Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
«Родная литература
(русская)»
для 5 – 9 классов
МКОУ СОШ № 1
г. Нижние Серги
Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена
Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ
№1 г. Нижние Серги, ou=Директор,
email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2022.01.31 12:54:41 +05'00'
1. Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
•
осознание обучающимися российской гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества;
•
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;
•
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера;
осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
•
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и
правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а
также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать
сформированность
универсальных
учебных
действий:
регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
2
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
•
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в
культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативноэстетических возможностей родного русского языка на основе изучения
выдающихся произведений родной русской литературы;
•
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации и мира;
•
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику
русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе
современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции
русской литературы;
•
осмысление ключевых для национального сознания культурных и
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на
основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и
3
различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
•
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
•
применение опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг
чтения;
•
накопление опыта планирования собственного досугового чтения
произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека
и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс
•
формирование умения выделять проблематику русских народных и
литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений
о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими
народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России
и о русском лесе;
•
формирование представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
•
формирование начальных представлений о русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии
русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя
создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных
представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
•
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных
сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных
народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики,
4
образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
•
развитие представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской
войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека,
реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной
речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану;
создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического
текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими
способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
сибирском крае и русском поле;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и
мастерах;
•
развитие представлений о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках
русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об
уникальности русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного
чтения;
развитие
умений
самостоятельной
проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
5
разными источниками информации и овладения основными способами её обработки
и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских
людей;
•
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания;
трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
•
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного
чтения;
развитие
умений
самостоятельной
проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её обработки
и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
•
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской
литературе;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
•
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в
литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с
детством;
•
развитие
умений
осознанно
воспринимать
художественное
произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейноэстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
6
различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного
искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения
различными способами её обработки и презентации.
2. Содержание учебного предмета «Родная литература (на русском языке)»
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе
основного общего образования отводится 85 часов за 5 лет обучения.
Предмет «Родная (русская) литература» входит в предметную область «Родной язык
и родная литература». Учебный план предусматривает обязательное изучение
предмета «Родная (русская) литература» на этапе основного общего образования.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание
программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные
линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют
программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё
содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется
следующими принципами.
1. Основу программы «Родная
литература (русская)» составляют
произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную
специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список
обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО)
по учебному предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы
включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального
литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы,
что позволяет дополнить тематические блоки новыми для школьной практики
произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится
большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём
творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более
близких и понятных современному школьнику, чем классика.
3. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения
в
соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы –
русский лес – берёза).
4. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются
отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских
традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и
т. п.).
7
5. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как
важные для национального сознания понятия проявляются в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней
(например: сила духа, доброта, милосердие).
6. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные
произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических
явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства:
живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними
(диалог искусств в русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования
содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три
содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
• «Россия – родина моя»;
• «Русские традиции»;
• «Русский характер – русская душа».
Первый год обучения (17 часов)
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Бунин. «Снежный бык».
8
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
О ваших ровесниках
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения (17 часов)
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
Былина «Илья Муромец и Святогор».
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
9
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Третий год обучения (17 часов)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
10
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения (17 часов)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого
Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
11
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Пятый год обучения (17 часов)
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Родные просторы
12
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Устное
народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. Литературные роды (эпос,
лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня;
баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм.
13
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; авторповествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж,
действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула,
композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;
диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.
Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись,
аллитерация, ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма,
строфа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
Читать,
воспринимать
и
обсуждать
историко-культурную
информацию теоретической статьи к разделу учебника. Участвовать
в аналитической беседе. Работать со словом, в том числе составлять
историко-культурный
комментарий.
Выразительно
читать
и
эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст.
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических
произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение). Выполнять
письменные работы по первоначальному анализу стихотворения.
Заучивать стихотворения наизусть Знакомиться с фактами биографии
писателя. Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге
по анализу текста. Владеть разными видами пересказа. Выражать
личное читательское отношение к прочитанному. Определять тему,
проблематику, идейно-художественное содержание произведения.
Сопоставлять тематически близкие произведения. Работать с
иллюстративным материалом учебника. Готовиться к написанию
сочинения. Писать отзыв на прочитанное произведение. Определять
тему, идею произведения. Характеризовать героев, составлять их
словесные портреты. Находить детали, языковые средства
художественной выразительности, определять их роль в произведении.
Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и
выражений. Определять роль пейзажных описаний в произведении.
Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов
искусств. Писать сочинение на одну из тем или письменно отвечать
на проблемный вопрос. Подбирать и обобщать материалы об авторах и
произведениях с использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета. Планировать своё досуговое чтение.
Составлять тезисный план лекции учителя или статьи учебника.
Своеобразие родной литературы.
14
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурной традиции в сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык
(русский)» и «Родная литература (русская)» является культурно-исторический
подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе
учебного предмета «Родная литература (русская)» выделяются проблемнотематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые
слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их
исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания
культурные понятия, формирующие ценностное поле русской литературы,
отражается когнитивное пространство, которое является формой существования
русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности
учебного предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного
предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и
литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие (например, русский
национальный характер, обычаи и традиции русского народа), духовные основы
русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным
комментарием к ним.
3. Тематическое планирование
5 класс
(17часов)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Преданья старины глубокой Русские народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Города земли русской
15
Москва в произведениях русских писателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю
тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»
Количество
часов
5
2
2
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади»
Русский лес:
А. В. Кольцов. «Лес»
Родные просторы
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
В. А. Рождественский. «Берёза»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рождество:
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»
Праздники русского мира
А. И. Куприн. «Бедный принц»
И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
Тепло родного дома
Семейные ценности:
И. А. Бунин. «Снежный бык»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Отечественная война 1812 года:
Родина
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь»
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)
Чувства добрые:
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога»
Загадки русской души
(солдатская сказка)
Школьные контрольные:
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
О ваших ровесниках
(фрагменты)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»
Родной язык, родная речь:
Лишь слову жизнь дана
И. А. Бунин. «Слово»
В. Г. Гордейчев. «Родная речь»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
1
4
3
1
1
5
1
1
2
1
1
6 класс
(17 часов)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Былинные сюжеты и герои в русской
литературе:
Преданья старины глубокой Былина «Илья Муромец и Святогор»
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
Города земли русской
Родные просторы
16
Русский Север - Архангельск в русской
литературе:
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»)
Стихи русских поэтов о зиме:
Количество
часов
4
1
1
2
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
Праздники русского мира
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа»
Тепло родного дома
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя:
Не до ордена – была бы
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Родина
Севастополе»
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими руками:
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Загадки русской души
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы)
О ваших ровесниках
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент)
На русском дышим языке:
Лишь слову жизнь дана
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
4
2
2
1
6
1
2
2
1
1
7 класс
(17 часов)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе:
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня
Преданья старины глубокой 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
17
Количество
часов
5
1
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
Города земли русской
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Русское поле:
Родные просторы
И. С. Никитин. «Поле»
И. А. Гофф. «Русское поле»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»
Праздники русского мира
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Не до ордена – была бы
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
Родина
прекрасная…», «Георгий
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
Загадки русской души
силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
О ваших ровесниках
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Лишь слову жизнь дана
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем
не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
2
2
1
3
1
2
1
6
2
1
2
1
1
8 класс
(17 часов)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван
Преданья старины глубокой Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
18
Количество
часов
3
1
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого
поединка…»
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
Города земли русской
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
народная песня).
Родные просторы
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…»
(из поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний
канон…»
Праздники русского мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без
слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из
Тепло родного дома
повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость
жизни»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Дети на войне:
Родина
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Загадки русской души
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления:
О ваших ровесниках
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Язык поэзии:
Лишь слову жизнь дана
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
1
1
1
5
2
3
1
6
1
2
2
1
1
9 класс
(17 часов)
Блок
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
19
Количество
часов
4
Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…»
(русская народная
Преданья старины глубокой
песня)
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская
годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…»
Города земли русской
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
Д. С. Самойлов. «Над Невой»
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»
(русская народная песня)
Родные просторы
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»
Праздники русского мира
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности»
(главы)
Тепло родного дома
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»
(рассказ из повести
«Последний поклон»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр,
Родина
лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
Загадки русской души
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
О ваших ровесниках
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
Лишь слову жизнь дана
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
20
1
1
2
1
4
2
2
1
6
2
2
1
1
1
21
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование курса
«Родная литература (на русском языке)»
№ ур. № ур.
п/п
в чет.
22
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
1.
6.
7.
2
3
8.
4
9.
10.
11.
12.
1
2
3
4
13.
5
14.
15.
16.
1
2
3
17.
4
5 класс (17часов, 0,5 часа в неделю)
Тема уроков
I четверть (8 недель, 4 часа)
Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Русские народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…», М.
Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя
как сын…», Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади»
II четверть (8 недель, 4 часа)
Родные просторы: А. В. Кольцов. «Лес», В. А.
Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…», В. А.
Рождественский. «Берёза»
Проверочная работа № 1
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством», Б. Пастернак
«Рождественская звезда»
А. И. Куприн. «Бедный принц»
III четверть (10 недель, 5 часов)
И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
Проверочная работа № 2
И. А. Бунин. «Снежный бык»
Отечественная война 1812 года: Ф. Н. Глинка.
«Авангардная песнь», Д. В. Давыдов. «Партизан»
(отрывок)
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога»
(солдатская сказка)
IV четверть (9 недель, 4 часа)
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»
И. А. Бунин. «Слово», В. Г. Гордейчев. «Родная
речь»
Проверочная работа № 3
Дата
Календарно – тематическое планирование курса
«Родная литература (на русском языке)»
№ ур. № ур.
п/п
в чет.
23
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
6.
1.
2
7.
8.
3
4
9.
10.
11.
1
2
3
12.
4
13.
5
14.
15.
1
2
16.
3
17.
4
6 класс (17часов, 0,5 часа в неделю)
Тема уроков
I четверть (8 недель, 4 часа)
Былина «Илья Муромец и Святогор»
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»)
Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин.
«Встреча Зимы», А. А. Блок. «Снег да снег. Всю
избу занесло…», Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц.
«Два брата»
II четверть (8 недель, 4 часа)
Проверочная работа № 1
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» , А.
Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
Тэффи. «Блины»
В. А. Рождественский. «Русская природа», К. Г.
Паустовский. «Заботливый цветок»
III четверть (10 недель, 5 часов)
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
Проверочная работа № 2
Оборона Севастополя с поэзии: А. Н. Апухтин.
«Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет.
«Севастопольское братское кладбище», Рюрик
Ивнев. «Севастополь»
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» ,
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
IV четверть (9 недель, 4 часа)
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент)
К. Д. Бальмонт. «Русский язык», Ю. П. Мориц.
«Язык обид – язык не русский…»
Проверочная работа № 3
Дата
Календарно – тематическое планирование курса
«Родная литература (на русском языке)»
№ ур. № ур.
п/п
в чет.
24
1.
1.
2.
2.
3.
4.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2
3
8.
4
9.
10.
11.
1
2
3
12.
13.
4
5
14.
15.
1
2
7 класс (17часов, 0,5 часа в неделю)
Тема уроков
I четверть (8 недель, 4 часа)
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке
Разине», И. З. Суриков. «Я ли в поле да не
травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа
летит приветом…»
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
И. С. Никитин. «Поле», И.А. Гофф «Русское поле»
II четверть (8 недель, 4 часа)
Д.В. Григорович «Пахарь»
Проверочная работа № 1
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С.
Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху», А. А.
Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину), А. П.
Чехов. «Казак»
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
III четверть (10 недель, 5 часов)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Проверочная работа № 2
Поэзия о Первой мировой войне: С. М.
Городецкий. «Воздушный витязь», Г. М. Иванов.
«О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…»,
«Георгий
Победоносец», Н. С. Гумилёв. «Наступление»,
«Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская в поэзии: Ф. И. Тютчев.
«Русской женщине» , Ю. В. Друнина. «И откуда
вдруг берутся силы…», Ф. А. Абрамов. «Золотые
руки» , В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
IV четверть (9 недель, 4 часа)
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка»,
Дата
16.
3
17.
4
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не
старовер…»
Проверочная работа № 3
Календарно – тематическое планирование курса
«Родная литература (на русском языке)»
№ ур. № ур.
п/п
в чет.
25
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
1.
6.
7.
8.
2.
3
4
9.
1
10.
11.
12.
13.
2
3
4
5
14.
1
8 класс (17часов, 0,5 часа в неделю)
Тема уроков
I четверть (8 недель, 4 часа)
Иван Сусанин в поэзии: С. Н. Марков. «Сусанин»
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого
поединка…»
По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб. «Сквозь
туман едва заметный…», М.А. Кузмин. «Я знаю
вас не понаслышке…», И. И. Кобзев. «Поездка в
Суздаль», В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
народная песня)., Н. А. Некрасов. «Люблю я
краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого
Наума»), В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
Проверочная работа № 1
II четверть (8 недель, 4 часа)
И. А. Бунин. «Троица», С. А. Есенин. «Троицыно
утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков.
«Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из
повести)
III четверть (10 недель, 5 часов)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость
жизни»
Проверочная работа № 2
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
IV четверть (9 недель, 4 часа)
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Дата
15.
16.
2
3
17.
4
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Дон Аминадо. «Наука стихосложения», И. Ф.
Анненский. «Третий мучительный сонет»
Проверочная работа № 3
Календарно – тематическое планирование курса
«Родная литература (на русском языке)»
№ ур. № ур.
п/п
в чет.
26
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
6.
1.
2.
7.
8.
3
4
9.
1
10.
11.
2
3
9 класс (17часов, 0,5 часа в неделю)
Тема уроков
I четверть (8 недель, 4 часа)
Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе: Песня «Как не две
тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня), А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент), М. И.
Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
Петербург в русской литературе: А. С. Пушкин.
«Город пышный, город бедный…», О. Э.
Мандельштам. «Петербургские строфы», А. А.
Ахматова. «Стихи о Петербурге» , Д. С. Самойлов.
«Над Невой»
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»
(русская народная песня), П. А. Вяземский.
«Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
II четверть (8 недель, 4 часа)
Проверочная работа № 1
К. Д. Бальмонт. «Первый спас», Б. А. Ахмадулина.
«Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко. «Само
упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
А. П. Платонов. «На заре туманной юности»
(главы)
III четверть (10 недель, 5 часов)
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»
(рассказ из повести «Последний поклон»)
Проверочная работа № 2
Великая Отечественная война в литературе: Н.
П. Майоров. «Мы», М. В. Кульчицкий.
Дата
27
12.
13.
4
5
14.
15.
16.
1
2
3
17.
4
«Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..», Ю. М.
Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
IV четверть (9 недель, 4 часа)
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
И. А. Бродский. «Мой народ», С. А. Каргашин. «Я
– русский! Спасибо, Господи!..»
Проверочная работа № 3
Приложение 2
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся по литературе.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на
основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное
сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное
средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы,
в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых
классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за
грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая
— к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями
в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа;
беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при
анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать
текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической
литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки героев и роль важнейших художественных средств
в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных
навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения
своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня
чтения нормам, установленным для данного класса.
28
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств
в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания
произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение
построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания
произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и
существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и
умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность
частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для
обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений,
или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
29
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста
произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это
установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Чтение наизусть
Оценка "5"
-твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4"
- знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении
перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3"
- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2"
- нарушает последовательность при чтении, не полностью
воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5.Безошибочное чтение.
Оценка "5"
- выполнены правильно все требования.
Оценка "4"
-не соблюдены 1-2 требования.
Оценка "3"
- допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2"
- допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка "5"
- выполнены все требования.
Оценка "4"
-допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка "3"
-допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка "2"
-допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Оценка "5"
- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
30
последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает
на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4"
-допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3"
- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать
содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2"
-не может передать содержание прочитанного.
31
Приложение 3
Перечень средств обучения и воспитания,
необходимых для реализации программы «Родная литература (на русском
языке» для 5-9 классов
№ п/п Средства обучения, мебель, системы хранения,
пособия
1. Основное оборудование
Доска классная/Рельсовая система с классной и
интерактивной доской (программное
обеспечение (ПО), проектор, крепления в
комплекте)/интерактивной панелью (ПО в
комплекте).
2. Стол учителя с ящиками для хранения или
тумбой.
3. Кресло учителя, стул.
4. Шкаф для хранения учебных пособий
5. Доска пробковая./ Доска магнитно-маркерная.
6. Система (устройство) для затемнения окон.
7. Стол ученический, регулируемый по высоте.
8. Тумба для таблиц под доску / Шкаф для
хранения таблиц и плакатов / Система хранения
таблиц и плакатов.
9. Речевой аудио класс
10. Аптечка универсальная для оказания первой
медицинской помощи.
11. Технические средства.
Сетевой фильтр
12. Документ-камера
13. Многофункциональное устройство/принтер.
14. Интерактивный программно-аппаратный
комплекс мобильный или стационарный
(программное обеспечение (ПО), проектор,
крепление в комплекте)/Рельсовая система с
классной и интерактивной доской (ПО,
проектор, крепление в комплекте) /
интерактивной панелью (ПО в комплекте).
15. Компьютер учителя с периферией/ ноутбук
(лицензионное программное обеспечение (ПО),
образовательный контент и система защиты от
вредоносной информации, ПО для цифровой
лаборатории, с возможностью онлайн опроса).
32
Имеется
(+/-)
+
Сроки
приобретения
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2024г.
2025г.
2024г.
16. Электронные средства обучения.
Электронные средства обучения/
Интерактивные пособия/ Онлайн курсы (по
предметной области).
17. Комплект учебных видеофильмов
18. Демонстрационные учебно-наглядные
пособия.
Комплект портретов писателей и
литературоведов.
19. Словари, справочники, энциклопедии языковые
и литературоведческие для учителей и учеников
9-11 классов.
20. Словари школьные раздаточные для 5-11
классов.
21. Комплект репродукций картин для уроков
развития речи и литературы
33
+
+
+
-
+
+
Приложение 4
Учебно-методическая литература и интернет-ресурсы.
Учебники, реализующие рабочую программу.
Родная
русская
литература:
5
класс:
учебное
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А.
Беляева [и др.].. Москва : Просвещение, 2021.
Родная
русская
литература:
6
класс:
учебное
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А.
Беляева [и др.].. Москва : Просвещение, 2021. - 192 с. : ил.
Родная
русская
литература:
7
класс:
учебное
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А.
Беляева [и др.].. Москва : Просвещение, 2021. - 192 с. : ил.
Родная
русская
литература:
8
класс:
учебное
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А.
Беляева [и др.].. Москва : Просвещение, 2021. - 224 с. : ил.
Родная
русская
литература:
9
класс:
учебное
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А.
Беляева [и др.].. Москва : Просвещение, 2021. - 191 с. : ил.
пособие
для
Аристова, Н.В.
пособие
для
Аристова, Н.В.
пособие
для
Аристова, Н.В.
пособие
для
Аристова, Н.В.
пособие
для
Аристова, Н.В.
Список нормативных документов и научно-методической литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в
Российской
Федерации»
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/ (дата обращения: 09.09.2020).
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от
19 декабря 2012 г. № 1666» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 09.09.2020).
Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО, протокол от 2
июня
2020
г.
№2/20)
[Электронный
ресурс].
URL:
https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/
(дата
обращения:
09.09.2020).
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная
литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России.
2020. №14. С. 55-63.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как
хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык
как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности
поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов
по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного
филологического образования как важный фактор национального самоопределения
// Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник
34
научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции /
Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
РАО», С. 890-902.
Абрамов Ф.А. Валенки // Фёдор Абрамов Повести. Рассказы. Литературные
портреты. Статьи. Выступления. - М.: Художественная литература. Ленинградское
отделение, 1982. - 407 с.
Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Л.: Детская
литература, 1982.
Бунин И.А. Троица // В.И. Калугин. Молитвы русских поэтов. XX – XXI.
Антология. - М.: Вече, 2013. - 118 с.
Веркин Э.Н. Облачный полк. - М.: КомпасГид, 2020
Дементьев А.Д. Россия — страна поэтов. - М.: Эксмо, 2014.Лихачёв д.С.
Поэтикадревнерусской литературы. - Л.: Худ. лит., 1971. // Гемп К.П. Сказ о
Беломорье. - М.; архангельск. 2004
Дон-Аминадо «Наука стихосложения» // Антология сатиры и юмора в России
ХХ века. - М.: Эксмо, 2004. - 42 с.
Душечкина Е. Святочный рассказ.
Муравьёв В.Б. Старая Москва в легендах и преданиях. - М.: Эксмо, 2011.
Шайтанов Н.М. Дело вкуса: книга о современной поэзии. - М.: Время, 2007.
Шергин Б.В. Слово о родимой стороне: Из дневников разных лет //Белый
пароход. 1998. № 1
Штрайх С.Я. Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина. - М.: Наука,
2007. - (Литературные памятники).
Щербакова Г.Н. Вам и не снилось... - М.: Издательство «ТВ», 2020
Рекомендуемые информационные ресурсы:
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской
истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом)
РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская
литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты
академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает
классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию
диафильмов.
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор».
35