически записывать условие и т.п. Занятия, направленные на коррекцию
недостатков
перцептивных
действий,
механической
памяти,
внимания,
базовых
пространственных представлений сокращены в объеме (в сравнении с предшествующим
годом).
Содержание психокоррекционных занятий в первом дополнительном классе,
реализуемое в модулях по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности,
временны́х
представлений,
психоэмоционального
состояния,
коммуникативных
способствует
умений,
расширению
гармонизации
сферы
жизненной
компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему
социальному миру.
В соответствии с ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ предполагается, что программы
учебных предметов реализуются учителем-дефектологом (олигофренопедагогом или же
учителем начальных классов, прошедшим профессиональную переподготовку по
специальности «Олигофренопедагогика»). Поэтому педагог-психолог в ходе реализации
курса «Психокоррекционные занятия» учитывает рекомендации учителя, касающиеся
необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией
пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания от класса при усвоении
нового материала. При необходимости и наличии кадровых условий к проведению
психокоррекционных занятий может привлекаться собственно учитель-дефектолог. В 1
дополнительном классе он может реализовывать модуль, направленный на коррекцию
индивидуальных
пробелов
обучения,
формируя
необходимые
учебные
действия
непосредственно на предметном материале.
Образовательная организация (психолого-педагогический консилиум) определяют
приоритеты коррекционно-развивающей работы самостоятельно. Если проблемы обучения
конкретного ученика (учеников) очевидно превалируют над другими трудностями, все
психокоррекционные занятия может проводить учитель-дефектолог. Однако в этом случае
он не должен превращаться в репетитора: программное содержание модулей, направленных
на формирование произвольной регуляции, активизацию познавательной деятельности,
формирование
пространственно-временны́х
представлений
должно
быть
освоено.
Последнее может осуществляться за счет организации занятий с учетом логики построения
коррекционно-развивающих программ, лежащих в основе выбора содержания указанных
модулей.
Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных
занятий, а также сопряженность с содержанием изучаемых учебных предметов.
Эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута только при
обеспечении
соблюдения
принципа
комплексности,
когда
реализуется
тесное
взаимодействие педагога-психолога с учителем класса, учителем-дефектологом, учителемлогопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
Место курса в учебном плане
Приведенная рабочая программа составлена на 66 часов (2 часа групповых занятий,
33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35
минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.
Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции,
познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и
эмоциональных проблем проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом и
учителем-логопедом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на
обучающегося для каждого специалиста. Педагогу-психологу рекомендуется проводить
свою диагностику после учителя-логопеда, поскольку в первые 2-4 недели ее результаты
могут быть недостоверными.
Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятия
устанавливается
в
зависимости
логопедической диагностики.
от
результатов
психолого-педагогической
и
Рабочая программа курса «Психокоррекционные занятия», разработанная с учетом
представленной ПРП, корректируется в образовательной организацией ежегодно и
содержит только необходимые элементы3.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями психокоррекционная
работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована и представлена
следующими модулями:
Адаптационный модуль «Давайте познакомимся» или «Снова в школу»
(установление позитивных отношений в классе, принятие социальной роли школьника)4.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по
развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (модуль по развитию пространственно-временны́х представлений,
модуль по активизации познавательной деятельности).
Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по
развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль
по обучению элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию
познавательной деятельности на учебном материале);
Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной
модуль, определяется образовательной организацией самостоятельно. Однако начинать с
адаптационного курса представляется необходимым.
Тематическое планирование, как уже указывалось, представлено в 2 вариантах.
Во время групповых занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» психолог:
3
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной
деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Содержание программы зависит от того, насколько поменялся состав класса. Если в нем 50 % или
более вновь пришедших детей, то рекомендуется ориентироваться на вариант 1, если вновь пришедших нет
или их 1-3 человека, занятия идут по варианту 2. Если вновь пришедших 4-5 человек, психолог должен
проявить гибкость и самостоятельно скомпоновать план так, чтобы ранее изучавшим тему было интересно и
комфортно, т.е. включать в занятия только такие задания из числа прежде выполнявшихся, которые вызывали
хороший эмоциональный отклик.
4
формирует желаемые психологические качества и умения;
ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять
профилактику нарастания негативных тенденций;
стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на
обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;
уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий с
ребенком;
корректирует запланированное содержание групповых занятий в соответствии с
детскими возможностями.
Психолог обязательно должен фиксировать любые позитивные и негативные
аспекты (форма для указанной фиксации определяется в соответствии с локальным актом
образовательной организации – это может быть индивидуальная карта развития, дневник
наблюдения, рабочий журнал психолога и т.п.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 1 дополнительном классе
Вариант 15
№
Раздел
Темы занятий
Содержание занятий
п/п
1
Адаптационный модуль Знакомство.
Игры
«Давайте познакомимся»
Запоминание
(10 часов)
Наш класс.
на
знакомство.
имен
одноклассников.
Оценка
мотивационных
Наша учительница.
предпочтений. Любимые игры,
Наша школа.
игрушки, занятия.
Рассказ-презентация
об
учительнице6.
Экскурсии
Вежливость.
столовую,
по
школе,
в
библиотеку
(информация). Обратная связь:
рассказы
учащихся
о
посещенных объектах.
Для приступивших к обучению в текущем году.
демонстрации изображений рекомендуется использовать видеопроектор с учетом
длительности, рекомендованной СанПиН.
5
6Для
Вежливые
Внешний вид.
слова:
игры
с
включением формул речевого
этикета
(можно,
извините,
спасибо, пожалуйста, прошу вас
и т.п.). Стихи о вежливости
(С.Я. Маршак и др.).
Что такое хорошо и что такое
плохо
(отрывки
стихов
российских поэтов). Детские
Поздравление
дню учителя.
ко высказывания.
Наша внешность: лицо, волосы,
одежда.
Школьная
Загадки-описания.
одежда.
Внешний
вид школьника.
Сезонные изменения в природе
и одежде. Одежда и обувь для
осени.
Праздник учителей. Стихи и
песни о школе. Открытка для
учителя. Пожелания.
Диагностика
эмоционального
отношения к школе и учению
(рисунок «Я в школе»).
Модуль
по
развитию
Игры-задания на ориентировку
пространственно-
Ориентировка
в пространстве
временны́х
пространстве.
под-над).
представлений (6 ч)
имеющих
(справа-слева,
Выделение
детей,
индивидуальные
трудности ориентировки.
Пространство и его План пространства: знакомство
план.
со
планами,
схематизированными
включающими
пространственные
Пространство
нашей речи.
ориентиры
в (право-лево, верх-низ).
Пространственные
термины:
далеко – близко, рядом, между,
План
классной над – под, из – за, из – под.
комнаты.
Составление
плана
комнаты
(схематические
изображения/готовые
графические
символы)
предметов.
2 четверть
2
Модуль
по
развитию
Временные интервалы – час,
пространственно-
Что
показывают полчаса, 15 минут, 5 минут.
временны́х
часы. Режим дня.
представлений (6 ч)
Режим
дня:
утро:
подъем,
сборы, завтрак, уроки; день:
обед, прогулка, занятия, игры;
вечер: семейное общение, ужин,
приготовления ко сну; ночь:
сон.
Неделя.
Вчера
сегодня – завтра.
– Вчера –
сегодня
–
завтра.
Б.Заходер «Мартышкин дом».
Дни
недели.
Независимость
числа и дня недели. Подсказки в
названиях дней.
Календарь7.
Работа с наглядным пособием
Месяц.
(Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер)8.
Названия месяцев (по сезонам
года,
с
осенних).
Сезон (время года) и Последовательность
месяцев.
год.
Лента
начиная
времени.
Наши
дни
рождения.
Не рекомендуется начинать с оценки знания названий месяцев, дней недели чтобы избежать механического
их заучивания/воспроизведения.
8
Смысл пособия заключается в том, что можно из отдельных листков, на которых написаны числа, дни
недели, месяц и поставлены цветовые (радуга) отметки смоделировать текущую, предшествующую,
будущую неделю, усвоить последовательность дней, включить неделю в месяц, а месяц – в сезон (время
года).
7
Времена
года.
Презентация
личных фотографий, сделанных
в разное время года. Сезонные
отличия. Ждем праздника.
Воспроизведение
названий
времен года, месяцев, дней
недели
(диагностическое
занятие).9
Модуль
по
развитию Мы такие разные.
Игры, привлекающие внимание
коммуникативных
к сверстнику. Комплименты-
навыков
похвалы
и
навыков
(аккуратный,
совместной деятельности
внимательный,
вежливый,
(8 ч).
находчивый, веселый, честный,
дружелюбный,
Играем,
отзывчивый,
чтобы благодарный и др.).
подружиться.
Игры,
направленные
взаимовыборы
«Ручеек»
на
(«Каравай»,
и
пр.).
Игры-
соревнования
команд.
Литературная викторина: «Кто с
Почему
люди кем дружит», «Угадай песню».
ссорятся.
Социометрическая игра: выбор
в действии. Стихи и песни о
дружбе.
Причины
ссор
высказывания):
(детские
жадничает,
ябедничает, дерется, отнимает и
Дети и взрослые.
портит вещи и т.п. Обида и
прощение.
Притчи.
Что
помогает не ссориться.
Дети
детей
и
взрослые.
и
Различия
взрослых.
Половозрастная идентификация
9
При необходимости с опорой на модель календаря, подсказки в виде цветовой символики.
(тест «золотого возраста»), Чего
хотят дети от взрослых. Чего
хотят
взрослые
от
детей.
Правила дружбы со взрослым
Будь
внимателен (цветик-семицветик): помогать,
(нужна помощь).
предупреждать,
просить,
а
спрашивать,
не
требовать,
соглашаться,
заботиться,
говорить правду.
«Мы на помощь придем». Когда
нужно
помогать
(детские
высказывания). Что называется
Что один не сделает помощью. Кому надо помогать.
– сделаем вместе.
Признаки
потребности
помощи.
А.Л.
в
Барто
«Помощница».
Совместная
деятельность.
Сказки, повести, мультфильмы:
о
совместной
Успешное
деятельности.
и
неуспешное
взаимодействие.
Правила
распределения
обязанностей:
человек хочет делать, может
делать и умеет или старается
научиться делать.
3 четверть
3
Модуль
по Поэлементное
формированию
копирование
Выделение
схематическом
частей
в
изображении
произвольной регуляции образцов.
конструкции.
Их
познавательной
последовательная зарисовка в
деятельности (10 часов).
тетради.
Целостное
Самостоятельное копирование
копирование
представленной
образцов.
конструкции
Составление
плана Совместное
действий.
схемы
со
взрослым
выделение
этапов
приготовления
задания
с
последующей
пиктографической
зарисовкой
(портфель: дневник-учебникитетради-пенал).
Словесный
отчет.
Самостоятельное
Задания
на
вычеркивание
выполнение задания (аналогично
с
корректурной
оценкой пробе).
полученного
Шифровка
(замена
результата. Проверка значков
одних
другими
по
выполнения задания определенному правилу).
одноклассником.
Поиск изображений, относимых
к
определенной
обобщенной
группе (без указания на способ).
Игры с правилами.
Игра с запретом называния
определенных
условия).10
слов
(3
Диагностическое
занятие.
Модуль по активизации Развитие
Выделение
познавательной
объекта.
восприятия,
значимых
частей
Значимые
деятельности детей с ЗПР перцептивного
(функционально необходимые)
(10часов).
и
украшающие
элементы.
В качестве задающего вопросы выступает психолог, обучающиеся еще не смогут их разнообразить и
спровоцировать ошибку.
10
анализа и синтеза, Анализ объектов по картинке.
сравнения.
Угадывание
предметов
по
признакам.
Выделение
и
вербализация
принципа классифицирования.
Перцептивная
Задание на сериацию.
классификация (цвет
форма, величина).
Сложение
узоров
геометрической
образцу, из
мозаики
(по
индивидуальных
Перцептивное
наборов. Образцы заданий в
моделирующее
пособии Н.В. Бабкиной).
действие.
Перепутанные дорожки. Найди
различия (идентичные картинки
Развитие
с
незаметными
отличиями).
произвольного
Различные (легкие и средней
внимания.
сложности)
варианты
графических
диктантов
(образцы заданий в пособии
Н.В. Бабкиной).
Зрительное
Развитие зрительной (идентично
памяти.
запоминание
методике
Бернштейна)11.
запоминания
через
Н.А.
Фигуры
для
предъявляются
проектор.
Выбор
Для демонстрации изображений рекомендуется использовать видеопроектор с учетом
длительности, рекомендованной СанПиН.
11
(вычеркивание) осуществляется
на индивидуальных таблицах.
Что изменилось (определение 12 недостающих, перемещенных
предметов).
Восстановление
по
памяти
места объекта (Методика Т.В.
Розановой,
«Точки»
Н.В.
Бабкиной и т.п.): 6 объектов.
Развитие
слуховой Работа в парах: повторение
памяти.
цифр (от 3 до 6) в прямом
порядке (цифры записаны на
индивидуальных карточках).
Повторение слов, фраз партнера
по
общению
повторюша»
с
«Хомякпостепенным
удлинением ряда повторяемых
слов (от 1 до 5 в произнесенной
фразе).
Развитие
предпосылок
Продолжение числового ряда (в
абстрактно-
пределах изученного).
логического
мышления.
Продолжение
полоски
с
определенной
последовательностью
геометрических элементов.
4 четверть
4
Модуль по активизации Развитие
Окончи стихотворение12
познавательной
Угадывание
мыслительных
деятельности детей с ЗПР операций.
объектов
наиболее часто употребляемых
(9 часов).
Начинать рекомендуется со стихов, известных всем детям, затем – неизвестных – сначала с помощью
выбора из набора представленных слов, в последующем – по догадке.
12
из
групп житейских обобщений13
(по двум классификационным
признакам):
на
наглядно
представленном материале14.
Чепуха (картинки и тексты с
очевидными
смысловыми
ошибками).
Отгадывание загадок.
Решение логических задач15.
Развитие
предпосылок
абстрактно-логического
мышления.
Продолжение
числового ряда (в пределах
изученного).
Продолжение
полоски
с
определенной
последовательностью
геометрических элементов.
Модуль
по Стабилизация
формированию
элементарных
эмоционального
навыков состояния
эмоциональной
обучающихся.
На
выбор
цикл
артерапевтических
занятий16:
рецептивная,
активная,
интегративная музыкотерапия;
регуляции(произвольного
психогимнастика, изотерапия и
поведения) 7 ч.
др.17
Методика «Угадай картинку» (Дефектология.-2005.-№ 5, Слово и образ в решении познавательных задач
дошкольниками / под ред. Л.А. Венгера), «Дерево понятий» из пособия Н.В. Бабкиной (стр.15)
14
Стимульный материал рекомендуется использовать из учебника и рабочих тетрадей по учебному предмету
«Окружающий мир»
15
Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического
развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь
специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31) –
Приложение 4.
13
Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании: учебник /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др.
Конкретизация цикла упражнений (минимальное количество занятий – 6) зависит от индивидуальных
профессиональных предпочтений психолога, а также состояния эмоциональной сферы обучающихся
16
17
Обучение
элементарным
навыкам релаксации
Релаксационные
упражнения,
включенные в контекст занятия.
Вариант 218
№
Раздел
Темы занятий
Содержание занятий
п/п
1 четверть
Адаптационный
Как я провел лето19.
Игры, помогающие детям вспомнить
модуль «Снова в
имена
друг
друга,
повышающие
школу» (7 часов).
эмоциональный
тонус
способствующие
налаживанию
и
контакта. Любая форма презентации
своих летних впечатлений (рассказ,
пантомима, рисунок).
Школьные правила.
Викторина. Рисунок «Я в школе»
(цветными карандашами).
Повторение – закрепление материала
План школы.
прошлого
года.
Схематические
изображения пути от входа к классу,
от класса к столовой, библиотеке,
спортзалу.
Схематическое
План класса.
классной
комнаты.
изображение
Игры
угадывание объекта.
Для обучавшихся по программе 7.2 в 1 классе.
Если в классе есть новые ученики, тема изменяется/дополняется: «Расскажем о нашем классе и школе»
(презентации, оставшиеся с 1 класса). То же самое рекомендуется планировать, если у детей новая
учительница.
18
19
на
Правила вежливости.
Пиктографические
изображения
запрещенного
одобряемого
и
поведения. Презентация пиктограмм.
Оформление стенда.
Модуль
по
формированию
Планирование
произвольной
«Открытка
регуляции
Учителя»20.
Совместное со взрослым составление
к
дню пошагового
познавательной
деятельности
этап) (9 часов).
плана
задания:
выполнения
выбор
элементов,
размещение в рамочке, наклеивание.
(2
Реализация плана.
Контроль.
Сложение
полоски
из
геометрических
фигур
схематически
обозначенному
правилу.
Зарисовка.
по
Проверка
результата.
Графический диктант (усложненные
варианты узора).
Шифровка
(замена
определенных
цифр значками, затем буквами).
Планирование «Сам
Совместное со взрослым выделение
собираюсь в школу».
этапов
приготовления
последующей
зарисовкой
задания
с
пиктографической
(портфель:
дневник-
учебники-тетради-пенал). Словесный
отчет.
План деятельности21.
Задание: обозначить ориентиры и
путь (стрелками) от определенного
объекта до школы22. Распределение
Аппликация из предварительно заготовленных элементов.
С предварительным объяснением учителя и демонстрацией аналогичного продукта деятельности.
22
Вспомогательные листы с некоторыми схематически изображенными ориентирами должны быть
подготовлены заранее.
20
21
функций в подгруппах: организатор,
исполнители, контролер). Поэтапное
выполнение задания (идентификация
ориентиров,
внесение
на
схему,
обозначение, расставление стрелок).
План
и
контроль
результатов
деятельности.
Конструирование23 по условию.
Игра с правилами.
Игра
с
запретом
называния
определенных слов (3 условия).24
2 четверть
Модуль
по Календарь25:
развитию
Работа
с
наглядным
пособием
(Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер)26.
пространственновременных
Неделя.
Дни недели. Независимость числа и
представлений (7
дня недели. Подсказки в названиях
ч).
дней.
Месяц.
Названия месяцев (по сезонам года,
начиная
с
осенних).
Последовательность месяцев. Лента
времени. Наши дни рождения.
Сезон.
Времена года. Презентация личных
фотографий, сделанных в разное
Из бумажных элементов на листе бумаги.
В качестве задающего вопросы выступает психолог, обучающиеся еще не смогут их разнообразить и
спровоцировать ошибку.
25
Не рекомендуется начинать с оценки знания названий месяцев, дней недели чтобы избежать
механического их заучивания/воспроизведения.
26
Смысл пособия заключается в том, что можно из отдельных листков, на которых написаны числа, дни
недели, месяц и поставлены цветовые (радуга) отметки смоделировать текущую, предшествующую,
будущую неделю, усвоить последовательность дней, включить неделю в месяц, а месяц – в сезон (время
года).
23
24
Год.
время года. Сезонные отличия. Ждем
праздника.
Воспроизведение названий времен
года,
месяцев,
дней
недели
(диагностическое занятие).27
Модуль
по
развитию
Игры
Общение без слов.
на
невербальное
взаимодействие (по Е.О. Смирновой,
коммуникативных
В.М.
навыков (7 ч).
лесу»,
Холмогоровой):
«Жизнь
«Птенцы»,
в
«Ожившие
игрушки».
Распознание
эмоциональных
состояний
Распознавание
по изображений
натуральных
основных
эмоций
мимическим
(радость, удовольствие, страх, стыд,
проявлениям.
гнев, печаль). Вербализация чувств
персонажей
понятных
художественных
детям
произведений,
текстов.
Распознавание
эмоциональных
состояний
Жесты
по дружбы,
схематическим
одобрения,
прощания,
угрозы.
Прочтение
изображениям мимики, Самостоятельное
жестам.
поддержки,
смайликов.
изображение
символов эмоциональных состояний.
Внимание к партнеру
по общению.
Воспроизведение движений, мимики
(по разным условиям), ранжирование
по признакам (рост, цвет волос и т.п.),
описание партнера по общению с
комплиментами («Расскажи, какая
Оля красивая»).
27
При необходимости с опорой на модель календаря, подсказки в виде цветовой символики.
Заданный
и
самостоятельный
Игра «Где мы были – мы не скажем, а
выбор в подгруппах что делали – покажем».
сюжетов
для
невербальной
демонстрации28.
Игры на невербальное
взаимодействие
– Игры,
поддержку29.
предполагающие
тесный
телесный контакт между детьми в
парах сменного состава.
З четверть
3
Модуль
по Развитие
аналитико- Выделение
функционально-
активизации
синтетической
значимых
частей
познавательной
деятельности.
представленных
и
визуально
воображаемых
деятельности
объектов.
Зарисовывание
детей с ЗПР (2-3
проанализированных объектов.
этап)
Конструирование
(20 часов).
мозаики
из
плоскостной
В поисках клада (урок № 2)30.
Установление закономерностей на
визуально представленном материале
(с
одновременным
учетом
2
признаков).
Закончи стихотворение31.
Угадывание объектов из наиболее
часто
употребляемых
групп
28
С распределением ролей (организатор, исполнители, контролер) и обязательной сменой функций в
следующем представляемом сюжете.
В соответствии с разработками Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития.
Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту);
(«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31), с.51-52.
31
Начинать рекомендуется со стихов, известных всем детям, затем – неизвестных – сначала с помощью
выбора из набора представленных слов, в последующем – по догадке.
29
30
житейских обобщений32 (по двум
классификационным признакам): на
наглядно
представленном
материале33.
Чепуха
(картинки
и
очевидными
тексты
с
смысловыми
ошибками).
Отгадывание загадок.
Решение логических задач34.
Диагностическое
корректурная
занятие:
проба,
оценка
оперативной памяти35.
Шифровки и расшифровки36.
Развитие
памяти
и Декодирование
внимания
Развитие
ранее
созданных
пиктограмм. Обучение кодированию
смысловой запоминаемых
литературных
памяти и воображения. произведений с сериями объектов.
Азбука
Символы
и
Морзе
(кодирование
и
знаки декодирование слов с опорой на
вокруг нас.
образец)37.
Марки
автомобилей.
Дорожные знаки.
Оценка запоминания информации с
опорой на представленные символы.
4 четверть
Методика «Угадай картинку» (Дефектология.-2005.-№ 5, Слово и образ в решении познавательных задач
дошкольниками / под ред. Л.А. Венгера), «Дерево понятий» из пособия Н.В. Бабкиной (стр.15)
33
Стимульный материал рекомендуется использовать из учебника и рабочих тетрадей по учебному предмету
«Окружающий мир».
34
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития.
Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту);
(«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31) – Приложение 4.
32
Запись-воспроизведение воспринятого на слух материала (цифры, слова).
При обучении ЗАПРЕЩЕНО использовать диагностический материал в качестве обучающего (например,
задание «Шифровка» из теста Д.Векслера (WISC).
37
Пособие Т.И. Гризик «Узнаю мир» для детей 5-6 лет, стр. 15
35
36
Модуль
по Стабилизация
На выбор цикл артерапевтических
формированию
эмоционального
занятий38:
рецептивная,
активная,
элементарных
состояния
интегративная
навыков
обучающихся.
психогимнастика, изотерапия и др.39
музыкотерапия;
эмоциональной
регуляции
Закрепление
(произвольного
эмоциональной
поведения) 12 ч.
экспрессии.
Закрепление
навыков Мимическое,
символическое,
двигательное выражение эмоций
Обучение
Релаксационные
упражнения,
элементарным
включенные в контекст занятия.
изученного за год навыкам релаксации.
(4 часа)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки, пособия, монографии и журнальные
статьи, создающие теоретическую основу для выбора содержания психокоррекционных
занятий:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой
психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006 (в пособии
представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным
материалом и поурочным планированием).
Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой
психического развития Пособие. М., 2015. (в пособии представлены диагностические
ориентиры
для
определения
уровня
произвольной
регуляции
познавательной
деятельности).
Вильшанская
А.Д.
Психолого-медико-педагогический
консилиум
в
школе:
Взаимодействие специалистов в решениии проблем ребенка / А.Д. Вильшанская, М.И.
Прилуцкая, Е.М. Протченко.- М.: Генезис
Арт-терапия и арт-педагогика в специальном образовании: учебник /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др.
Конкретизация цикла упражнений (минимальное количество занятий – 6) зависит от индивидуальных
профессиональных предпочтений психолога, а также состояния эмоциональной сферы обучающихся.
38
39
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г.
Шевченко. М., 2004.
Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой
психического развития. Пособие. М., 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотерапевтические упражнения,
коррекционные программы /Н.В. Самоукина. Любое издание.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ
и
классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс.
Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения
детей с ЗПР (с фрагментами статьи С. А. Домишкевича «Функционально-уровневый подход
к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в
развитии») / Е. Л. Инденбаум, А. А. Трушкова, С. В. Кованенко, В. С. Соловьева, И. Г.
Кирилкина, О. И. Коростелева // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 41-54.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного
возраста. Кн.для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1991.
Дополнительная литература
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб.для студ.сред.и
высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А.
Добровольская. М., 2001.
Бабкина Н.В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития //
Начальная школа.-2015.-№8.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 2.
Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания
образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников.- 2016.№ 7.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология.- 2016.- №2.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой
психического развития. Монография. М., 2016 (в монографии представлена комплексная
программа коррекционно-развивающей работы по формированию осознанной регуляции в
познавательной деятельности у детей с ЗПР, диагностические материалы).
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.2016.- № 3.
Бабкина Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных
подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология.-2016.- № 5.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой
психического развития. Монография. М., 2009.
Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой
психического развития в общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – С. 47-54.
Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой
психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст]
/ А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
Вильшанская А.Д. Формирование универсальных учебных действий у младших
школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия
«Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016.- № 7.
Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в
общеобразовательной школе – М.: Школьная Пресса, 2008. – 123с.
Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с ЗПР [Текст] // Дефектология.- 2005. - № 2. – С. 57-65.
Вильшанская А. Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла
пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. – 2014. - № 5. – С. 13-26.
Вильшанская А. Д. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла
пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 6. – С. 22-32.
Гостар А.А., Очковская Т.Ю, Величко С.А. Формирование замещающей функции
мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием
конструирования // Дефектология.-2015.-№5.
Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет. Серия «Радуга». М.:
Просвещение
Инденбаум (Шепко) Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших
школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций
функционально-уровневого подхода / Е. Л. Инденбаум (Шепко), А. Н. Косымова //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5.
Инденбаум Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания
в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011.-№5.
Инденбаум
недостаточности:
Е.Л.
Школьники
с
легкими
психолого-педагогическая
формами
диагностика
интеллектуальной
и
характеристика
психосоциального развития. Монография. Иркутск, 2012.
Коробейников И.А., Бабкина, Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к
образовательным маршрутам //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития,
2016.-№ 1.
Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с
нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.
Медведева Е.А., Ильина И.Б. Формирование диадного общения младших
школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий. Монография.
М., 2010.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.
Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка в
художественно-творческой
деятельности
дошкольников
и
младших
школьников.
Дис.канд.психол.н. М., 2005.
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А.
Венгера. – М., 1996.
Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы,
коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.160 с.
Шапкина Т.А. Специфика психолого-педагогической работы в условиях реализации
программы дополнительного образования в ДОУ // Научная дискуссия; вопросы
педагогики и психологии. сб.ст. по материалам LI междунар.науч.-практ.конф.-№6 (51). М.,Изд."Интернаука",2016.- с.185 (арт-терапевтическая программа Т.А. Селивановой).
Материально-техническое обеспечение
Для
проведения
групповых
психокоррекционных
занятий
необходимо
оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами),
и в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:
индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики
(диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для
выполнения классификации и пр.);
демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки,
макет часов со стрелками и т.п.;
магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного
характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
доска с магнитными держателями;
фланелеграф;
мультимедиапроектор и экран;
переносные носители информации;
наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности
(гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной
толщины), цветные карандаши и фломастеры;
мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;
материал для лепки;
защитные клеенки на столы;
тетради для записей;
индивидуальные полиуретановые коврики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Критерии для оценки успешности освоения программы психокоррекционной работы
первоклассниками
составляются
в
соответствии
с
планируемыми
результатами,
приведенными в конце представленной примерной рабочей программы.
Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг становления сферы
жизненной компетенции. Календарно-тематическое планирование по годам обучения
осуществляется с учетом запланированных результатов образования.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в
последовательном улучшении перечисленных ниже умений.
Развитие
адекватных
проявляется в умениях:
представлений
о
собственных
возможностях
– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи;
– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь: понимаю или не понимаю;
– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную
сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни проявляется:
– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;
– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– в расширении знаний правил коммуникации;
– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.;
– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
– в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность
к
осмыслению
и
дифференциации
картины
мира,
ее
пространственно-временно́й организации проявляется:
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми;
– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным
за проявление внимания и оказание помощи;
– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта;
– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано
использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее
продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным
параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
уровень произвольной регуляции познавательной деятельности;
общий уровень учебно-познавательной деятельности;
качество учебных действий;
способность
к
образно-символическому,
знаковому
опосредствованию
деятельности;
развитие пространственно-временных представлений;
состояние зрительно-моторной координации;
степень эмоционального благополучия ребенка;
адекватность поведения (преодоление проявлений нарушений поведения);
сформированность навыков деловой коммуникации;
развитие
самосознания:
адекватного
уровня
становление
притязаний,
дифференцированной
адекватная
самооценка
самооценки
и
коммуникативной
успешности, позитивное самоотношение);
развитие волевых качеств: способность преодолевать трудности;
появление
и
закрепление
основных
психологических
новообразований
(эмоциональная децентрация, способность к сочувствию и соучастию, возможность
позиционирования, проявления самостоятельности, ответственности, инициативы,
возможность рефлексии и т.п.);
овладение ритуалами социального взаимодействия;
социометрический статус ребенка в классе и общий уровень социопсихологической
адаптированности.
Средствами
для
решения
задач
мониторинга
являются
включенное
(на
психокоррекционных занятиях) и внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка,
создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественный эксперимент»: участие в
различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемая в ходе выполнения различных
заданий и диагностических методик.
Педагог-психолог осуществляет текущий мониторинг, отражает его в карте развития
ребенка и докладывает результаты на психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПк)40 в соответствии с локальными актами образовательной организации.
При отсутствии специалистов медицинского профиля образовательная организация может принять
положение о психолого-педагогическом консилиуме, организовав медицинское сопровождение в рамках
сетевого взаимодействия.
40
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики, нарастании дезадаптации
обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить
на
расширенное
психолого-медико-педагогическое
обследование
для
получения
необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
психокоррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Психокоррекционные занятия» в
соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия
индивидуального
компенсаторного
потенциала,
социально-средовых
условий
их
воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса
«Психокоррекционные занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры,
которые педагог-психолог пытается достичь. Желательны следующие результаты
психокоррекционной работы.
В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался,
справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со
взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя
замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции,
действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая
план деятельности);
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную
деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и
формирования высших психических функций:
совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебно-познавательной
деятельности;
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа),
возможность
осуществлять
последовательные
действия
на
основе
словесной
инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в пространстве, используя графический план
и
ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;
способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели,
месяца, года;
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта
(геометрические
мозаики,
графические
планы,
зарисовывание
наглядно
представленного объекта и т.п.);
способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению
закономерностей на наглядно представленном материале;
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
возможность понимания символических обозначений;
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в
умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности,
проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и
аффективного компонента продуктивности;
снижение степени эмоциональной напряженности;
отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и
педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.