Рабочая программа воспитания НОО МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги на 2023-2024 учебный год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа
№ 1 г. Нижние Серги

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Советом обучающихся
и Советом родителей

Педагогическим
советом МКОУ СОШ

Протокол № 24 от «31»
августа 2023 г.

Амосенко М.В.
Протокол № 25 от «31»
августа 2023 г..

Приказ № 147
августа 2023 г.

от «31»

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ СОШ №1 г. Нижние

2023 г

Серги

1. Пояснительная записка.

1.1. Рабочая программа воспитания ООП НОО МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги (далее Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Программа воспитания основывается на единстве и
преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования.
1.2. Программа воспитания:
-

-

-

-

-

предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления МКОУ СОШ
№1 г. Нижние Серги, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных
представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.

1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
1.4. В соответствии с особенностями МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги внесены изменения в
содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с
особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
2. Целевой раздел.

2.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.

2.3.1. Цель воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги:

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
-

-

-

2.3.3.
-

2.3.2. Задачи воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения
полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.

2.3.4. Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги и планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
2.4. Направления воспитания.

2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.

2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России,
традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства.

5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни
и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.

8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.

2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены
ФГОС НОО.

На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в
воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена
деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.

2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
2.5.3.1. Гражданско-патриотическое воспитание:

-

знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине -

России, ее территории, расположении;

-

сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий

уважение к своему и другим народам;
-

понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины - России, Российского государства;

-

понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего

региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение;
-

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях;

-

принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.

2.5.3.2. Духовно-нравственное воспитание:

-

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности
с учетом национальной, религиозной принадлежности;

-

сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;

-

доброжелательный,

проявляющий

сопереживание,

готовность

оказывать

помощь,

выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим

людям, уважающий старших;
-

умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.

-

владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

-

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского

языка, проявляющий интерес к чтению.

2.5.3.3. Эстетическое воспитание:
-

способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве

людей;
-

проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;

-

проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,

искусстве.

2.5.3.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

-

бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового
и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;

-

владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения
в быту, природе, обществе;

-

ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;

-

сознающий и принимающий

свою половую принадлежность, соответствующие

ей

психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

2.5.3.5. Трудовое воспитание:

-

сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;

-

проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление;

-

проявляющий интерес к разным профессиям;

-

участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

2.5.3.6. Экологическое воспитание:

-

понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду;

-

проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам;

-

выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

2.5.3.7. Ценности научного познания:
-

выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность

в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
-

обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании;

-

имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в

естественно-научной и гуманитарной областях знания.

3. Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.

МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги, реализующий все уровни общего образования - начальное общее

образование, основное общее образование и среднее общее образование.
Особенности воспитательного процесса в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги определяются
следующими условиями:

-

расположенность учреждения в одном из старых микрорайонов города, жилой фонд
микрорайона представлен преимущественно старыми «пятиэтажками», частным сектором.

-

контингент обучающихся - преимущественно дети из близлежащих жилых районов имеет с
табильный состав, 14 обучающихся с ОВЗ.

Усилия педагогического коллектива направлены на создание единой безопасной и комфортной
образовательной среды школы, способствующей личностному развитию всех обучающихся на

основе реализации ценностно-смыслового, системно-деятельностного и здоровьеразвивающего
подходов в образовательной деятельности.
Процесс воспитания в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги основывается на следующих принципах

взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
- неукоснительное

конфиденциальности

соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
информации

об

обучающемся

и

семье,

приоритета

соблюдения
безопасности

обучающегося при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для

каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых

общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями
друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета

совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела,

через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка,

коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается

и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется

конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их
социальная активность;

- педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских творческих объединений, на установление в

них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по

отношению

к

обучающимся

защитную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

В школе организована интересная, событийно насыщенная и личностно развивающаяся

совместная деятельность детей и взрослых, способствующая социализации и саморазвитию
школьников, повышающая уровень воспитанности и определяющая личностный рост школьников:

-

накопление школьниками основных социальных знаний;

-

развитие позитивных отношений школьников к базовым национальным ценностям;

-

приобретение школьниками опыта самостоятельного ценностно- ориентированного социаль
ного действия

В реализации воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников педагоги

ориентируются на поддержку воспитательных усилий родителей школьников, привлекают к
решению вопросов воспитания школьников их родителей (лиц, их заменяющих), используют

разноплановые формы взаимодействия с семьей для повышения эффективности воспитательного

влияния на школьников.

В МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги работают кружки «Информатика», «Мы любим русский
язык», «Мы изучаем английский язык», «Шахматы», «ЮиД», «Функциональная грамотность»,

«Разговор о здоровом питании». Результатом целенаправленной работы по выявлению и развитию
способностей обучающихся является их участие в конкурсах, выставках, соревнованиях различного
уровня, где они становятся победителями и призёрами, получая общественное и личностное

признание.

Школа имеет

собственные

электронные

периодические и непериодические

издания,

мультимедийную редакцию, публикующие издания на школьном сайте. Они играют особую роль в

приобщении обучающихся к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как

радикально отличаются от красочных интернет-изданий.
Социальными партнёрами МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги в организации воспитательной
деятельности с обучающимися являются «Центр детского творчества», Спорткомитет, Дворец

культуры, парк «Оленьи ручьи».

Основными традициями воспитания в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги являются:

-ключевые общешкольные дела, являющиеся стержнем годового цикла воспитательной
работы МКОУ СОШ №1

г. Нижние Серги через которые осуществляется интеграция

воспитательных усилий педагогических работников;

-коллективная

разработка,

планирование,

коллективное

коллективное

проведение

и

коллективный анализ их результатов;
- совместные дела обучающихся и педагогов, при которых по мере взросления обучающегося

увеличивается и его роль в (от пассивного наблюдателя до организатора);
- педагогические работники МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги ориентированы на

формирование коллективов в рамках образовательных классов, кружков, студий, секций и иных

детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги является классный

руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Традициями центра являются: линейка, посвященная Дню знаний , день самоуправления и

концерт в честь Дня учителя, конкурс «Ярмарка талантов», Новогодняя сказка для малышей и
новогодние огоньки, мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, концерт, посвящённый

8 Марта, «Конкурс песни», «Широкая масленица», театральный фестиваль, День памяти,
посвященный Дню Победы, Шоу -программа «До свидания, школа начальная».

Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МКОУ СОШ №1 г.

Нижние Серги принимает участие:
-

«Орлята России»

-

Школьный театр « Маска»

-

Школьный спортивный клуб «Шахматы»

-

ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ.

Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные практики:

1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания - процесс совместной работы
ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но с
неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития

творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

2. Театр как средство воспитания личности обучающихся.
3. Спортивно-оздоровительная работа - создание условий для развития физически здоровой

личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного спортивного клуба.

Проблемные

зоны,

дефициты,

воспитательной деятельности:

препятствия

к

достижению

эффективных

результатов

в

1.

Сотрудничество

с

родителями

-

недостаточно

инициативный

отклик

родительской

общественности на призыв школы к решению проблем организации воспитательного процесса.

2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей - личное общение часто

заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:

1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации, проведению
воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.

2. Поощрение деятельности активных родителей.

3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч
с родителями.

3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Воспитательная работа МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Урочная деятельность», «Внеурочная
деятельность», «Классное руководство», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно­
пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и
безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Каждый из модулей обладает
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.

Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе
МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги
3.2.2. Модуль "Основные школьные дела".
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:

-

общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы (День солидарности в
борьбе с терроризмом, День народного единства, День Победы, День России);
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире
(«Бессмертный полк», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», «День волонтера»);;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе (праздник «Прощай, начальная школа!»);
- церемонии награждения (по итогам учебного года) обучающихся и педагогов за участие в
жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вклад в развитие образовательной организации, своей местности (торжественные линейки);
- социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности («Собери ребенка в школу», «Помогая городу, помогаю
себе», «Ветеран живет рядом», «Здоровье - твое богатство», «Коробка добра», «Покорми
птиц зимой», «Сад Победы», «Миска добра»)
- проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями для жителей населенного пункта (спортивные соревнования «Папа, мама, я спортивная семья», Дни открытых дверей, отчетный концерт, флешмобы);

-

-

вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов,
с педагогическими работниками и другими взрослыми.

3.2.3. Модуль "Урочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в

рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются

конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
-

максимальное

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебных

предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно­

нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,

вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
-

включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям

целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач

уроков, занятий;
-

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики

в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
-

выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность
в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми

ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
-

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,

выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
-

применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести

опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения

и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
-

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и

педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

-

организацию

и

наставничества мотивированных

неуспевающими

в

одноклассниками,

том

эрудированных

числе

с

особыми

обучающихся

над

образовательными

потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
-

инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование
и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

3.2.4. Модуль "Внеурочная деятельность".
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения

индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,

занятий :
-

курсы,

занятия

патриотической,

гражданско-патриотической,

военно-патриотической,

краеведческой, историко-культурной направленности («Разговоры о важном», «Моя малая
Родина»);

-

курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому

краеведению (исследовательские проекты «Я- исследователь»):
-

курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской

направленности (кружок «ЮИД», «Мы любим русский язык», «Магия чисел», «Мы изучаем
английский язык»);

-

курсы, занятия экологической, природоохранной направленности

-

курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров
(кружок «Вокальный»);

-

курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; курсы, занятия оздоровительной и

спортивной направленности («Разговор о здоровом питании», «Физкультура», «Шахматы»).

3.2.5. Модуль "Классное руководство".
Реализация

воспитательного

потенциала

классного

руководства

как

особого

вида

педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации

обучающихся,

может

предусматривать

(указываются

конкретные

позиции,

имеющиеся в образовательной организации или запланированные):

-

планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;

-

инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных

делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;

организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных
дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями,

давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и

внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся,

классные вечера;

выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких
правил поведения в образовательной организации;

изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по

нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание

взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое), совместный
поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых
они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование

единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или)
разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к

участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать
обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;

организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей
об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь

родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;

создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении
вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;

привлечение родителей
организации

и

(законных

проведению

представителей), членов

воспитательных

дел,

семей

мероприятий

обучающихся к
в

классе

общеобразовательной организации;

проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.

и

3.2.6. Модуль "Внешкольные мероприятия".
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:

-

-

-

-

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами образовательной организации (игры, квесты, походы);
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые
педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям (декада правовых знаний, предметные недели, кинолектории);
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие
и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты
и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально­
психологического комфорта.

3.2.7. Модуль "Организация предметно-пространственной среды".
Реализация

воспитательного

предусматривать

совместную

предметно-пространственной

потенциала

деятельность

педагогов,

обучающихся,

среды

других

может

участников

образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или

запланированные):
-

оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию

государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,

муниципального образования (флаг, герб), изображениями

символики Российского

государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
-

организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской
Федерации;

-

размещение карт России,

регионов,

муниципальных

образований

(современных и

исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,

художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с

изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических,

гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,

живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной

духовно-нравственной,

воспитательной

гражданско-патриотической

направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна
Российской Федерации;

разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе "мест

гражданского почитания" (в том числе, если образовательная организация носит имя

выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и других) в
образовательной

помещениях

организации

или

на

прилегающей

территории

для

общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов

воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого этажа,

рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию

позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты
об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другое;

разработку

и

популяризацию

символики

образовательной

организации

(эмблема),

используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся

в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами
друг друга;

поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;

разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и

игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на
которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои
книги, брать для чтения другие;

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их

родителями
территории;

по

благоустройству,

оформлению

школьных

аудиторий,

пришкольной

-

разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,

церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
-

разработку и обновление материалов (стендов,

плакатов,

инсталляций и других),

акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.

3.2.8. Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)".
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции,
имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
-

-

-

-

-

-

-

создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации,
классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете
образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
дни открытых дверей, когда родители (законные представители) могут посещать уроки и
внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных
вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей,
социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной
организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и
общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

3.2.9. Модуль "Самоуправление".

Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги предусматривает:
-

организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Актив класса),
избранных обучающимися;

-

совместное планирование и организация классных дел Активом класса;
реализация программы развития социальной активности учащихся начальных классов
«Орлята России».

3.2.10. Модуль «Детские общественные объединения»
На базе центра действуют несколько детских объединений - первичное отделение РДЦМ
(Российское движение детей и молодежи «Движение первых»), «Орлята России», отряд юных
инспекторов движения.
В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения
Всероссийский детский центр «Орлёнок» и Российское движение школьников с сентября 2023 года
реализуют программу развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята

России».
Программа направлена на формирование социально-значимых ценностей обучающихся - Родина,

Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Цель данной программы: направлена на достижение национальных целей Российской Федерации,
создание условий воспитания социально ответственной личности учащихся начальной школы
общеобразовательных организаций.

Задачи:

-

вовлечение школьников в выявление и признание социальной проблемы, достижения
согласованной цели или реализации будущего мероприятия;

-

вовлечение школьников в процесс коллективного планирования общего дела;

-

развитие у детей познавательного (исследовательского) интереса, умения искать и

обрабатывать информацию;

-

развитие у детей навыков работы в группах и командной работы;

-

развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта (терпимость к чужому
мнению, умение договариваться, мотивировать свою позицию, управлять эмоциями и т.д.);

-

создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала ребенка.

Отряд юных инспекторов движения ЮИД- объединение школьников, которое создано для
воспитания у обучающихся чувства ответственности и культуры участника дорожного движения,

профессиональной ориентации; широкого привлечения детей к организации пропаганды правил

безопасного поведения на улицах и дорогах среди учащихся младших и средних классов
общеобразовательных организаций.

Воспитательный потенциал деятельности отряда ЮИД реализуется через:

-

профилактическую

по

работу

детского

предупреждению

дорожно-транспортного

травматизма среди детей младшего школьного и подросткового возраста посредством
проведения

бесед,

викторин,

игр,

соревнований, конкурсов,

тематических уроков,

праздников, постановки спектаклей;

-

выступления агитбригад;

-

информирование обучающихся о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и
основах безопасного поведения на улицах и дорогах в школьных СМИ.

3.2.11. Модуль "Профилактика и безопасность".
Реализация,

воспитательного

потенциала

профилактической

в

деятельности

целях

формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации может

предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации
или запланированные):

-

организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной
профилактической

эффективной

организации

среды

безопасности

обеспечения

жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

-

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности,

выделение

психолого-педагогическое

и

сопровождение

групп

риска

обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое);

-

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,

координаторов

школьной

службы

работников

медиации,

социальных

служб,

правоохранительных органов, опеки и других);
-

разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного

взаимодействия;

-

вовлечение

обучающихся

в

воспитательную

деятельность,

проекты,

программы

профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными

партнерами

(антинаркотические,

антиалкогольные,

против

курения,

вовлечения

в

деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в

социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности

движения,

дорожного

противопожарной

безопасности,

антитеррористической

и

антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);

-

организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого
поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным

воздействиям, групповому давлению;

-

профилактику

правонарушений,

девиаций

посредством

организации

деятельности,

альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя

(походы,

спорт),

значимого

общения,

творчества,

деятельности

(в

числе

том

профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);

-

предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,

расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и

других);

-

профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого­

педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты и другие).

3.2.12. Модуль "Социальное партнерство".

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в МКОУ СОШ №1 г.

Нижние Серги предусматривает:
-

участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о

сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы

воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и
другие);

-

участие

представителей

внеурочных

занятий,

организаций-партнеров
внешкольных

в

мероприятий

проведении

отдельных

соответствующей

уроков,

тематической

направленно сти;
-

проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;

-

проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с
представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся
жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны;

-

реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с

организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и

другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование

окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Социальными партнёрами МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги в организации воспитательной
деятельности с обучающимися являются Дворец культуры, парк «Оленьи ручьи», «Центр
детского творчества», Спорткомитет.

3.2.13. Модуль "Профориентация".
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы МКОУ СОШ №1 г.

Нижние Серги в начальной школе включает в себя профессиональное просвещение школьников с
целью познакомить их с миром профессий, определить сферу интересов обучающихся.

Задача совместной деятельности педагога и ребенка - сформировать у школьника
положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для
общества.

Эта работа осуществляется через следующие виды, формы и содержание деятельности:
освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности;

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

профориентационные игры - деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о

типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих

профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

встречи с носителями профессий (очные и онлайн);
участие обучающихся в мероприятиях всероссийских профориентационных проекте

«ПроеКТОриЯ»,
проведение родительских собраний профориентационной направленности.

Социальными партнёрами МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги в профориентационной работе

являются профессиональные учебные заведения (Сергинский многопрофильный техникум, парк
«Оленьи ручьи», отделение архива администрации Нижнесергинского муниципального района)

4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся обеспечивают педагог - психолог,
социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Воспитательный процесс в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги обеспечивают специалисты:

директор, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию и

по взаимодействию с детскими общественными организациями, педагог-организатор, социальный

педагог, классные руководители.
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги

обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:

•

Положение о классном руководстве.

•

Положение о школьном методическом объединении.

•

Положение о ВСОКО.

•

Положение о Совете профилактики.

•

Положение об Управляющем совете.

•

Положение о социально-психологической службе.

•

Положение о внеурочной деятельности обучающихся.

•

Положение об ученическом самоуправлении.

•

Положение о первичном отделении РДЦМ «Движение первых».

•

Положение о школьном спортивном клубе.

•

Положение о школьном театре.

•

Правила внутреннего распорядка для обучающихся

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы по адресу:
https://nsergl.uralschool.ru/

4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

4.3.1. В образовательной организации уровне НОО 4 обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Для данной
категории обучающихся в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги созданы особые условия.

На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и

самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития
отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская

и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей', педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает

условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ

обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной

социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;

- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей

каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению

уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.

При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа
ориентируется:

•

на

формирование личности

ребенка с

особыми

образовательными

потребностями

с

использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов

воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми
образовательными

потребностями

и

их

сверстников,

с

использованием

адекватных

вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы

воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с

особыми образовательными потребностями.

4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся.

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности

обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную

жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.

4.3.1. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:

-

публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,

проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
-

соответствия

артефактов

процедур

и

награждения

укладу

общеобразовательной

организации, качеству воспитывающей среды;
-

прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное

следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур);

-

сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и
коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную

активность

обучающихся,

преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися, получившими и не получившими награды);

-

привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества,

самих

обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),

сторонних организаций, их статусных представителей;
-

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).

4.3.2. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности: процедуры публичных награждений.

4.4. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего

образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной

работы.

4.5. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

-

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

-

приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не

количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной

организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между

педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
-

развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его

результатов

для

совершенствования

воспитательной

деятельности

педагогических

работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования

воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);

-

распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся

ориентирует на понимание

того,

что

личностное развитие

-

это результат как

организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует

наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.

4.6. Основные направления анализа воспитательного процесса

Анализ

проводится

классными

руководителями

вместе

с

заместителем

директора

по

воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным

педагогом ) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете.

Основным способом получения информации о результатах воспитания,

социализации и

саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых.

Способами

получения информации

о

состоянии

организуемой

совместной деятельности

обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися

и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями
совета обучающихся.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного

потенциала:
• проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

•

урочной деятельности;

внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;

внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;

взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
•

деятельности детских общественных объединений

деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;

деятельности по профориентации обучающихся;

Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в текущем

учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».