Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа
№ 1 г. Нижние Серги
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся
и Советом родителей
Педагогическим
советом МКОУ СОШ
Протокол № 24 от «31»
августа 2023 г.
Амосенко М.В.
Протокол № 25 от «31»
августа 2023 г..
Приказ № 147
августа 2023 г.
от «31»
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ СОШ №1 г. Нижние
2023 г
Серги
1. Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа воспитания ООП НОО МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги (далее Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Программа воспитания основывается на единстве и
преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования.
1.2. Программа воспитания:
-
-
-
-
-
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления МКОУ СОШ
№1 г. Нижние Серги, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных
представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
1.4. В соответствии с особенностями МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги внесены изменения в
содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с
особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
2. Целевой раздел.
2.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
2.3.1. Цель воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
-
-
-
2.3.3.
-
2.3.2. Задачи воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения
полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.3.4. Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги и планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
2.4. Направления воспитания.
2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России,
традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни
и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены
ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в
воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена
деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
2.5.3.1. Гражданско-патриотическое воспитание:
-
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине -
России, ее территории, расположении;
-
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам;
-
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины - России, Российского государства;
-
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение;
-
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях;
-
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
2.5.3.2. Духовно-нравственное воспитание:
-
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности
с учетом национальной, религиозной принадлежности;
-
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
-
доброжелательный,
проявляющий
сопереживание,
готовность
оказывать
помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
-
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
-
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
-
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
2.5.3.3. Эстетическое воспитание:
-
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей;
-
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
-
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
2.5.3.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового
и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
-
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения
в быту, природе, обществе;
-
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
-
сознающий и принимающий
свою половую принадлежность, соответствующие
ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
2.5.3.5. Трудовое воспитание:
-
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
-
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление;
-
проявляющий интерес к разным профессиям;
-
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
2.5.3.6. Экологическое воспитание:
-
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду;
-
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам;
-
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
2.5.3.7. Ценности научного познания:
-
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность
в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
-
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании;
-
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3. Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги, реализующий все уровни общего образования - начальное общее
образование, основное общее образование и среднее общее образование.
Особенности воспитательного процесса в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги определяются
следующими условиями:
-
расположенность учреждения в одном из старых микрорайонов города, жилой фонд
микрорайона представлен преимущественно старыми «пятиэтажками», частным сектором.
-
контингент обучающихся - преимущественно дети из близлежащих жилых районов имеет с
табильный состав, 14 обучающихся с ОВЗ.
Усилия педагогического коллектива направлены на создание единой безопасной и комфортной
образовательной среды школы, способствующей личностному развитию всех обучающихся на
основе реализации ценностно-смыслового, системно-деятельностного и здоровьеразвивающего
подходов в образовательной деятельности.
Процесс воспитания в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
- неукоснительное
конфиденциальности
соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
информации
об
обучающемся
и
семье,
приоритета
соблюдения
безопасности
обучающегося при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета
совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается
и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется
конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их
социальная активность;
- педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских творческих объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению
к
обучающимся
защитную,
личностно
развивающую,
организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В школе организована интересная, событийно насыщенная и личностно развивающаяся
совместная деятельность детей и взрослых, способствующая социализации и саморазвитию
школьников, повышающая уровень воспитанности и определяющая личностный рост школьников:
-
накопление школьниками основных социальных знаний;
-
развитие позитивных отношений школьников к базовым национальным ценностям;
-
приобретение школьниками опыта самостоятельного ценностно- ориентированного социаль
ного действия
В реализации воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников педагоги
ориентируются на поддержку воспитательных усилий родителей школьников, привлекают к
решению вопросов воспитания школьников их родителей (лиц, их заменяющих), используют
разноплановые формы взаимодействия с семьей для повышения эффективности воспитательного
влияния на школьников.
В МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги работают кружки «Информатика», «Мы любим русский
язык», «Мы изучаем английский язык», «Шахматы», «ЮиД», «Функциональная грамотность»,
«Разговор о здоровом питании». Результатом целенаправленной работы по выявлению и развитию
способностей обучающихся является их участие в конкурсах, выставках, соревнованиях различного
уровня, где они становятся победителями и призёрами, получая общественное и личностное
признание.
Школа имеет
собственные
электронные
периодические и непериодические
издания,
мультимедийную редакцию, публикующие издания на школьном сайте. Они играют особую роль в
приобщении обучающихся к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как
радикально отличаются от красочных интернет-изданий.
Социальными партнёрами МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги в организации воспитательной
деятельности с обучающимися являются «Центр детского творчества», Спорткомитет, Дворец
культуры, парк «Оленьи ручьи».
Основными традициями воспитания в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги являются:
-ключевые общешкольные дела, являющиеся стержнем годового цикла воспитательной
работы МКОУ СОШ №1
г. Нижние Серги через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
-коллективная
разработка,
планирование,
коллективное
коллективное
проведение
и
коллективный анализ их результатов;
- совместные дела обучающихся и педагогов, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в (от пассивного наблюдателя до организатора);
- педагогические работники МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги ориентированы на
формирование коллективов в рамках образовательных классов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Традициями центра являются: линейка, посвященная Дню знаний , день самоуправления и
концерт в честь Дня учителя, конкурс «Ярмарка талантов», Новогодняя сказка для малышей и
новогодние огоньки, мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, концерт, посвящённый
8 Марта, «Конкурс песни», «Широкая масленица», театральный фестиваль, День памяти,
посвященный Дню Победы, Шоу -программа «До свидания, школа начальная».
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги принимает участие:
-
«Орлята России»
-
Школьный театр « Маска»
-
Школьный спортивный клуб «Шахматы»
-
ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ.
Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания - процесс совместной работы
ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но с
неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития
творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
2. Театр как средство воспитания личности обучающихся.
3. Спортивно-оздоровительная работа - создание условий для развития физически здоровой
личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного спортивного клуба.
Проблемные
зоны,
дефициты,
воспитательной деятельности:
препятствия
к
достижению
эффективных
результатов
в
1.
Сотрудничество
с
родителями
-
недостаточно
инициативный
отклик
родительской
общественности на призыв школы к решению проблем организации воспитательного процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей - личное общение часто
заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации, проведению
воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч
с родителями.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Воспитательная работа МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Урочная деятельность», «Внеурочная
деятельность», «Классное руководство», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно
пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и
безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Каждый из модулей обладает
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги
3.2.2. Модуль "Основные школьные дела".
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
-
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы (День солидарности в
борьбе с терроризмом, День народного единства, День Победы, День России);
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире
(«Бессмертный полк», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», «День волонтера»);;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе (праздник «Прощай, начальная школа!»);
- церемонии награждения (по итогам учебного года) обучающихся и педагогов за участие в
жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вклад в развитие образовательной организации, своей местности (торжественные линейки);
- социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности («Собери ребенка в школу», «Помогая городу, помогаю
себе», «Ветеран живет рядом», «Здоровье - твое богатство», «Коробка добра», «Покорми
птиц зимой», «Сад Победы», «Миска добра»)
- проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями для жителей населенного пункта (спортивные соревнования «Папа, мама, я спортивная семья», Дни открытых дверей, отчетный концерт, флешмобы);
-
-
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов,
с педагогическими работниками и другими взрослыми.
3.2.3. Модуль "Урочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в
рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются
конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
-
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно
нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
-
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач
уроков, занятий;
-
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики
в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
-
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность
в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
-
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
-
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
-
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
-
организацию
и
наставничества мотивированных
неуспевающими
в
одноклассниками,
том
эрудированных
числе
с
особыми
обучающихся
над
образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
-
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование
и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
3.2.4. Модуль "Внеурочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,
занятий :
-
курсы,
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности («Разговоры о важном», «Моя малая
Родина»);
-
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому
краеведению (исследовательские проекты «Я- исследователь»):
-
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской
направленности (кружок «ЮИД», «Мы любим русский язык», «Магия чисел», «Мы изучаем
английский язык»);
-
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности
-
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров
(кружок «Вокальный»);
-
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; курсы, занятия оздоровительной и
спортивной направленности («Разговор о здоровом питании», «Физкультура», «Шахматы»).
3.2.5. Модуль "Классное руководство".
Реализация
воспитательного
потенциала
классного
руководства
как
особого
вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации
обучающихся,
может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
-
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
-
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных
делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных
дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями,
давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и
внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся,
классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких
правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое), совместный
поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых
они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или)
разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать
обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей
об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь
родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении
вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей
организации
и
(законных
проведению
представителей), членов
воспитательных
дел,
семей
мероприятий
обучающихся к
в
классе
общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
и
3.2.6. Модуль "Внешкольные мероприятия".
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
-
-
-
-
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами образовательной организации (игры, квесты, походы);
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые
педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям (декада правовых знаний, предметные недели, кинолектории);
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие
и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты
и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально
психологического комфорта.
3.2.7. Модуль "Организация предметно-пространственной среды".
Реализация
воспитательного
предусматривать
совместную
предметно-пространственной
потенциала
деятельность
педагогов,
обучающихся,
среды
других
может
участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
-
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
-
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской
Федерации;
-
размещение карт России,
регионов,
муниципальных
образований
(современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических,
гражданских,
народных,
религиозных
мест
почитания,
портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
воспитательной
гражданско-патриотической
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна
Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе "мест
гражданского почитания" (в том числе, если образовательная организация носит имя
выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и других) в
образовательной
помещениях
организации
или
на
прилегающей
территории
для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты
об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другое;
разработку
и
популяризацию
символики
образовательной
организации
(эмблема),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся
в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами
друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и
игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на
которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои
книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями
территории;
по
благоустройству,
оформлению
школьных
аудиторий,
пришкольной
-
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
-
разработку и обновление материалов (стендов,
плакатов,
инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
3.2.8. Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)".
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции,
имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
-
-
-
-
-
-
-
создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации,
классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете
образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
дни открытых дверей, когда родители (законные представители) могут посещать уроки и
внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных
вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей,
социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной
организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и
общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
3.2.9. Модуль "Самоуправление".
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги предусматривает:
-
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Актив класса),
избранных обучающимися;
-
совместное планирование и организация классных дел Активом класса;
реализация программы развития социальной активности учащихся начальных классов
«Орлята России».
3.2.10. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе центра действуют несколько детских объединений - первичное отделение РДЦМ
(Российское движение детей и молодежи «Движение первых»), «Орлята России», отряд юных
инспекторов движения.
В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения
Всероссийский детский центр «Орлёнок» и Российское движение школьников с сентября 2023 года
реализуют программу развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Программа направлена на формирование социально-значимых ценностей обучающихся - Родина,
Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Цель данной программы: направлена на достижение национальных целей Российской Федерации,
создание условий воспитания социально ответственной личности учащихся начальной школы
общеобразовательных организаций.
Задачи:
-
вовлечение школьников в выявление и признание социальной проблемы, достижения
согласованной цели или реализации будущего мероприятия;
-
вовлечение школьников в процесс коллективного планирования общего дела;
-
развитие у детей познавательного (исследовательского) интереса, умения искать и
обрабатывать информацию;
-
развитие у детей навыков работы в группах и командной работы;
-
развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта (терпимость к чужому
мнению, умение договариваться, мотивировать свою позицию, управлять эмоциями и т.д.);
-
создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала ребенка.
Отряд юных инспекторов движения ЮИД- объединение школьников, которое создано для
воспитания у обучающихся чувства ответственности и культуры участника дорожного движения,
профессиональной ориентации; широкого привлечения детей к организации пропаганды правил
безопасного поведения на улицах и дорогах среди учащихся младших и средних классов
общеобразовательных организаций.
Воспитательный потенциал деятельности отряда ЮИД реализуется через:
-
профилактическую
по
работу
детского
предупреждению
дорожно-транспортного
травматизма среди детей младшего школьного и подросткового возраста посредством
проведения
бесед,
викторин,
игр,
соревнований, конкурсов,
тематических уроков,
праздников, постановки спектаклей;
-
выступления агитбригад;
-
информирование обучающихся о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и
основах безопасного поведения на улицах и дорогах в школьных СМИ.
3.2.11. Модуль "Профилактика и безопасность".
Реализация,
воспитательного
потенциала
профилактической
в
деятельности
целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации может
предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации
или запланированные):
-
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной
профилактической
эффективной
организации
среды
безопасности
обеспечения
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
-
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности,
выделение
психолого-педагогическое
и
сопровождение
групп
риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое);
-
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
координаторов
школьной
службы
работников
медиации,
социальных
служб,
правоохранительных органов, опеки и других);
-
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
-
вовлечение
обучающихся
в
воспитательную
деятельность,
проекты,
программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнерами
(антинаркотические,
антиалкогольные,
против
курения,
вовлечения
в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
движения,
дорожного
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
-
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого
поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным
воздействиям, групповому давлению;
-
профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности,
альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя
(походы,
спорт),
значимого
общения,
творчества,
деятельности
(в
числе
том
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
-
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и
других);
-
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого
педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты и другие).
3.2.12. Модуль "Социальное партнерство".
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги предусматривает:
-
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и
другие);
-
участие
представителей
внеурочных
занятий,
организаций-партнеров
внешкольных
в
мероприятий
проведении
отдельных
соответствующей
уроков,
тематической
направленно сти;
-
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
-
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с
представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся
жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
-
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с
организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и
другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Социальными партнёрами МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги в организации воспитательной
деятельности с обучающимися являются Дворец культуры, парк «Оленьи ручьи», «Центр
детского творчества», Спорткомитет.
3.2.13. Модуль "Профориентация".
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги в начальной школе включает в себя профессиональное просвещение школьников с
целью познакомить их с миром профессий, определить сферу интересов обучающихся.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка - сформировать у школьника
положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для
общества.
Эта работа осуществляется через следующие виды, формы и содержание деятельности:
освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности;
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры - деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
встречи с носителями профессий (очные и онлайн);
участие обучающихся в мероприятиях всероссийских профориентационных проекте
«ПроеКТОриЯ»,
проведение родительских собраний профориентационной направленности.
Социальными партнёрами МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги в профориентационной работе
являются профессиональные учебные заведения (Сергинский многопрофильный техникум, парк
«Оленьи ручьи», отделение архива администрации Нижнесергинского муниципального района)
4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся обеспечивают педагог - психолог,
социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Воспитательный процесс в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги обеспечивают специалисты:
директор, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию и
по взаимодействию с детскими общественными организациями, педагог-организатор, социальный
педагог, классные руководители.
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги
обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
•
Положение о классном руководстве.
•
Положение о школьном методическом объединении.
•
Положение о ВСОКО.
•
Положение о Совете профилактики.
•
Положение об Управляющем совете.
•
Положение о социально-психологической службе.
•
Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
•
Положение об ученическом самоуправлении.
•
Положение о первичном отделении РДЦМ «Движение первых».
•
Положение о школьном спортивном клубе.
•
Положение о школьном театре.
•
Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы по адресу:
https://nsergl.uralschool.ru/
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
4.3.1. В образовательной организации уровне НОО 4 обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Для данной
категории обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги созданы особые условия.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития
отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская
и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей', педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ
обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению
уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа
ориентируется:
•
на
формирование личности
ребенка с
особыми
образовательными
потребностями
с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми
образовательными
потребностями
и
их
сверстников,
с
использованием
адекватных
вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
4.3.1. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
-
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
-
соответствия
артефактов
процедур
и
награждения
укладу
общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды;
-
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур);
-
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и
коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные
противоречия
между
обучающимися, получившими и не получившими награды);
-
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей)
обучающихся,
представителей
родительского
сообщества,
самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;
-
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
4.3.2. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности: процедуры публичных награждений.
4.4. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего
образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной
работы.
4.5. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
-
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
-
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не
количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной
организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
-
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов
для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
-
распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание
того,
что
личностное развитие
-
это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует
наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
4.6. Основные направления анализа воспитательного процесса
Анализ
проводится
классными
руководителями
вместе
с
заместителем
директора
по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом ) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Способами
получения информации
о
состоянии
организуемой
совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися
и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями
совета обучающихся.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного
потенциала:
• проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
•
урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
•
деятельности детских общественных объединений
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в текущем
учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
следующий учебный год.