МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Управление образования администрации
Нижнесергинского
Муниципального района
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся
и Советом родителей
Педагогическим
советом,, МКОУ СОШ
Золотина Ю.В
Протокол № 23 от «31»
мрта 2023 г.
Амосенко М.В.
Протокол № 24 от «30»
марта 2023 г.
Мартьянова Е.Б
Протокол № 46 от «3 »
апреля 2023 г.
Рабочая программа по курсу
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
учителя-дефектолога
для обучающихся
с задержкой психического развития(вариант
7.2)
МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги
2023г.
1. Целевой раздел.
1.1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Психокоррекционные занятия» учителя – дефектолога
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МКОУ СОШ № 1 г.
Нижние Серги разработана на основе:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
2.
Федерального государственного образовательного стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 ред. от 08.11.2022);
3.
Федеральной АООП НОО обучающихся с ОВЗ (в ред. Приказа Минпросвещения
России от 08.11.2022 № 955);
4.
Адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2);
5.
Устава МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги»;
6.
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление главного
санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26).
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем
в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений, коррекцию недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении
программного материала.
Задачи курса:
•
коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
•
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения
– способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
•
развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование
алгоритмов учебных навыков коррекция учебной деятельности;
•
стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему
предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование
школьной мотивации;
•
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению
дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
•
компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
•
освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
•
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных
дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
1.2. Характеристика курса с учетом особенностей его освоения обучающимися
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
диагностика и развитие познавательной сферы, целенаправленное формирование высших
психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической
и
мыслительной
деятельности,
развития
пространственно-временных
представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы, коррекция ее недостатков
(гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему
«Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности); диагностика и развитие
коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии,
сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание
социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной
регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный
комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Коррекционные занятия
позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального
и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений
в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода
начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и
интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные
трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных
возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР
Для организации обучения детей данной категории особую роль играют такие способы
воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их
познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют
дидактические игры, упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика;
кинезиологические упражнения; письменные и устные задания. Усвоение материала зависит
от правильного выбора методов обучения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— составление индивидуальной программы психологического сопровождения
обучающегося;
— разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и
индивидуальныхкоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с ихособыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции,
необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его
поведения;
— социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии
иобучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
— консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания
и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении АООП НОО для детей с ЗПР
вариант 7.2.
Информационно-просветительская работа включает:
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся.
Курс коррекционных занятий проводится учителем-дефектологом. Длительность
занятия:
1, 1 доп. класс – 66 часов, 2 раз в неделю;
2 класс – 68 часов, 2 раз в неделю;
3 класс – 68 часов, 2 раз в неделю;
4 класс – 68 часов, 2 раза в неделю.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
1.3. Личностные и предметные результаты освоения коррекционных занятий
Личностные результаты освоения курса включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные
установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения курса должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичномединстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения курса включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП ООО.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебныхи практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4)
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;
7)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределениифункций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных)компетенций, необходимых для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающих
становление социальных
отношений,
обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимомжизнеобеспечении, проявляющееся:
•
В умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
•
В умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
•
В умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
даватьадекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
•
В умении написать при необходимости sms-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
-овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной
жизни,проявляющееся:
•
В расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
•
В умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
•
В адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в
этой деятельности;
•
В расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
•
В умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
•
В умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
•
В стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
•
В расширении знаний правил коммуникации;
•
В расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
•
В умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
•
В умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
•
В умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
•
В умении получать и уточнять информацию от собеседника;
•
В освоении культурных форм выражения своих чувств.
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
•
В расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
•
В адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
•
В расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
•
В расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченнойв пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
•
В умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающегомира;
•
В умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
•
В умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственнойжизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
•
В развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
•
В развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
•
В накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
•
В умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
бытьпонятым другим человеком;
•
В умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
•
В способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
•
В знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми
людьми;
•
В освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
•
В освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
•
В умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
•
В умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным
запроявление внимания и оказание помощи;
•
В умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты освоения данной программы должны отражать:
-способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия
и соответствовать общему темпу занятий;
-способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях
общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком, умение задавать вопросы;
-способность к наблюдательности, умение замечать новое;
-овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности;
-стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической
деятельности;
-умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
-сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения курса предметные,
метапредметные и личностные результаты;
-сформированные в соответствии курса универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание коррекционной работы.
1. Сенсомоторное развитие
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно
воспринимаемыхобъектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
формирование способности выделять признаки
предметов 2.Формирование пространственных
представлений
формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
3. Развитие мнемических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений,многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
регуляция простейших двигательных актов;
формирования умения ориентировки в задании;
формирование умения планирования этапов выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
6. Формирование навыка письма
- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- звукобуквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма.
7. Формирование навыка чтения
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертаниюбукв;
- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;
- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;
обучение составлению предложений из слов;
обучение схематической записи слов, предложений.
8.Формирование элементарных математических представлений
- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);
- состав числа; счётные операции;
- решение и составление задач;
- геометрические фигуры; цвет, форма, размер предметов.
-
2.2. Тематическое планирование психокоррекционных занятий.
1 класс (вариант
7.2)
Таблица № 1
№
п/п
1
2
3
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Тема занятий
Первичная диагностика
Первичная диагностика
Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
речи, развитие мышления. Развитие
временных
представлений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям.
Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний
правил русского языка.
Развитие речи, расширение математических представлений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Развитие мелкой моторики, развитие тактильного
восприятия.
Формирование навыков грамотного письма.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие
зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления.
кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений.
Заучивание правил правописания.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие
зрительно-моторной координации, формирование пространственной
ориентировки на листе бумаги при написании в тетради.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Эмоциональное воспитание.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие нагляднообразного мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение
словарного запаса.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера.
Формирование правильного звукопроизношения, написания букв.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных процессов, развитие памяти.
Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных
процессов.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие
мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие
мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. Уметь
правильно ставить вопрос.
Формирование
математических
представлений,
развитие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
мыслительных операций.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.
Умение анализировать.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций
Формирование
понятий один предмет,
много
предметов.
Дифференциация понятий.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук,
развитие координации движений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений
Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных процессов, развитие памяти.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие пространственной ориентировки, развитие
зрительномоторной координации, развитие мелкой моторики, развитие нагляднообразного мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений.
Формирование навыков грамотного письма.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Социально-бытовая
ориентировка,
расширение
знаний
об
окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти,
развитие речи.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия.
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие.
Коррекция мыслительной деятельности.
Расширение знаний, развитие словаря, развитие
мыслительных
процессов, развитие памяти, развитие речи.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие
наглядно образного мышления
Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук,
развитие координации движения
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций
Развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук,
развитие координации движения
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие
Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций,
развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия
Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие
зрительного внимания и восприятия
Заключительная диагностика
1 дополнительный класс (вариант
7.2)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Таблица № 2
№
п/п
1
2
3
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема занятий
Первичная диагностика
Первичная диагностика
Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие
наглядно-образного мышления.
Развитие
речи, развитие мышления. Развитие
временных
представлений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям.
Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний
правил русского языка.
Развитие речи, расширение математических представлений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Развитие мелкой моторики, развитие тактильного
восприятия.
Формирование навыков грамотного письма.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие
зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений.
Заучивание правил правописания.
кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие
зрительно-моторной координации, формирование пространственной
ориентировки на листе бумаги при написании в тетради.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Эмоциональное воспитание.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие нагляднообразного мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение
словарного запаса.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера.
Формирование правильного звукопроизношения, написания букв.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных процессов, развитие памяти.
Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных
процессов.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие
мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие
мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. Уметь
правильно ставить вопрос.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.
Умение анализировать.
Формирование
математических
представлений,
развитие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
мыслительных операций.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций
Формирование
понятий один предмет,
много
предметов.
Дифференциация понятий.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук,
развитие координации движений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений
Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных процессов, развитие памяти.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие пространственной ориентировки, развитие
зрительномоторной координации, развитие мелкой моторики, развитие нагляднообразного мышления.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений.
Формирование навыков грамотного письма.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Социально-бытовая
ориентировка,
расширение
знаний
обокружающем мире, расширение
словарного запаса, развитие памяти,
развитие речи.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций.
Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия.
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие.
Коррекция мыслительной деятельности.
Расширение знаний, развитие словаря, развитие
мыслительных
процессов, развитие памяти, развитие речи.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,
формирование элементарных математических представлений.
Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие
наглядно образного мышления
Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук,
развитие координации движения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
№
урока
1-2
3.
4.
5.
6.
7-8.
9.
10.
11.
12-13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций
Развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления
Формирование
математических
представлений,
развитие
мыслительных операций
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук,
развитие координации движения
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие
Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций,
развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия
Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие
зрительного внимания и восприятия
Заключительная диагностика
2 класс (вариант 7.2)
Таблица № 4
Тема занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
кол-во
часов
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно- 1
образного мышления.
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно- 1
образного мышления.
1
Развитие зрительной памяти, пространственных
представлений,
произвольности средних движений.
Развитие мышления, вербальной памяти. Фонетика
1
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической 1
памяти, тонко координированных движений.
Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие 2
наглядно-образного мышления
Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений. Фонетика
1
Развитие артикуляции, пространственных представлений
1
Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных 1
представлений
Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой 2
моторики. Фонетика
Развитие умения выполнять словесные поручения, формирование 1
элементов самоконтроля, развитие слуховых ощущений.
Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, 1
формирование элементарных математических представлений
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, 1
мышления. Фонетика
Развитие мышления, точности произвольных движений
1
Формирование
математических
представлений,
1
развитие
мыслительных операций
Развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления
1
Формирование
математических
представлений,
1
развитие
мыслительных операций.
Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, 1
развитие координации движения
Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие
1
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29-30.
31.
32-33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций,
развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия
Развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие
зрительного внимания и восприятия
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания, осязательных ощущений
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля.
Развитие умения подчиняться словесным указаниям
взрослого,
мышления, двигательной сферы.
Развитие
пространственного
восприятия,
наглядно-образного
мышления, гибкости мыслительной деятельности
Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой
памяти.
Промежуточная диагностика
Развитие умения выделять существенные признаки, умения соотносить
с образцом, слуховых ощущений.
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных
представлений, воображения.
Развитие
осязательных ощущений, опосредованной
памяти,
мышления, мышечных ощущений.
Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, нагляднообразного мышления.
Развитие
осязательных ощущений, опосредованной
памяти,
зрительных ощущений.
Развитие умений правильно распределять внимание, логического
мышления.
Развитие опосредованной памяти, слухового восприятия, нагляднообразного мышления
Развитие вербальной памяти, пространственных представлений.
Развитие психомоторики, аналитико-синтетических способностей.
Развитие осязательных ощущений, наглядно-образного мышления.
Развитие памяти и произвольного внимания, зрительных ощущений.
Развитие способности устанавливать закономерности, мышечных
ощущений.
Развитие мыслительных операций, формирование внутреннего плана
действий.
Развитие опосредованной памяти, произвольного внимания.
Развитие мыслительных операций, пространственных представлений.
Развитие способностей устанавливать логические связи, формирование
зрительного восприятия.
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, нагляднообразного мышления.
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, нагляднообразного мышления.
Развитие зрительной памяти, пространственных
представлений,
произвольности средних движений.
Развитие мышления, вербальной памяти.
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55-56.
57-58.
59-60.
61-62.
63-64.
65-66.
67-68.
Развитие пространственных представлений, процессов анализа и
синтеза, произвольного внимания.
Развитие
звукового
синтеза,
произвольного
внимания,
пространственных представлений
Развитие логического мышления, памяти, пространственных
2
2
2
и
математических представлений.
Развитие мышления (процессы синтеза), наблюдательности.
2
Развитие умения сравнивать, анализировать форму предметов, 2
непосредственной зрительной памяти.
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно- 2
образного мышления.
Заключительная диагностика
3 класс (вариант 7.2)
Таблица № 5
№ п/п
Тема занятий
1
2
3
4
Первичная диагностика
Первичная диагностика
Развитие логики, опосредованной памяти.
Развитие логики, устойчивости внимания, формирование внутреннего
плана действий.
Развитие воображения, ассоциативного мышления.
Формирование внутреннего плана действий, произвольности
движений.
Развитие зрительной памяти, пространственных представлений.
Развитие словесно-логического мышления.
Формирование внутреннего плана действий, произвольности
движений.
Развитие воображения.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие вербально-смыслового мышления.
Развитие способностей сравнивать.
Формирование чувства времени, устойчивости внимания.
Развитие произвольного внимания.
Формирование пространственных представлений.
Развитие логического мышления.
Развитие аналитико-синтетических способностей.
Формирование чувства времени, внутреннего плана действий.
Развитие вербальной опосредованной памяти.
Формирование произвольности движений (преодоление
гиперакивности)
Развитие аналитико-синтетических способностей.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие воображения, пространственных представлений.
Развитие слухового восприятия, понятийного мышления.
Развитие способностей устанавливать закономерности.
Промежуточная диагностика
Развитие абстрактного мышления.
Развитие абстрактного мышления.
Развитие вербально-понятийного мышления.
Формирование пространственных представлений.
Развитие понятийного мышления.
Развитие способностей сравнивать, устанавливать закономерности.
Развитие воображения.
Формирование произвольности движений.
Развитие осязательного восприятия
Развитие непосредственной памяти.
Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации.
Развитие способностей выявлять причинно-следственные связи.
Развитие помехоустойчивости.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие произвольности движений, пространственных
представлений.
Развитие логического мышления.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66-68
Развитие способностей к абстрагированию.
Развитие пространственных представлений.
Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей к абстрагированию.
Развитие помехоустойчивости интеллектуальных процессов.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей выявлять причинно-следственные связи.
Развитие способностей к абстрагированию.
Развитие непосредственной памяти.
Развитие произвольности движений, пространственных
представлений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие абстрактного мышления.
Развитие абстрактного мышления.
Развитие вербально-понятийного мышления.
Формирование пространственных представлений.
Развитие понятийного мышления.
1
1
1
1
1
1
Развитие связной речи. Составление предложений по картинке.
1
Коррекция и развитие слуховой памяти. Составление предложений.
1
Развитие способностей сравнивать, устанавливать закономерности.
1
Заключительная диагностика
3
4 класс (вариант 7.2)
Таблица № 6
№ п/п
Тема занятий
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13
14
15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
Первичная диагностика
Развитие абстрактного мышления.
Развитие вербально-понятийного мышления.
Формирование пространственных представлений.
Развитие понятийного мышления.
Развитие способностей сравнивать, устанавливать закономерности.
Развитие воображения.
Формирование произвольности движений.
Развитие осязательного восприятия
Развитие непосредственной памяти.
Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации.
Развитие способностей выявлять причинно-следственные связи.
Развитие помехоустойчивости.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие
произвольности
движений,
пространственных
представлений.
Развитие логического мышления.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей к абстрагированию.
Развитие пространственных представлений.
Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей к абстрагированию.
Развитие помехоустойчивости интеллектуальных процессов.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
кол-во
занятий
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64-65
66
67-68
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей выявлять причинно-следственные связи.
Развитие способностей к абстрагированию.
Развитие непосредственной памяти.
Развитие
произвольности
движений,
пространственных
представлений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие абстрактного мышления.
Развитие абстрактного мышления.
Развитие вербально-понятийного мышления.
Развитие способностей сравнивать, выявлять смысл.
Развитие способностей к абстрагированию.
Заключительная диагностика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2.3. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности
учащегося, эмоционально волевой сферы.
1
балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослогоне принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.
2
балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью
взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.
3
балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с
незначительной помощью учителя.
Целью первичного мониторинга является определение уровня актуального и «зоны
ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление
детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Промежуточный мониторинг проводится с целью отслеживания динамики развития
ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню
развития учащегося.
Проведение итоговой (заключительной) диагностики необходимо для констатации
результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие
учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.
По результатам итогового мониторинга определяется дальнейшая программа обучения
детей. Все результаты мониторинга отображаются в индивидуальной карте развития ребенка
и обсуждаются командой специалистов на ШПМПк. Определяется дальнейший
образовательный маршрут ребенка.
3. Материально-техническое обеспечение
•
индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой
диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для
выполнения классификации и пр.);
•
демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные
знаки, макет часов со стрелками и т.п.
•
магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями
различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
• доска с магнитными держателями;
• фланелеграф;
• мультимедиа проектор и экран;
• переносные носители информации;
• наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
• плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
•
значительное количество расходного материала для изобразительной
деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной
толщины), цветные карандаши и фломастеры;
• материал для лепки;
• защитные клеенки на столы;
• тетради для записей;
• индивидуальные полиуретановые коврики.
4. Список литературы:
1.
Бабкина Н. В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического
развития // Начальная школа. -2018. -№8.
2.
Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной
работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. - 2019.
- №2.
3.
Бабкина Н. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с
задержкой психического развития. М., 2018. (в пособии представлен комплекс методик для
дифференцированной оценки готовности к школе детей с ЗПР, раскрыты основные
направления и содержание коррекционно-развивающей помощи).
4.
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с
задержкойпсихического развития. Монография. М., 2019.
5.
Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и
взрослых. Учебное пособие. М., 2019.
6.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. Пособие. М.,2020.
7.
Вильшанская А. Д. Формирование универсальных учебных действий у
младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия
«Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019.
- № 7.
8.
Гостар А. А., Очковская Т. Ю., Величко С. А. Формирование замещающей
функции мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием
конструирования // Дефектология. -2019. -№5.
9.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под
ред. С. Г. Шевченко. М., 2004. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений
у детей с задержкой психического развития. Пособие. М., 2019.
10.
Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей
с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2020. - №5.
11.
Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений
удетей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2019.
12.
Тригер Р.Д. Программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс.
М.:Парадигма, 2020.