Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Нижние Серги
Рабочая программа по курсу
Музыка» для
обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс
Подписано цифровой подписью: Мартьянова Елена
Борисовна
DN: cn=Мартьянова Елена Борисовна, o=МКОУ СОШ №1 г.
Нижние Серги, ou=Директор, email=163101@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.09.10 12:48:29 +05'00'
1. Пояснительная записка
Цели и задачи образования, обучающихся с задержкой психического развития в 4
классе.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Цель образования в 4 классе состоит в доступном для конкретного обучающегося
приближении познавательного и социально-личностного развития к условнонормативному за счет прогресса в овладении способами произвольной регуляции
деятельности и поведения, улучшения качества базовых учебных умений
(сформированность письма и чтения, овладение четырьмя арифметическими действиями),
расширения и уточнения представлений об окружающем, формирующих адекватную
картину мира, максимального преодоления неспецифических дисфункций, затрудняющих
становление школьно-необходимых умений, достижения достаточного уровня
социопсихологической адаптированности (личностных результатов образования).
Именно в 4 классе (при наличии предшествующего коррекционно-развивающего обучения)
можно сделать достаточно надежный вывод о перспективах преодоления имеющегося
отставания. Поскольку в конце начальной школы обучающийся с ЗПР должен овладеть тем
же объемом основных знаний, что и школьник с условно-нормативным развитием, в 4
классе особое внимание уделяется знакомству с формами предъявления заданий,
включаемых во Всероссийские проверочные работы (ВПР). Приобретение некоторого
опыта в решении подобных заданий способствует как умственному развитию, так и
преодолению недостатков произвольной регуляции, повышенной тревоги из-за отсутствия
навыка выполнения подобных заданий. Вместе с тем следует отметить, что работа такого
рода должна проводиться очень постепенно, от простого к более сложному, а не
превращаться в «натаскивание» на способ решения. Нецелесообразно использовать в
качестве методического руководства пособия для подготовки к ВПР, т.к. дети еще не имеют
достаточных предпосылок для успешного их выполнения. Педагогам рекомендуется
ориентироваться на примеры заданий, приведенных в ПРП по конкретным предметам.
Важнейшими задачами образования в третьем классе являются:
формирование умений грамотного письма и начального навыка самостоятельного
построения связного письменного высказывания, а также продолжение работы над
обучением морфологическому и синтаксическому разбору, определяющему осознанное
применение грамматических правил;
совершенствование навыка чтения, его сознательности, правильности, выразительности,
овладение умениями монологической речи (связного высказывания), формулировки и
несложной записи вывода по прочитанному тексту, привитие вкуса к чтению, расширение
словарного запаса;
Оценка предметных результатов образования зависит от конкретных достижений
обучающегося, его индивидуального продвижения, но в 4 классе она обязательно
соотносится с общими требованиями для того, чтобы более точно определять степень
приближения, обучающегося к уровню, позволяющему осваивать образовательные
программы общего типа. Вместе с тем низкие оценки за академическую успешность еще не
имеют для него мотивирующего значения, поэтому при оценивании следует выбирать
щадящую тактику.
2. Планируемые результаты
Музыка:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли
в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной
музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений
различных жанров;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
3. Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа
музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как
озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественнообразного
содержания произведений.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие
представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,
симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для
детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных,
исторически
сложившихся
традиций.
Региональные
музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Приложение № 1
Календарно – тематическое планирование
«Музыка»
34 часа, 1 час в неделю
2021 – 2022 учебный год
ДАТА
№ п/п ПЛАН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ФАКТ
ТЕМА УРОКА
1 четверть
8,5 недель (9 часов)
«Мелодия»
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»
«Святые Земли Русской» «Кирилл и Мефодий»
«Праздников праздник, торжество из торжеств»
«Светлый праздник»
«Народные праздники. Троица»
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»
Зимнее утро. Зимний вечер
2 четверть, (7,5 недель, 7 часов)
«Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»
«Ярмарочное гуляние»
«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»
«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»
«Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России»
«Оркестр Русских Народных Инструментов.
«О музыке и музыкантах»
3 четверть (10 недель, 10 часов)
«Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо»
М.П. Мусоргский «Старый замок».
«Счастье в сирени живет....»
«Не молкнет сердце чуткое Шопена.»
«Патетическая соната. Годы странствий»
«М.Глинка опера «Иван Сусанин»
« Сцена в лесу» Опера «Иван Сусанин»
«М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младшенькая»
«Восточные мотивы в музыке русских композиторов»
«Балет Игоря Стравинского «Петрушка»
4 четверть (8 недель, 8 часов)
«Театр музыкальной комедии»
«Прелюдия»
«Исповедь души»
«Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»
«Музыкальные инструменты. Гитара.»
«Музыкальный сказочник»
«Рассвет на Москве-реке»
«Обобщение»