МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Нижнесергинского муниципального района
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги
Согласовано
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №1 г. Нижние
Серги
Заместитель директора по УВР
Мартьянова Е.Б.
Амосенко М.В.
Приказ №
Протокол №
от "" г.
от ""
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1871643)
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для 5 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Бараковских Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Нижние Серги 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 5 классов на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее —
ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а
также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области
«Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели курса русского
языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки
(не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой
системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования
являются:
— воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
— расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах,
прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о
таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают
его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об
основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского
речевого этикета;
— совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
— совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать,
сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения;
— совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
др.);
— развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на
содержание основного курса,представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного общего
образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского
речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и
культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального
общения.
Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой
культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с
учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание, направленное
на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для
школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую
ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых
типов, жанров, стилистической принадлежности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и
родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в 5 классе в объеме 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из
необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской
художественной литературы.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной
культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта
(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным
компонентом значения, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные
имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной
литературе.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительноласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления
слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Метафоры общеязыковые и
художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня —
об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о
болтливой женщине и т. п.).
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и
употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры
народа.
Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена,
входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую
окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте
нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные
варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической нормы.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы
употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском
литературном языке. Стилистические варианты лексической нормы (книжный,
общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в речи. Типичные примеры нарушения лексической нормы, связанные с
употреблением имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском
литературном языке.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Род заимствованных
несклоняемых имён существительных; род сложных существительных; род имён собственных
(географических названий). Формы существительных мужского рода множественного числа с
окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода.
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке.
Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени
родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как
показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к
незнакомому человеку.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки). Интонация и жесты.
Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры
разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки
(сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в 5 классе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык
(русский)»;
— ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков;
— свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
— понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других не осуждая;
— умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на
будущее;
экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка;
— овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания
мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
— устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые
единицы по существенному признаку;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
— формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
— использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
— использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и
в письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
— владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому
опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
— развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
— признавать своё и чужое право на ошибку;
— принимать себя и других не осуждая;
— проявлять открытость;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Язык и культура:
— характеризовать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к родному
языку;
— приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны (в рамках изученного);
— распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным
компонентом; характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной
оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной
литературы;
— распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением (в рамках изученного); понимать и объяснять
национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических
слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно
употреблять их;
— распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок;
пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках изученного), правильно употреблять их
в речи;
— иметь представление о личных именах исконно русских (славянских) и заимствованных (в
рамках изученного), именах, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого
определённую стилистическую окраску;
— понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и
истории народа, истории языка (в рамках изученного);
— использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов,
антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари,
грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации
(в том числе мультимедийные).
Культура речи:
— иметь общее представление о современном русском литературном языке;
— иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
— иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
— различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
— различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках
изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
— соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
— различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и
исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
— соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую
этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
— использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
— использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть
элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные
стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и
поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
— анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план
прочитанного текста;
— создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;
— распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
— анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты
(народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
— создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
1.1.
Русский язык —
национальный
язык русского народа
2
0
0
01.09.2022
02.09.2022
Чтение текста;
лекция;
конспектирование;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7621/
1.2.
Краткая история
русской письменности
2
0
0
08.09.2022
09.09.2022
Характеризовать основные факты из истории русской письменности (в рамках
изученного) и создания славянского алфавита (на материале прочитанных
текстов);
Устный опрос;
самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
http://www.gramota.ru/
1.3.
Язык как зеркало
национальной
культуры
3
0
0
15.09.2022
22.09.2022
Распознавать, анализировать и характеризовать слова с живой внутренней
формой;
Устный опрос;
http://www.gramma.ru/
1.4.
Слово как хранилище
материальной и
духовной культуры
народа
4
0
0
23.09.2022
06.10.2022
Распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
Извлекать и анализировать информацию из научно-популярных текстов о
предметах и явлениях традиционного русского быта;
Анализировать словарные статьи «Толкового словаря живого великорусского
языка» В. И. Даля; извлекать сведения о жизни, быте, обычаях русского народа
в прошлом;
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://learning-russian.gramota.ru
1.5.
Загадки.
Метафоричность
русской загадки.
Метафоры
общеязыковые и
художественные, их
национальнокультурная специфика.
Метафора,
олицетворение, эпитет
как изобразительные
средства
3
0
0
07.10.2022
14.10.2022
Анализировать русские загадки с точки зрения языковых средств, которые в
них используются для создания образа загаданного слова;
Сравнивать языковые метафоры в русском и других языках, устанавливать
признаки, по которым проводится сравнение;
Устанавливать признаки для сравнения прямого и переносного значения слов;
определять признак, лежащий в основе переносного значения;
Анализировать художественные тексты с точки зрения использования в них
художественных метафор, олицетворений;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://www.gramma.ru/ -
1.6.
Национальная
специфика русского
фольклора
3
0
0
20.10.2022
27.10.2022
Анализировать фрагменты текстов русских народных и литературных сказок,
народных песен, былин, художественных произведений с точки зрения
использования в них устойчивых оборотов, народно-поэтических символов,
народно-поэтических эпитетов;
Распознавать постоянные эпитеты и сравнения, анализировать и
характеризовать особенности употребления в фольклорных текстах, в
художественной литературе постоянных эпитетов, сравнений как особых
изобразительно-выразительных средств;
Распознавать прецедентные имена и прозвища персонажей сказок, былин,
легенд и т. п., понимать и объяснять их значение в современных контекстах,
правильно употреблять их;
Использовать толковые словари; словари эпитетов, метафор и сравнений;
словари пословиц и поговорок; учебные этимологические словари;
грамматические словари и справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные);
Устный опрос;
Тестирование;
http://www.gramma.ru/ -
1.7.
Крылатые слова,
пословицы, поговорки
2
0
0
28.10.2022
10.11.2022
Распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и
литературных сказок, называть их источники, комментировать значение и
употребление в современных ситуациях речевого общения, использовать в
собственной речевой практике;
Объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные
пословицы, поговорки;
Использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений, словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные
этимологические словари; орфографические словари, грамматические словари
и справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные);
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://www.gramma.ru/ -
1.8.
Русские имена
2
0
0
11.11.2022
17.11.2022
Характеризовать исконно русские (славянские) имена, комментировать их
происхождение (в рамках изученного);
Характеризовать стилистическую окраску имён, входящих в состав пословиц и
поговорок (в рамках изученного);
Использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари
крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов; словари
эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари;
грамматические словари и справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные);
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://www.gramma.ru/ -
1.9.
Язык как зеркало
национальной
культуры.
Представление
проектных,
исследовательских
работ.
Проверочная
работа № 1
2
0
1
18.11.2022
24.11.2022
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
Самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты;
Самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
Делать выбор и брать ответственность за решение;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://www.gramma.ru/ -
Итого по разделу
Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ
23
2.1.
Современный русский
литературный язык
2
0
0
25.11.2022
01.12.2022
Понимать и объяснять различие понятий «национальный русский язык» и
«литературный русский язык» (на уровне общего представления);
Анализировать примеры речевых высказываний с точки зрения показателей
хорошей и правильной речи, соблюдения говорящим норм литературного
языка;
Понимать важность соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Использовать орфографические словари, грамматические справочники для
определения нормативных вариантов написания;
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://www.gramma.ru/ -
2.2.
Русская орфоэпия.
Нормы произношения и
ударения
4
0
0
02.12.2022
15.12.2022
Различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять
слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках
изученного);
Различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных,
именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы
ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
Анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
Употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы (в рамках изученного);
Использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для
определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Диктант;
http://repetitor.1c.ru/
2.3.
Речь точная и
выразительная.
Основные лексические
нормы современного
русского литературного
языка
7
0
0
16.12.2022
19.01.2023
Соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках
изученного);
Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами
лексической сочетаемости;
Распознавать слова с различной стилистической окраской;
Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с
учётом стилистических норм современного русского языка;
Анализировать частотные примеры речевых ошибок, связанных с
употреблением имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
Использовать толковые словари, в том числе мультимедийные; словари
синонимов, антонимов для уточнения значения слов, стилистической окраски,
а также в процессе редактирования текста;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
http://repetitor.1c.ru/
2.4.
Речь правильная.
Основные
грамматические нормы
4
0
0
20.01.2023
02.02.2023
Различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных
форм именительного падежа множественного числа существительных
мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа
с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно
употреблять их в речи (в рамках изученного);
Различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного);
Выявлять и исправлять грамматические ошибки в тексте, в устной речи;
Использовать грамматические словари и справочники для уточнения норм
образования формы слова, построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования
текста;
Использовать орфографические словари, грамматические справочники для
определения нормативных вариантов написания;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
Диктант;
http://repetitor.1c.ru/
2.5.
Речевой этикет: нормы
и традиции
3
0
0
03.02.2023
10.02.2023
Анализировать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к
незнакомому человеку;
Корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
Участвовать в различных речевых ситуациях, требующих использования
этикетных форм и устойчивых формул‚ этикетного общения, лежащего в
основе национального речевого этикета;
Соблюдать в диалоге и монологе русскую этикетную вербальную и
невербальную манеру общения;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Диктант;
http://learning-russian.gramota.ru
2.6.
«Живой как жизнь».
Норма и её варианты.
Представление
проектных,
исследовательских
работ. Проверочная
работа № 2
2
0
1
16.02.2023
17.02.2023
Публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
Самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты;
Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
Самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
Делать выбор и брать ответственность за решение;
Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
http://learning-russian.gramota.ru
0
23.02.2023
03.03.2023
Использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач;
Анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины,
пословицы, загадки);
Владеть элементами интонации; выразительно читать тексты;
Инициировать диалог и поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге,
завершать диалог;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
http://learning-russian.gramota.ru
Итого по разделу
22
Раздел 3. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
3.1.
Язык и речь.
Средства
выразительности
устной речи
4
0
3.2.
Текст и его строение.
Композиционные
особенности описания,
повествования,
рассуждения
6
0
0
09.03.2023
13.04.2023
Анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты, определяя ведущий тип речи; их композиционные
особенности (на уровне изученного);
Анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных
функционально-смысловых типов речи;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
http://learning-russian.gramota.ru
3.3.
Функциональные
разновидности языка
2
0
0
14.04.2023
20.04.2023
Анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты с учётом
сферы, ситуации общения; стилевой принадлежности;
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания
и формы;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://learning-russian.gramota.ru
3.4.
Разговорная речь.
Просьба, извинение
1
0
0
21.04.2023
Анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины,
пословицы, загадки);
Участвовать в общении, демонстрируя владение интонацией;
Уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: просьбу, принесение извинений;
Инициировать диалог и поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге,
завершать диалог;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
http://learning-russian.gramota.ru
3.5.
Официально-деловой
стиль.
Объявление
1
0
1
27.04.2023
Анализировать и интерпретировать тексты или их фрагменты;
Создавать тексты объявлений в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
http://learning-russian.gramota.ru
3.6.
Научно-учебный
подстиль. План ответа
на уроке, план
текста
1
0
0
28.04.2023
Составлять планы разных видов: план устного ответа на уроке, план
прочитанного текста;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
http://learning-russian.gramota.ru
3.7.
Публицистический
стиль.
Устное выступление
1
0
0
04.05.2023
Распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
Анализировать и создавать текст устного выступления;
Владеть элементами интонации; выразительно читать тексты;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
http://learning-russian.gramota.ru
3.8.
Язык художественной
литературы.
Литературная сказка
1
0
1
05.05.2023
Анализировать и интерпретировать художественные тексты или их фрагменты
(литературные сказки);
Создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи;
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Практическая
работа;
http://learning-russian.gramota.ru
3.9.
Язык художественной
литературы.
Рассказ
1
0
0
11.05.2023
Анализировать и интерпретировать художественные тексты или их фрагменты
(рассказы);
Создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи;
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
http://learning-russian.gramota.ru
3.10.
Особенности языка
фольклорных текстов
2
0
0
12.05.2023
18.05.2023
Анализировать и интерпретировать фольклорные тексты (сказки, былины,
пословицы, загадки);
Создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи;
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);
Устный опрос;
Письменный
контроль;
http://learning-russian.gramota.ru
3.11.
Текст и его строение.
Представление
проектных,
исследовательских
работ.
Проверочная
работа № 3
3
1
1
19.05.2023
26.05.2023
Анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины,
пословицы, загадки);
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
Создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной
форме;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
http://learning-russian.gramota.ru
1
5
Итого по разделу
23
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.
1
6.
1
7.
1
8.
1
9.
1
10.
1
11.
1
12.
1
13.
1
14.
1
15.
1
16.
1
17.
1
18.
1
19.
1
20.
1
21.
1
22.
1
23.
1
24.
1
25.
1
26.
1
27.
1
Дата
Виды, формы
изучения контроля
28.
1
29.
1
30.
1
31.
1
32.
1
33.
1
34.
1
35.
1
36.
1
37.
1
38.
1
39.
1
40.
1
41.
1
42.
1
43.
1
44.
1
45.
1
46.
1
47.
1
48.
1
49.
1
50.
1
51.
1
52.
1
53.
1
54.
1
55.
1
56.
1
57.
1
58.
1
59.
1
60.
1
61.
1
62.
1
63.
1
64.
1
65.
1
66.
1
67.
1
68.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык, 5 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,
Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. О.М. Александрова, О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева и др. Русский родной язык. методическое
пособие. – М.: Учебная литература», 2018
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. - М.: «Просвещение»,2018
3. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе. Поиски и находки. – М.: «Дрофа», 2017
4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: Дрофа, 2008.
5. 5.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
6. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с
языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по
русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
8. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
9. http://rusolimp.kopeisk.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, справочные пособия, дидактический материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор, ноутбук
Приложение
«Особенности оценки по курсу Родной (русский) язык».
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку.
Развёрнутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа учащегося надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1)
полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если учащийся: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное
определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с
точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если учащийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если учащийся обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает
такие недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьёзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки учащегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е.
за сумму ответов, данных учащимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного
класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные
ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо
земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует
выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не
что иное,как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она
считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок,
сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка
учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и
более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой
орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных,
или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках,
если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается
выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных,
если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4
грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического,
орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если учащийся выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если учащийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если учащийся не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные
при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором учащийся допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1.
Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на
снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
•
описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
•
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
•
ошибка в переносе слова;
•
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
•
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная
работа.
2.
Характер допущенной учащимся ошибки (грубая или негрубая). К негрубым
орфографическим относятся ошибки:
•
в исключениях из правил;
•
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
•
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
•
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли
сказуемого;
•
в написании ы и и после приставок;
•
в случаях трудного различения не и ни;
•
в собственных именах нерусского происхождения.
•
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
•
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
•
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;
•
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила
(пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка
не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. полошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило
(например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение
причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако
три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия
выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся)
и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных
ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать
однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные,
сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые
другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция)
допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела
программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе –
150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен
на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств),
вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда
проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка
(за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы учащегося теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и
грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых
ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учащимся
ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
1
Грамотность
2
3
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
Допускается 1 негрубая
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено орфографическая или 1
не менее 70% исходного текста.
пунктуационная или 1
3. Содержание работы излагается последовательно.
грамматическая ошибка
4. Текст отличается богатством лексики, точностью
употребления
слов,
разнообразием
синтаксических
конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых
недочета
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме,
Допускаются: •
имеются незначительные отклонения от темы.
2 орфографические +
2. Содержание изложения в основном достоверно, но
2 пунктуационные +
имеются единичные фактические неточности; при этом в 3 грамматические ошибки;
работе сохранено не менее 70% исходного текста.
• 1 орфографическая +
3. Имеются незначительные нарушения последовательности
3 пунктуационные +
в изложении мыслей.
3 грамматические ошибки;
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно • 0 орфографических +
разнообразен.
4 пунктуационные +
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
3 грамматические
выразительностью.
ошибки.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более
В любом случае
3-4 речевых недочетов
количество
грамматических ошибок
не должно превышать
трех, а орфографических двух, однако, если из трех
орфографических ошибок
одна является негрубой, то
допускается выставление
отметки «4»
«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
Допускаются: •
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней 0 орфографических +
допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения 5-7 пунктуационных (с
составляет менее 70% исходного текста.
учетом повторяющихся и
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
негрубых);
4.
Лексика
бедна,
употребляемые
синтаксические • 1 орфографическая + 4-7
конструкции однообразны.
пунктуационных + 4
5. Встречается неправильное употребление слов.
грамматические ошибки; •
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
2 орфографические + 3-6
выразительна.
пунктуационных + 4
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5
грамматические ошибки; •
речевых недочетов
3 орфографические + 5
пунктуационных + 4
грамматические ошибки; •
4 орфографические + 4
пунктуационные + 4
грамматические ошибки
«2»
1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено Допускаются: - 5 и более
много фактических неточностей; объем изложения грубых орфографических
составляет менее 50% исходного текста.
ошибок независимо от
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех
количества
частях работы, отсутствует связь между ними. Текст
пунктуационных;
сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 8 и более пунктуационных
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и
ошибок (с учетом
обороты речи почти отсутствуют. Работа написана
повторяющихся и
короткими однотипными предложениями со слабо негрубых) независимо от
выраженной связью между частями, часты случаи
количества
неправильного употребления слов.
орфографических.
5. Нарушено стилевое единство текста.
Общее количество
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
орфографических и
недочетов.
пунктуационных ошибок
более 8 при наличии более
5 грамматических.
«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 Имеется по 7 и более
речевых недочетов.
орфографических,
пунктуационных
и
грамматических ошибок
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического
сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального
замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка
снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…»,
при оценке работ следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну
единицу, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при
3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-32; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5»
превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к
правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать
нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей,
коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно»,
недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами,
недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и
выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или
искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю
изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что учащийся не овладел
полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим
материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную
тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности
действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных,
мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование
ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста.
Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
•
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он
шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул
подбородок на стол;
•
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как
плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
•
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город;
пули не свистели над ушами;
•
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с
Таней случайно;
•
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
•
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например:
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
•
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
•
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов,
например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
•
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в
авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
•
смешение лексики разных исторических эпох;
•
употребление штампов.
•
Речевые ошибки в построении текста:
•
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
•
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев
выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
•
стилистически неоправданное повторение слов;
•
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста,
приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она
клюнула;
•
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
•
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.
•
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет учащийся.
•
Разновидности грамматических ошибок
•
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак,
беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
•
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением
частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни
англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
•
Синтаксические
а)
Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например:
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)
ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни
юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его
по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и
никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще
грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая
лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись
руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например:
Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны
деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с
коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки,
например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка
может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только
видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает
разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании
браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено
согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею
даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются
более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащийся; 2) этап
обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только
в том случае, когда учащийся не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом
выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или
отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного
класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения
или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок,
оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает
в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по русскому языку: усвоение
теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и
пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое
предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую
подготовку учащегося по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для
того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего
учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей
успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам,
отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).
Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении
четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за
орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с
учетом работы над ошибками.